Эссе "Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся"
Реализацию целей экологического образования я осуществляю разными путями. Мною составлена программа «Экологизация курса химии». Каждая тема включает определенные аспекты экологического характера. Причем, в процессе обучения химии в 8-9 классах стараюсь сосредоточить внимание учащихся на проблемах защиты окружающей среды, на развитии представлений о взаимосвязи состава, свойств и биологической функции веществ, на биологической взаимозаменяемости химических элементов. На завершающем этапе школьного обучения в 10-11 классах у учащихся создаются предпосылки для понимания экологических закономерностей, возникают гипотезы разрешений проблем.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся использую разные методические приемы и виды технологий. Часто в работе использую игровые технологии, основная задача которых – повышение эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к предмету. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу и стимулирует учебную деятельность. Учитель, который часто использует на уроке элементы игры,- это обычно любимый учитель, а его предмет становится любимым предметом школьников.
Большое внимание уделяю урокам-практикумам, урокам-исследованиям, урокам смотра знаний, экскурсиям. В целях закрепления и обобщения знаний провожу семинарские занятия, конференции, которые повышают уровень развития учащихся, развивают самостоятельность, интерес к предмету, желание рассуждать, доказывать правильность высказанной точки зрения. Они совершенствуют умение анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, рецензировать ответы учащихся.
Большое внимание уделяю интегрированным урокам, которые позволяют выработать у учащихся навыки опережающего обучения, формировать у них целостное восприятие окружающего мира. Например, на уроке по теме «Вода – основа жизни на Земле», используя материал курсов химии, биологии, физики, географии, экологии и, обобщая знания о воде, мы подводим учащихся к пониманию глобальных проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды, раскрываем роль воды в природе, жизнедеятельности, демонстрируем пути рационального использования водных ресурсов.
«Мышление начинается с проблемной ситуации» (С.Л.Рубинштейн). Именно поэтому я практически на каждом уроке использую один из методов развивающего обучения - проблемное обучение, т.к. оно учит мыслить логично, творчески; позволяет сформулировать у учащихся не просто знания, а знания-убеждения, формирует навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивает интерес к предмету.
Развивать интерес к предмету стараюсь, используя проектные технологии. Проектная деятельность требует постоянного контроля. Учащиеся должны сознавать, что создаваемый ими проект актуален, полезен, тогда он будет им интересен. Тема «Химическое производство» сохраняет мощный образовательный и развивающий потенциал. Поэтому я предлагаю учащимся работу над такими проектами, как «Основы производства серной кислоты», «Производство аммиака нитридным методом». С целью экологического воспитания предлагаю тему проекта «Твердые бытовые отходы и их утилизация».
За последние годы обучения мои ученики работали над такими проектами, как «Влияние металлургического производства на состояние здоровья населения района», «Влияние бытовой химии на здоровье человека», «Причины минерального голодания комнатных растений и способы его устранения», и др..
В своей работе использую и творческие задания. Выполняя творческие задания, учащиеся осуществляют перенос знаний об основных изученных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых проблемных задач.
Пример: античные сооружения Акрополя в Афинах за время с 1960 по 1980гг пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за 2,5 предыдущих столетия. Чем это объясняется?
Я разработала и апробировала систему творческих заданий по химии в 9 классе. При изучении каждой темы предлагаю учащимся тематику для творческих работ, над которыми они работают в течение месяца. Лучшие работы обсуждаем на конференции в конце четверти.
«Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам» ( Ж. Левис ). Именно поэтому я придаю большое значение вопросительной активности учащихся. Умение ставить вопросы и отвечать на них способствует активации творческой мыслительной деятельности учащихся, и задача учителя заключается в том, чтобы научить задавать вопросы (особенно проблемные) и создавать на уроке соответствующие условия, которые бы располагали к подобному роду деятельности.
Познание начинается с удивления. А что так не удивляет, как химический эксперимент. Химический кабинет является средством превращения знаний в убеждения, а, следовательно, он способствует формированию мировоззрения. Занимательные опыты провожу уже в 5-6 классах. «Фараоновы змеи», выращенные окрашенные кристаллы, миниатюрный «вулкан», «зимний пейзаж», «дым без огня» и т.д. – пробуждают интерес к еще неизвестному предмету. Химический эксперимент должен заставлять ученика творчески мыслить, побуждать их к активному применению приобретенных знаний.
Научно-исследовательская работа
Исследовательский подход позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, воспитания инициативности и активной самостоятельности в обучении, укрепления интереса к предмету и учебному труду. Поэтому этому виду деятельности я уделяю большое внимание, особенно при работе с мотивированными и одаренными детьми.
Мои ученики неоднократно принимали участие областной научно-практической конференции «Старты в науку» (темы «Тяжелые металлы и окружающая среда», «Какую воду мы пьем?», «Анализ пищевых продуктов», «ГМО – оружие 21 века»).
В развитии познавательных интересов и творческих способностей учащихся мне очень помогают информационно-коммуникационные технологии.
С их помощью я имею доступ к учебно-методической и научной информации, оперативной консультационной помощи, моделированию научно-исследовательской деятельности и др.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Мухина Елена Алексеевна, учитель биологии и химии, МОУ СОШ № 7, г. Каменки
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.