Васько Екатерина Федоровна, 02.07.2012 0

Эссе "Должность или призвание?" (несколько слов о педагогической науке)

В течение жизни, читая книги, газеты, журналы, я всегда что-то подчеркиваю, выписываю и оставляю на память. Настал тот момент, когда решила собрать эти записи воедино. Что же оказалось? Все, что я записывала, так или иначе, имеет отношение к школе, педагогике, к моей профессии. Мне хочется поделиться своими размышлениями, поскольку все они касаются наших профессиональных интересов.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Васько Екатерина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ханымей»




Учитель – тот, кто с добротой  выводит
блуждающего на его дорогу.
Квинт Энний,
древнеримский поэт

В течение жизни, читая книги, газеты, журналы, я всегда что-то подчеркиваю, выписываю и оставляю на память. Настал тот момент, когда решила собрать эти записи воедино. Что же оказалось? Все, что я записывала, так или иначе, имеет отношение к школе, педагогике, к моей профессии. Мне хочется поделиться своими размышлениями, поскольку все они касаются наших профессиональных интересов.

В жизни любого учителя есть светлые часы и дни, которые он вспоминает долгие годы с чувством гордости и радости. И все же, увы, не они возникают в моем сознании, когда я пытаюсь вызвать в своей памяти воспоминания о себе в те годы…

Я вспоминаю себя человеком нервным, постоянно спешащим, словно гоняющимся за собственной тенью. Часто находилась во власти процесса собственной кипучей деятельности, мне не хватало времени на осмысливание результатов. Да и всегда ли они были – эти результаты?  Гораздо позже я ахнула, прочитав у В.Распутина в «Последнем сроке» о Варваре, «замученной бестолочью будней», словно о самой себе.

Спешка, дикий темп, то, что когда-то А.С. Макаренко называл «темпом угорелой кошки», - и сегодня все еще считается, чуть ли не нормой в работе учителя. В наш век, конечно, ритмом никого не удивишь:
            Нету времени присесть, поговорить,
            Покалякать, покумекать, покурить,
            Нету времени друг друга пожалеть,
            От несчастья от чужого ошалеть, –
как будто о нас, учителях, написал поэт  Ю. Левитанский.

Устоять в гонке, противостоять ей, бороться  за право выбирать то, что сегодня для школы является самым главным, не размениваться на мелочи – как все это сделать? Ясно, что тут необходимы особые подходы к организации всей жизнедеятельности  школы. Необходим системный подход, т.е научный, основанный на теоретических знаниях, согласующихся с конкретной практикой.

Нам, педагогам, необходимо учиться проводить урок, воспитательное мероприятие на максимально высоком уровне или отказаться и не проводить его вовсе. Честно сказать себе, а потом детям: не умеем, не владеем, не беремся.
Вот давайте порассуждаем: учитель –  это должность или призвание?

В словаре русского языка понятие «должность» толкуется как служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. Корень этого слова долг, а долг, как известно, - это уже категория этики: обязанность человека, выполняемая им из побуждений совести.

А «призвание»? В словаре определяется как склонность к тому или иному делу. А теперь закроем словарь и подведем итоги.

Учитель – должность, призвание, профессия. Следовательно, необходимо ответить на вопросы: что мы должны знать, уметь, любить, ненавидеть?

Знать – теорию воспитания, методику преподавания, детскую психологию и физиологию.

Уметь – четко формулировать свои педагогические идеи, привлекать союзников к их осуществлению, на высоком уровне проводить уроки, воспитательные дела, принимать лучшее, что есть в школах страны.

Любить – жизнь, свое дело, друзей и учеников.

Ненавидеть – педагогическое бессилие, безделье, лень и жестокость, педагогическое ханжество, хамство и равнодушие.

Каждый взрослый человек, а уж мы, педагоги, тем более должны до последнего верить в каждого ребенка, в то, что он сможет, станет лучше, в то, что он хороший.
Вот это последнее для нас с вами самое главное… Верить!

