Зачем доярке интегралы? (Размышления о вреде стереотипного подхода к учащимся)
Чему-нибудь и как-нибудь
«У нас все дети талантливы!» — красивый лозунг... И тестирование не нужно: после 8 класса отсеивали самых непонятливых в ПТУ и техникумы, остальных учили по единой программе, на одном уровне сложности.
Иногда везло на педагогов – и дети получали качественные знания. Но чаще какая-нибудь историчка или литераторша указкой по столу лупила – шум, не слушают, неинтересно. Увлекательно изложить тоскливый материал могли единицы. Массам просто вдалбливали в головы какой-то объем знаний.
Появлялась мода (скажем, на информатику), и ее внедряли, как хрущевскую кукурузу, везде, в том числе и там, где она никому была не нужна.
Долой правило буравчика!
Мне уже почти 60, но с тоской вспоминаю уроки математики, физики, астрономии. Мне бы узнать, как расположены созвездия, - а приходилось решать множество задач на законы Кепплера. Что-нибудь бы прикладное из физики: на этом законе основано действие таких-то и таких-то приборов (когда мы сделали гирлянду по принципу последовательного соединения проводников, а потом физик выкрутил одну лампочку – и погасли все огоньки, идею запомнила на всю жизнь!). Но лабораторные работы такого типа можно было перечесть по пальцам, всё остальное время будущие гуманитарии страдали, изучая законы преломления света, раскладывая силы на составляющие, безбожно путая правило правой руки с правилом буравчика…
С отличием окончив филфак, я убедилась: меня никто в жизни не спросит, чему равен косинус угла 30 градусов, мне никогда не придется вычислять объем усеченной пирамиды или пользоваться логарифмической линейкой…
Полагаю, что и будущим физикам, конструкторам, лётчикам нужно было рассказывать не о классовой принадлежности героев Пушкина или Толстого, а о красоте слога, о приемах создания эффекта легкости стиха – это гораздо интереснее сочинений «Одиночество Базарова» или «Прогрессивность учения Чернышевского». Глубоко уверена, что мой супруг, кандидат физ.-мат. наук, не отличит Базарова от Кирсанова, не вспомнит, что стало с Ольгой после смерти Ленского и т.п. И правильно! Потому что это ему не нужно и неинтересно.
Из нас всех готовили болванки, которые, слегка обтесав, можно было приспособить к чему угодно, но абсолютно не годные к самостоятельной учёбе, не имеющие собственных идей, не умеющие мыслить.
А как это делается там, у них?
Ни одна система образования не совершенна – это аксиома.
Японская, основанная на поощрении соревновательности, приводит к неврозам и даже самоубийствам юношей, не сдавших с блеском экзамен.
Американская – четко разграничивает «паблик скулз» (обычные школы) и «прайвет скулз» (для тех, чьи родители могут оплачивать обучение). Паблик скул отличается добрым отношением к детям, вниманием к их настроению, учетом особенностей ученика – но никак не отвечает за результаты труда: в 3-4 классе дитятко может не уметь бегло читать и отвечать на вопросы. В привилегированных школах воспитывается будущая элита. Конечно, и в обычной школе встречаются умненькие дети, если им удалось школу окончить, сочетая это со спортивными или научными занятиями, почти любой колледж рассмотрит их заявления и примет на учебу к себе. Но вот в Йель или Принстон такие дети попадают редко.
Мне как-то симпатична система израильская. Возможно, она работает только в маленькой стране, но… По итогам года учитель с родителями каждого ученика совещается, как исправить за лето его отставание в чем-то. Начальный этап учебы – 6 лет. В 7-9 классах дают основы знаний: как минимум два языка, математика, физика, химия, история, Священное Писание, спорт, рисование, музыка и т.п. О каждом одаренном ребенке сообщается в Министерство просвещения, таких детей собирают в летние лагеря по интересам. После 9 класса ученик выбирает профиль учебы: общий, технический, математический, гуманитарный и т.п. Кто хочет стать литератором или художником, математику изучает на простом уровне, а профильные предметы – на самом высоком. Будущий физик на низком уровне изучает языкознание и искусство, а по профильным предметам берет самый сложный уровень. Ряд предметов изучается по желанию: второй и третий иностранные языки, черчение, физика, химия (хочешь – учишь, хочешь – нет). Такая система позволяет ребенку не тратить сил и времени на то, что никогда в жизни не пригодится.
А если еще не знает, чем займется? Есть общий профиль, где учатся, как в советской школе, всему одинаково. Не собираешься в университет – можно пойти в школу, которая дает специальность (парикмахер, портной, электрик) и частичный аттестат зрелости, который можно дополнить потом.
Особо одаренных детей собирают в специальные школы-интернаты, учат по индивидуальным программам, они становится музыкантамм, ученымм, поэтами, общественными лидерами… Учтены интересы всех.
Мне это нравится. А вам?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.