Реброва Оксана Александровна, 11.06.2014 3

Эссе "Я - педагог..."

Я - педагог? Над этим вопросом меня заставили задуматься Вы, уважаемые организаторы конкурса. Я – педагог?! Вопрос для меня сложный, неоднозначный, проблемный. Мне привычнее называться учителем. Я учу ребят, когда преподаю русский и литературу. Я учу, вернее, поучаю детей, будучи в роли классного руководителя. Педагог и учитель… Есть разница? Конечно, да. И это повод попытаться ответить на проблемный вопрос: я – педагог?..


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

Слово «педагог» неразрывно связано с такими великими фамилиями, как Ушинский, Толстой, Сухомлинский, Коменский… Рука не поднимается продолжить этот ряд своей фамилией. Однако мне бы очень хотелось лет через двадцать где-нибудь в записной книжке начертать: «Я – Педагог!» Это мечта моей профессиональной жизни! Но для этого, я думаю, необходимы талант, опыт, знания, мудрость и время. Талант, что важнее всего, либо есть, либо его нет. Без опыта и знаний, которые помогают стать мудрым, не добьёшься вершин. И лишь время может проверить твои усилия, твои попытки стать кому-то наставником.

Я считаю, что не каждый учитель способен стать педагогом. Но в нашей образовательной системе любой человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой, таковым является. Приходит в школу молодой педагог (я вообще считаю оксюмороном сочетание «молодой педагог»), и спрос с него как с опытного мастера. Да еще класс дадут самый-самый сложный (чтобы опыта набирался). Так сразу и испытывают на прочность: выдержишь или нет, уйдешь. И многие уходят. Потому что не все идут в школу писать акты обследования семей, решать сложные житейские проблемы, вмешиваться в личную жизнь человека. Многим нравится работать интеллектуально, заниматься творчеством. А в школе работа преподавателя неразрывно связана с работой воспитателя-наставника. Это, я считаю, неправильно. Очень часто бывает, что люди без педагогического образования имеют дар педагога, а многие учителя не справляются с этой ролью. Быть наставником могут лишь талантливые и опытные люди. Кроме того, сваливать на плечи одного человека всю ответственность по обучению и воспитанию классного коллектива нереально. Качества быть не может. В школе должен быть преподаватель и воспитатель - наставник. Конечно, и преподаватель воспитывает на своих уроках, так как одной из главных дидактических задач является воспитательный характер преподавания, но роль наставника, педагога в высоком его понимании должен играть мудрый, опытный человек, который может направить подростка в нужную сторону.

Вспоминается, что в Древней Греции педагог – это раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы. Неужели мы заимствуем опыт Древней Греции? Иногда закрадывается мысль, что да, я – такой педагог: я ответственна за жизнь и здоровье двадцати трёх подростков в большей степени, чем их родители; я виновата в том, что кто-то пропускает школу, не выполняет домашнего задания, курит, ругается… Бывает, что от бессилия опускаются руки, чувствуешь себя абсолютным непедагогом. Спасает только огромное желание работать с детьми, поддержка родителей и коллег.

Все родители – педагоги в той или иной степени. Педагогического мастерства не добиться без таланта, без какого-то особого чутья. Поэтому педагог – это призвание. Выучиться на педагога нельзя. Им можно стать, имея талант и работая над собой. Увидеть результат своего труда для педагога очень важно. Сложность в том, что объектом труда педагога является личность, неповторимая, особенная. Именно этим профессия педагога сложна и интересна одновременно.

Из предыдущих рассуждений логично вытекает следующий вопрос: есть ли у меня способности, талант? На этот вопрос я получу ответ примерно лет через пять, когда моя старшая дочь определится в жизни. Сейчас она окончила восемь классов. Сложилось так, что для своей дочери я и учитель русского языка и литературы, и классный руководитель. Хорошо это или плохо? Отвечу так: есть минусы, но больше плюсов. Поговорка «Сапожник без сапог» обошла меня стороной. Мой «сапог» со мной на протяжении нескольких лет, и я этому очень рада. Я вижу дочь на уроках, на переменах, во внеклассной деятельности. Я всегда ей могу помочь. Требования одинаковы для всех. Спасибо дочери за то, что она всё правильно понимает. Хочется ещё, чтобы сшит «сапог» был умело, аккуратно. А это зависит в большей степени от моего педагогического мастерства.

Собственные дети у педагога очень часто уходят на второй план. Поздно приходишь домой, дома – тетради, подготовка к следующим урокам. Когда найти время на собственного ребёнка? А ведь дети учителей всегда на виду, им надо держать марку. Именно собственный ребёнок в первую очередь, я считаю, должен чувствовать рядом с собой надёжного, опытного наставника-маму.

Время подвести итог своих рассуждений. Несмотря на то что в сфере образования много спорных вопросов, я нисколько не жалею, что работаю в школе. С каждым годом я всё больше понимаю, что именно в этой профессии много возможностей реализовать себя. Ты хочешь петь или танцевать – пой и танцуй. Хочешь заниматься режиссурой – ставь с детьми спектакли. Тебя привлекает научная деятельность – участвуй в научно-практических конференциях. Кроме того, ты всегда можешь активно отдыхать с весёлой компанией неугомонных подростков, которые не дадут тебе расслабиться. В результате, ты всегда в тонусе, прекрасно выглядишь. А по-другому нельзя! И самое главное – твои дети, твоё сокровище, рядом с тобой в самый сложный период их жизни.

Перечитала свою работу, которую начала с вопросительного предложения. Какой знак препинания поставлю сейчас после ключевой фразы? Наверное, остановлюсь на таком варианте: «Я – педагог…»

Об авторе: Реброва Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей имени А.С. Пушкина, Пензенская область

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 danilmuliaev • 21:25, 10.10.2014
Если для Вас "молодой педагог - это оксюморон", то, вероятно, "старый педагог" - это всего лишь сухая метафора. В прямом и переносном смысле. Вот только беда: современные подростки предпочтут общение все-таки с молодым "учителем", нежели со "старым педагогом".
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Я-Оксана • 21:34, 21.10.2014
Во-первых, метафора не может быть в прямом значении, так как это троп; во-вторых,слово "старый" можно посчитать эпитетом, но очень неудачным (если уж Вам хочется "поиграть" со средствами выразительности языка); а в-третьих, я не говорила о взаимоотношениях между учителем и учениками, речь шла в эссе о профессионализме:молодой учитель,по моему мнению, пока ещё не педагог-профессионал. Именно поэтому, на мой взгляд, слова"молодой" и "педагог" несовместимы. И ещё... Ученикам интересно с интересным человеком, и не важно, в каком он возрасте. Есть плюсы и у молодых, и у опытных. Надо уметь использовать эти плюсы вовремя. Всё неоднозначно.
[Материал]
avatar
1 Я-Оксана • 15:57, 19.06.2014
Огромное Вам спасибо за комментарий!Очень приятно прочитать о себе что-то хорошее
[Материал]