Классное руководство. Приказ учителю: Объять необъятное!, или «И швец, и жнец, и на дуде игрец»
В.А. Сухомлинский: «Нет в мире… более тяжелой, более изнурительной работы, чем работа педагога». (Слова, написанные великим педагогом перед смертью.)
Каждый учитель-практик знает, что вместе с нагрузкой по предмету (при чем здесь он волен брать предлагаемые часы или не брать) ему поручают классное руководство. Чаще всего у него нет возможности отказаться. В последнее время выходит множество статей, заметок, публикаций о школе и ее проблемах. Но почему-то не поднимается одна из важнейших — проблема классного руководства. А в чем собственно проблема? В следующем: две работы «повешены» на одного человека за одну зарплату, да и не самую высокую. А ответственность классный руководитель несет за все: от жизни и здоровья детей до покраски плинтусов в учебном кабинете. Да, ремонт школьных классов чаще всего проводится за счет родителей. Но во время ремонта классный руководитель присутствует, за всем следит, многое делает сам, не считаясь с потерями личного времени. Что касается меня, то каких только ремонтно-покрасочных работ я не выполняла! Могу, практически, все!
Каверзный вопрос: Кстати, а кто красит плинтуса и стены в кабинетах врачей, бухгалтеров, юристов? Не они сами? А почему? И таких «почему» очень много.
Сегодня у нас в школе тематический педсовет. Тема: «Классное руководство». Наскоро дожевывая обед, мы с коллегами поднимаемся на второй этаж и рассаживаемся, как ученики, за парты. Сегодня заместитель директора по воспитательной работе будет поднимать наш профессиональный уровень по заявленной теме.
Нам раздают методички с названием «Классный руководитель — кто это в современной школе?». Заместитель директора начинает собрание, объявляя, что сегодня мы освежим свою память, повторив обязанности классного руководителя. Я, уже предчувствуя недоброе, начинаю читать некоторые положения и концепции классного руководства, изложенными в умной методичке.
Кто же такой классный руководитель?
Цитирую: «Классный руководитель — это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для
индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности».
Ничего себе определение! И сразу в голове возникает вопрос: «Но как же так?!» Во-первых, в государственных педагогических университетах совершенно не учат быть классным руководителем, не считая двухмесячной практики в школе. Очень хорошо учат теоретическим наукам вообще. Но даже и разговору нет о многих вещах. Например:
- что значит быть классным руководителем, каковы его должностные обязанности;
- как готовить и проводить родительское собрание, особенно тематическое;
- как организовывать различные классные и внеклассные мероприятия;
- что такое классный час;
- как оформлять учебный кабинет;
- как заполнять школьную документацию;
- как общаться с проблемными детьми;
- как строить бесконфликтные отношения с родителями учащихся и как гасить конфликты, если уж они возникли.
До всего этого и многого другого лично мне пришлось доходить своим умом, уже работая в школе, преодолевая многочисленные сложности. Кстати сказать, никто в университете не объяснил, что классное руководство — это обязательное (попробуйте отказаться в реальной жизни!) дополнение к вашей нагрузке как учителя-предметника. Может быть, студентам педуниверситетов специально не рассказывают о работе классного руководителя и его должностных обязанностях? Иначе, узнав все это заранее и уточнив, как оценивается труд классного руководителя, из молодых специалистов вообще никто не захочет идти работать в школу.
Второе «но». Учителя-предметники в российской школе из-за низкой зарплаты вынуждены вести по 1,5-2 ставки и даже больше. А еще подготовка к урокам, проверка тетрадей. А семья и личные дела? Получается, что классное руководство — это так, между делом. Так что же обязан делать классный руководитель «между делом»?
