Эссе "Должность или призвание?" (несколько слов о педагогической науке)
Васько Екатерина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ханымей»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ханымей»
Учитель – тот, кто с добротой выводит
блуждающего на его дорогу.
Квинт Энний,
древнеримский поэт
блуждающего на его дорогу.
Квинт Энний,
древнеримский поэт
В течение жизни, читая книги, газеты, журналы, я всегда что-то подчеркиваю, выписываю и оставляю на память. Настал тот момент, когда решила собрать эти записи воедино. Что же оказалось? Все, что я записывала, так или иначе, имеет отношение к школе, педагогике, к моей профессии. Мне хочется поделиться своими размышлениями, поскольку все они касаются наших профессиональных интересов.
В жизни любого учителя есть светлые часы и дни, которые он вспоминает долгие годы с чувством гордости и радости. И все же, увы, не они возникают в моем сознании, когда я пытаюсь вызвать в своей памяти воспоминания о себе в те годы…
Я вспоминаю себя человеком нервным, постоянно спешащим, словно гоняющимся за собственной тенью. Часто находилась во власти процесса собственной кипучей деятельности, мне не хватало времени на осмысливание результатов. Да и всегда ли они были – эти результаты? Гораздо позже я ахнула, прочитав у В.Распутина в «Последнем сроке» о Варваре, «замученной бестолочью будней», словно о самой себе.
Спешка, дикий темп, то, что когда-то А.С. Макаренко называл «темпом угорелой кошки», - и сегодня все еще считается, чуть ли не нормой в работе учителя. В наш век, конечно, ритмом никого не удивишь:
Нету времени присесть, поговорить,
Покалякать, покумекать, покурить,
Нету времени друг друга пожалеть,
От несчастья от чужого ошалеть, –
как будто о нас, учителях, написал поэт Ю. Левитанский.
Устоять в гонке, противостоять ей, бороться за право выбирать то, что сегодня для школы является самым главным, не размениваться на мелочи – как все это сделать? Ясно, что тут необходимы особые подходы к организации всей жизнедеятельности школы. Необходим системный подход, т.е научный, основанный на теоретических знаниях, согласующихся с конкретной практикой.
Нам, педагогам, необходимо учиться проводить урок, воспитательное мероприятие на максимально высоком уровне или отказаться и не проводить его вовсе. Честно сказать себе, а потом детям: не умеем, не владеем, не беремся.
Вот давайте порассуждаем: учитель – это должность или призвание?
В словаре русского языка понятие «должность» толкуется как служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. Корень этого слова долг, а долг, как известно, - это уже категория этики: обязанность человека, выполняемая им из побуждений совести.
А «призвание»? В словаре определяется как склонность к тому или иному делу. А теперь закроем словарь и подведем итоги.
Учитель – должность, призвание, профессия. Следовательно, необходимо ответить на вопросы: что мы должны знать, уметь, любить, ненавидеть?
Знать – теорию воспитания, методику преподавания, детскую психологию и физиологию.
Уметь – четко формулировать свои педагогические идеи, привлекать союзников к их осуществлению, на высоком уровне проводить уроки, воспитательные дела, принимать лучшее, что есть в школах страны.
Любить – жизнь, свое дело, друзей и учеников.
Ненавидеть – педагогическое бессилие, безделье, лень и жестокость, педагогическое ханжество, хамство и равнодушие.
Каждый взрослый человек, а уж мы, педагоги, тем более должны до последнего верить в каждого ребенка, в то, что он сможет, станет лучше, в то, что он хороший.
Вот это последнее для нас с вами самое главное… Верить!
Мне очень понравился образ «спящей почки» в романе В.Дудинцева «Белые одежды»: «…есть такое понятие: спящая почка. У яблони её не видно, но садовник умелый обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побег…и у человека бывает что-то похожее на это явление. Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты – подлец или герой ».
Вот они – наши педагогические задачи: помочь каждому ребенку в детстве осознать, кто он, узнать себя, поверить в себя, в лучшее, что в нем есть; создать условия в школе, в классе, чтобы в каждом пробудились «спящие почки».
Римский философ Сенека сказал: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра».
Вернемся в сегодняшний день. «Цель пускает в ход процесс» - эти слова принадлежат Л.С. Выготскому. А теперь признаемся: осознанию своей деятельности мы ещё пока придаем очень мало значения. Прошел урок, праздник, поход. Ну и славно! Ну и хорошо! А хорошо ли? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда до начала нашего педагогического действия была поставлена цель. Без этого мы не знаем, полезным ли было для детей участие в вечере или нет… Не умея поставить цели перед собой, мы и детей этому плохо учим. И напрасно. Цель – дело серьезное, даже в детстве она может преобразить жизнь. Быть может, учитель как писатель, художник, должен делать то, о чем писал В.М.Шукшин: «Помогать исследовать жизнь, открывать в ней прекрасное и идти с этим прекрасным к людям».
Большинство педагогов осознают, что традиционная авторитарная педагогика обнаружила свою полную несостоятельность. Идеал традиционной педагогики сводился к системе контроля за определёнными и однозначно предписанными действиями учащихся: повторением, запоминанием, воспроизведением и т.д. – к созданию жестких условий для учащихся. Успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности учащихся. Отсюда не случаен повышенный интерес к современным педагогическим технологиям, которые больше ориентированы на обучаемого, чем на учебную дисциплину, строятся с учётом интересов, склонностей, возможностей ученика и гарантируют минимальный уровень обученности, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость результатов.
Одним из условий реализации личностно ориентированного подхода в образовании, на мой взгляд, является организация дифференцированного обучения. Главной целью является преодоление, сглаживание противоречий между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка. В основе этой технологии лежат идеи, принципы разноуровневого обучения, главной из которой является следущая: различия учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому учащемуся отводить время, соответствующее его способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение школьной и педвузовской программы.
Из личного опыта работы хочу отметить положительные аспекты этой технологии:
– повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
– ребенку легче учиться в группе, где собраны одинаковые дети;
– повышение уровня «я – концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности;
– у учителя появляется возможность помочь слабому, уделять внимание сильному;
- появилась возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующими к общественным нормам.
В настоящее время многие педагоги поняли, что нельзя строить обучение, стремясь как можно лучше наказывать за несделанное.
Мне кажется, что многое в нашей работе сродни работе врача. Если он помогает организму восстановить утраченную гармонию, то учитель восстанавливает гармонию не телесную, а душевную.
Наша учительская жизнь полна неожиданностей. Не растеряться, не потерять себя в этих неожиданностях, особенно если они связаны с поступками детей, не вписывающимися в рамки общепринятого, - это, пожалуй, одно из трудных испытаний, выпадающих на долю учителя.
От чего нам нужно отказаться и что включить в свой, особый, кодекс чести учителя? Размышляя над этим, не могу не вспомнить фразу Марины Цветаевой: «Я думаю, что худшая болезнь души – корысть. И страх. Корысть и страх». Лишь только об одной корысти я могу мыслить, о той, что составляет высшую доблесть педагогического труда, - помочь ученику стать талантливее учителя. Это право не разделяется по рангу служебной лестницы, оно едино для всех, кто стал педагогом по душевному призванию.