Мне очень понравился образ «спящей почки» в романе В.Дудинцева «Белые одежды»: «…есть такое понятие: спящая почка. У яблони её не видно, но садовник умелый обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побег…и у человека бывает что-то похожее на это явление. Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты – подлец или герой ».

Вот они –  наши педагогические задачи: помочь каждому ребенку в детстве осознать, кто он, узнать себя, поверить в себя, в лучшее, что в нем есть; создать условия в школе, в классе, чтобы в каждом пробудились «спящие почки».

Римский философ Сенека сказал: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра».

Вернемся в сегодняшний день. «Цель пускает в ход процесс» - эти слова принадлежат Л.С. Выготскому. А теперь признаемся: осознанию своей деятельности мы ещё пока придаем очень мало значения. Прошел урок, праздник, поход. Ну и славно! Ну и хорошо! А хорошо ли? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда до начала нашего педагогического действия была поставлена цель. Без этого мы не знаем, полезным ли было для детей участие в вечере или нет… Не умея поставить цели перед собой, мы и детей этому плохо  учим. И напрасно. Цель –  дело серьезное, даже в детстве она может преобразить жизнь. Быть может, учитель как писатель, художник, должен делать то, о чем писал В.М.Шукшин: «Помогать исследовать жизнь, открывать в ней прекрасное и идти с этим прекрасным к людям».

Большинство педагогов осознают, что традиционная авторитарная педагогика обнаружила свою полную несостоятельность. Идеал традиционной педагогики сводился к системе контроля за определёнными и однозначно предписанными действиями учащихся: повторением, запоминанием, воспроизведением и т.д.  – к созданию жестких условий для учащихся. Успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности учащихся. Отсюда не случаен повышенный интерес к современным педагогическим технологиям, которые больше ориентированы на обучаемого, чем на учебную дисциплину, строятся с учётом интересов, склонностей, возможностей ученика и гарантируют минимальный уровень обученности, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость результатов.

    Одним из условий реализации личностно ориентированного подхода в образовании, на мой взгляд, является организация дифференцированного обучения. Главной целью является преодоление, сглаживание противоречий между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка. В основе этой технологии лежат идеи, принципы разноуровневого обучения, главной из которой является следущая: различия учащихся по уровню обучаемости сводятся,  прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому учащемуся отводить время, соответствующее его способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение школьной и педвузовской программы.

Из личного опыта работы хочу отметить положительные аспекты этой технологии:
 – повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
 – ребенку легче учиться в группе, где собраны одинаковые дети;
 – повышение уровня «я – концепции»: сильные утверждаются в своих  способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности;
 – у учителя появляется возможность помочь слабому, уделять внимание сильному;
 - появилась возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо        адаптирующими к общественным нормам.

В настоящее время многие педагоги поняли, что нельзя строить обучение, стремясь как можно лучше наказывать за несделанное.  

Мне кажется, что многое в нашей работе сродни работе врача. Если он помогает организму восстановить утраченную гармонию, то учитель восстанавливает гармонию не телесную, а душевную.

Наша учительская жизнь полна неожиданностей. Не растеряться, не потерять себя в этих неожиданностях, особенно если они связаны с поступками детей, не вписывающимися в рамки общепринятого, - это, пожалуй, одно из трудных испытаний, выпадающих на долю учителя.

От чего нам нужно отказаться и что включить в свой, особый, кодекс чести учителя? Размышляя над этим, не могу не вспомнить фразу Марины Цветаевой: «Я думаю, что худшая болезнь души – корысть. И страх. Корысть и страх». Лишь только об одной корысти я могу мыслить, о той, что составляет высшую доблесть педагогического труда, - помочь ученику стать талантливее учителя. Это право не разделяется по рангу служебной лестницы, оно едино для всех, кто стал педагогом по душевному призванию.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?