Читая ту, ну очень умную, методичку, а именно — раздел «Должностная инструкция классного руководителя», я вдруг взяла лист бумаги и составила таблицу. Вот она:
Цитаты из методички |
Размышления автора |
Примерный расход времени классного руководителя |
1. «Классный руководитель является руководителем учебно-воспитательного процесса в классе». |
То есть отвечает за все, что происходит с учащимися данного класса, при чем в любое время, не только в учебное. |
Не регламентировано. |
2. «Должен знать психолого-педагогические особенности детей данного возраста, изучать индивидуальные психологические особенности учащихся своего класса». |
А в классе 30 человек. |
Не регламентировано. |
3. «Формирует классный актив, его самостоятельность». |
Попробуйте сформировать самостоятельность хотя бы у одного ребенка — своего собственного для начала. |
Не регламентировано. |
4. «Должен осуществлять контроль за дисциплиной, поведением, успеваемостью, посещаемостью учащихся своего класса». |
То есть классный руководитель должен ежедневно обежать всех (ну или почти всех) учителей-предметников, собрав всю информацию о дисциплине, поведении, успеваемости всех учащихся своего класса, отметить отсутствующих и выяснить причины отсутствия. |
Приблизительно 40 мин. –1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.
|
5. «Правильно и своевременно оформлять школьную документацию и сдавать необходимые сведения зам. директора и/или зав. кафедрой». |
То есть заполнять классный журнал, дневники учащихся, сдавать отчеты успеваемости и посещаемости по своему классу. |
Заполнение журнала- 20-30 мин. в день, т.е. 2,5 ч. в неделю; дневники — 4 ч. в неделю; отчеты — 2 ч. в четверть, т.е. 15 мин. в неделю. Всего: 6 ч. 45 мин. в неделю. |
6. «Держать оперативную связь с родителями, проводить регулярные родительские собрания». |
А сколько времени уходит на подготовку родительского собрания и на его проведение; на беседы с родителями; на обзванивание учащихся вечером; на индивидуальные беседы с родителями, которые могут подойти к учителю в любое время? |
Подготовка родительского собрания — 2,5 ч. в месяц, т.е. 40 мин. в неделю; его проведение — 3 ч.в месяц, т.е. 45 мин. в неделю. Беседы с родителями —1 час в день, т.е. 5 ч. в неделю. Всего: 6 ч. 25 мин. в неделю. |
7. «Организовывать творческую работу в каникулярное время». |
Обратите внимание на два слова: «творческую» и «каникулярное». То есть классному руководителю нужно самому быть артистом, режиссером, массовиком затейником и т.п. в свободное от уроков по своему предмету время. |
Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю. |
8. «Организовывать в классе трудовую деятельность по уборке класса, пришкольной территории, дежурству по школе». |
Рядом с детьми рука об руку мыть класс и школу, убирать территорию вокруг школы. (Работать уборщицей и прачкой; я лично всегда сама стирала шторы из кабинета) |
Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю. |
9. «Активно взаимодействовать с учителями-предметниками, анализируя психологическую ситуацию в классе». |
Итак, бегом по всем учителям-предметникам в роли психолога. |
Не регламентировано.
|
10. «Активно взаимодействовать со школьными психологами для изучения индивидуальных особенностей коллектива». |
И не забывай, т.к. ты — психолог и аналитик, изучать новинки психолого-педагогической литературы! |
Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю. |
11. «Проводить психолого-педагогические консилиумы по своему классу». |
Ты — организатор- психолог других учителей, а также координатор их работы. |
Не регламентировано. |
12. «Участвовать с классом во всех школьных делах». |
Чтобы в них участвовать, их нужно сначала подготовить и отрепетировать. Попробуйте у себя дома придумать, поставить, отрепетировать небольшой спектакль, например, ко дню рождения своего ребенка. |
Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю. |
13. «Обязан посещать семинары классных руководителей, педсоветы и производственные совещания». |
Опять прибавляем неоплачиваемые часы к основной нагрузке. |
Приблизительно 1,5 часа в неделю. |
14. «Классный руководитель несет персональную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей. Несет персональную ответственность за качество преподавания». |
Еще и в тюрьму можно угодить, ну или под суд. Суть последнего предложения не совсем ясна, отвечает ли классный руководитель за уровень преподавания других учителей или только за свой собственный уровень. |
Постоянно. |
Расчеты времени даны по минимуму из личного опыта работы классным руководителем.
Далее научная методичка сообщает мне, что основной принцип работы классного руководителя — это принцип личностного подхода. «О личности надо знать как можно больше, для этого ее нужно изучать, исследовать. Это значит, работать много и кропотливо». К сожалению, ну, очень научная методичка, не учит, как мне «работать много и кропотливо» по изучению каждого учащегося между делом, ведя при этом почти две ставки по своему предмету и имея семью и двоих детей.
Далее методичка мне объясняет, что «классный руководитель как административное лицо обязан»… Рука снова тянется к бумаге, и я рисую очередную таблицу:
Цитаты из методички |
Размышления автора |
Примерный расход времени классного руководителя |
1. «Организовать учебно-воспитательный процесс в классе. Обязательным при этом является посещение пяти уроков в неделю». |
Еще плюс пять часов в неделю к своей основной нагрузке. |
5 часов в неделю. |
2. «Нести ответственность за состояние классного журнала». |
Хотя в нем пишут еще, по меньшей мере, 10 взрослых человек, но ответственен один классный руководитель. |
Постоянно. |
3. «Нести ответственность за санитарное состояние прикрепленного кабинета». |
Хотя лично он (классный руководитель) может работать совсем в другом кабинете на другом этаже. |
Постоянно. |
4. «Изучать семейные и бытовые условия жизни воспитанников, поддерживать тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребенка. При этом обязательным является посещение учащихся на дому (6-8 человек в месяц), а также проведение одного тематического родительского собрания в четверть». |
Проведите эксперимент: за месяц нужно объехать 6-8 своих знакомых, живущих в разных районах города, и просто с ними поговорить. Сколько на это уйдет сил, времени, и, между прочим, денег на проезд? В наше время школу выбирают чаще не по географическому расположению, а по иным критериям. Многие дети ездят в школу из разных районов города. |
Посещение 8 человек в месяц — по 2 человека в неделю. На посещение одного человека требуется примерно 1 час вместе с дорогой, т.е. 2 часа в неделю, если повезет с транспортом и ученик живет не очень далеко. Подготовка к тематическому родительскому собранию — 2 часа в месяц. |
5. «Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами». |
Вовлекать 30-35 человек — завлекать, увлекать, развлекать! |
Постоянно. |
6. «Осуществлять постоянное изучение личности учащегося и корректировку его воспитанности. При этом обязательным является ведение на каждого ученика психолого-педагогической карты, запись в которой производится один раз в 6 недель, не менее 4 раз в год». |
На каждого ученика «карточка больного» и «история болезни»?! Сколько уйдет времени на их оформление? |
30 человек по 10 мин. в неделю на каждого, т.е. 5 часов в неделю. |
7. «Фиксировать психологические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить эффективные способы педагогической корректировки». |
Работа с администрацией школы. А также работа в качестве психотерапевта и если надо психиатра. А что, если «эффективные способы педагогической корректировки» никак не находятся?! |
Постоянно. |
8. «Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, психолого-педагогической карты на каждого ученика, педагогический дневник». |
Кроме карт еще и личный педагогический дневник! |
Приблизительно 1 час в неделю. |
Видит око, да ум не поймет! Когда же и каким образом я, как классный руководитель, должна со всем этим справиться?!
Кроме того, классный руководитель проводит с классом 15 мин. в столовой, наблюдая за питанием ребят. Это еще 1,5 часа в неделю. После уроков он сопровождает учащихся в раздевалку. На это уходит около 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю. На ежедневные сборы денег на самые разные нужды уйдет еще 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю.
Итого: рабочая неделя классного руководителя получается более 50 часов. Подсчеты были сделаны на основе личного 20-летнего педагогического опыта автора, и очень приблизительно.
Итак, считаем дальше: 50 часов в неделю, т.е. около 7 часов в день, считая и выходные дни. Разложим на отдельные составляющие рабочий день учителя, добросовестно выполняющего свои профессиональные обязанности: 7 часов в день — классное руководство; 6 уроков в день по своему предмету; 2 часа в день — проверка тетрадей; 2 часа в день — подготовка к урокам следующего дня. Расчеты временных затрат проведены с предположением, что классный руководитель будет все вышеперечисленное проделывать молниеносно, ни на что, никуда ни на секунду не отвлекаясь.
Итого: 17 часов — такова продолжительность рабочего дня учителя и одновременно классного руководителя в школе.
Итак, усилий классный руководитель затрачивает видимо-невидимо. Но, видимо, нашему обществу это все остается не видимо, судя по оплате учительского труда!
Одним из признаков цивилизованного общества считается личное, свободное время человека. Свободное время считается богатством. Если люди работают в вечернее время, они получают 25% надбавку к зарплате. Если работа в выходные или праздничные дни, то полагается 50% надбавка. Российский же классный руководитель ведет свой класс в театр в воскресенье совершенно бесплатно. А также на пикники, вечерние дискотеки, спортивные соревнования, предметные олимпиады и т.п. А потом заполнение многочисленной школьной документации и составление отчетов.
Не забудьте, что все это надо делать безошибочно, подробно и, главное, быстро, так как ваша основная работа в школе — все-таки давать по 6 уроков в день; а дома нужно к ним подготовиться и проверить тетради. Делать это нужно тоже безошибочно, четко и тоже очень быстро, иначе спать вам будет некогда.
Кстати, в той заумной методичке не отражена еще одна сложнейшая работа классного руководителя — работа кассира. Да, к сожалению, в наше время родителям деньги сдавать в школу приходится очень часто. А представляете, каково классному руководителю их собирать? Деньги за питание собирает классный руководитель и потом, кстати, высчитывает и возвращает деньги детям, пропустившим обеды по какой-либо причине. С утра нужно пересчитать детей и заказать нужное количество обедов. А, может быть, это дело столовой?
За новые учебники тоже собирает деньги классный руководитель. Почему бы этим не заняться библиотеке или книжному магазину, эти книги поставляющему?
Приходит театральный кассир и дает классному руководителю 30 билетов. Через некоторое время он вернется за деньгами. Теперь классный руководитель продает театральные билеты. А разве это не работа распространителя билетов или билетной кассы?
Родительскую доплату техничке, убирающей класс, охраннику школы тоже собирает классный руководитель. А почему не завхоз школы?
А деньги на новогодние подарки, на разные вечера для детей и т.д. Спасибо, если иногда деньги собирает родительский комитет класса, но это случается, в основном, в начальной школе. В личной сумке классного руководителя почти всегда находится какая-то сумма (в основном, немалая) общественных денег, за которую он несет персональную ответственность, в общем, работает инкассатором, только без охраны. Итак, классный руководитель — это еще и кассир, бухгалтер и экономист.
Вы не забыли, что делать он это должен быстро, незаметно и безошибочно, ведя при этом две ставки и имея семью?
Читаю методичку дальше:
Раздел «Формы работы классного руководителя с детьми». «Классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы. При этом следует учитывать, что приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссионные, игровые, состязательные; творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, работа в проектах, психологические мастерские, позволяющие ребенку осознать самого себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно». Да, по истине, работа классного руководителя необъятна и бесконечна!
Еще методичка советует педагогу вести «специальную картотеку так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта».
Да уж, учитель в школе — это и швец, и жнец, и на дуде игрец!
Математическая задачка для коллег-учителей
Коллеги, хочу предложить решить вам несложную математическую задачку. Но ниже вы найдете текст задачки. Цифры, пожалуйста, вставьте в условие задачки сами.
Зарплата классного руководителя – … руб. в месяц. Наполняемость класса — ... человек. Сколько получает учитель за каждого ребенка: ... руб. разделить на ... учащихся =... руб. ... коп. за одного ученика в месяц, т.е. ... коп. / руб. за одного ученика в день.
В методичке написано о «принципе личностного подхода» и еще о развитии в каждом школьнике разных компетенций. Я вчитываюсь в текст, пытаюсь постигнуть. Каверзный вопрос возникает в моем пытливом мозгу. Неужели реально выполнить все должностные инструкции классного руководителя?!
В нашей стране уже много лет говорят то о реформе образования, то о его модернизации.
Неожиданная мысль: Пуганая школа реформ боится.
Еще говорят, количество детей заметно сокращается год от года. И куда девать учителей? Несколько идей по этому поводу.
- Создание малочисленных классов, в которых детям комфортнее учиться, а для учителя станет реальным осуществление принципа личностного подхода к учащимся.
- Обучение классному руководству в вузах и средних специальных учебных заведениях педагогического профиля.
- Создание должности освобожденного классного руководителя повсеместно, если мы, конечно, не хотим, чтобы наши дети были брошены. (Пока же они у нас просто брошены! Увы!) Пусть классный руководитель постоянно находится со своим классом и сидит на всех (или почти на всех) уроках. Кстати, многие проблемы были бы сняты. Например, проблема дисциплины, или проблема психологического насилия над ребенком на уроке. Во всяком случае, подобные и другие возникающие проблемы было бы легче разрешать. Вечером классному руководителю следовало бы обзванивать родителей учащихся (по 6-8 человек за вечер) или связываться с ними по электронной почте и сообщать им всю необходимую информацию. Ведь школьный дневник, если честно, почти умер. И, зачастую, связь с родителями почти отсутствует. Родители просто не проинформированы даже об элементарных школьных проблемах своих детей. Кстати, еженедельное проставление оценок из классного журнала в дневники учащихся отнимает у учителя еще 4-5 часов его личного времени.
- Два учителя ведут один урок (работают с одним классом) вместе. Возможно, один из них — опытный педагог со стажем, другой — начинающий. «Мастер и подмастерье» — методика обучения молодежи, придуманная нашими гениальными предками.
- Сделать здоровьесберегающие технологии основополагающими в школе. ЗОЖ ввести в качестве обязательного предмета, причем, в первую очередь, для учителей.
- Как нам представляется, главное в работе классного руководителя — это постоянное сотрудничество с ребенком, содеятельность, сотворчество с ним. Не нравоучения и поучения с бесконечными отчетами обо всем на свете, а общее дело и просто общение — вот что действительно воспитывает и учит. А этим нельзя заниматься качественно и эффективно на бегу, на лету, между делом. Классное руководство — не дополнение к работе, а, быть может, основная работа взрослых с детьми в школе.
Пожелание всем ученикам: Пусть ваши классные руководители будут действительно классными!
Ну, вот и закончилось наше производственное совещание о классном руководстве. Методички с перечисленными там обязанностями классного руководителя нам разрешено забрать с собой, чтобы перечитать их дома — в спокойной обстановке, в свободное от работы время. Ну что ж, буду читать и перечитывать, повышая свой профессиональный уровень. Ведь, как известно, учиться никогда не поздно. Только бы время и силы на все это найти!
А.С. Бикеева,
классная руководительница, учительница, писательница, мама двух взрослых дочерей, а также «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Краткие сведения об авторе:
Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях: от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. Публиковалась в журналах: «Иностранные языки в школе», «Английский язык в школе», «Родительское собрание», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Игра и дети», «Игры и игрушки», «Воспитание дошкольников», «Математика в школе», «Справочник классного руководителя», «Справочник заместителя директора школы», «Первоклассные родители», «Педагогическая мастерская: все для учителя», «Все для классного руководителя», «Английский язык: все для учителя», «Немецкий язык: все для учителя», «Растем вместе», «Музей», «Управление начальной школой».
Книги А. Бикеевой можно купить в магазинах OZON и Лабиринт:
- А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
- А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
- А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
- А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
- А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
- А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
- А. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады
Фото: Светлана Юсупова, рисунки: Алина Бикеева.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.