Кузьмина Ирина Михайловна, 09.07.2014 2

Эссе «Преемственность поколений и воспитание патриотизма, гражданственности через уроки истории и внеурочную деятельность»

Я выросла в семье педагогов. Они были таковыми по призванию. Отец, Власов Михаил Мефодьевич, прошел всю Великую Отечественную войну, остался жив, стал учителем биологии и всю жизнь посвятил опытной работе, селекции новых сортов растений вместе с ребятами. Они добивались больших результатов, работая совместно с профессорами сельскохозяйственного института. Мама, Кузьмина Екатерина Ивановна, восстанавливала с 1943 г. уничтоженный фашистами наш древний город Великие Луки, после Победы училась и преподавала ребятам в школе историю. Сохраняя память о страшной войне, встречалась с ветеранами, вела поисковую работу. Итог деятельности – создание музея 3-ей Ударной армии, которая освобождала наш город. 


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Я с детства прониклась идеями великих педагогов: Ушинского К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., знала лично многих командиров прославленной 3-ей Ударной армии. Мне нравились вечера встреч у нас дома, рассказы ребят, как и чего они достигли в жизни. Я всегда гордилась своими родителями, ведь их знал весь город и всегда родители учеников выражали им благодарность за знания и воспитание их детей. Но в тоже время я видела работу педагога «изнутри», и честно, не хотела браться за такой тяжелый труд. Прежде всего, боялась, что не справлюсь, что не получится так, как у родителей.

Но вот уже 25 лет я работаю в школе учителем истории и думаю, что не подвела главных учителей – своих родителей. Дело не в званиях, наградах, хотя, конечно, это приятно, но главное – это оценка окружающих тебя воспитанников, ведь они не терпят фальши, твое слово – тогда весомо и значимо – если правдиво; а также их родителей, которые пристально за тобой следят. Большой успех педагога - если родители учеников становятся твоими единомышленниками в воспитательном процессе. У меня всегда были интересные воспитанники и хорошие родители. Волею судьбы я последние два года живу и работаю в школе города Санкт-Петербурга. Вся предыдущая моя педагогическая деятельность связана с лицеем № 10 г. Великие Луки Псковской области.

В годы перестройки многое ломалось, в школе шли те же процессы, что и в стране. Выстоять, не отчаяться, а идти вперед помогали идеалы, на которых мы были воспитаны и, конечно, пытливые глаза ребят. Мои воспитанники сейчас живут в разных городах, большинство окончили ВУЗы. Но главное, что все они стали хорошими, уважаемыми людьми, любящими свои семьи, малую Родину, страну. Формирование таких качеств, как патриотизм и гражданственность я связываю также и со своей работой. Это подтверждают слова самих воспитанников, которые они писали в подарок прощания со школой. Вот несколько из них:

«Хотелось бы сказать Вам огромное спасибо за то, что научили искреннему уважению, чести и достоинству». Ходоренко Ольга 2002 г. «Огромное Вам спасибо за то, что вы всегда рядом во взлетах и падениях. Мы всегда восхищались Вашим мужеством, Вашей любовью к Родине и благодарны, что наделили нас этими качествами». Виноградова Анна 2004 г. «Спасибо за уроки истории, на которых я впитывал по крупицам весь жизненный опыт предыдущих поколений». Рассолов К. 2004 г. «Если бы не Вы, не было бы меня такой, какая я есть. Я благодарна судьбе, что именно Вы стали моим Учителем…» [1] Иванова Анна 2010 г.

Да, история – особая наука, которая наиболее ярко и всеобъемлюще помогает формировать личность Гражданина и патриота своей страны. Но одного знания предмета мало. Историк В.О. Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» [2]. В своей работе я всегда стараюсь опираться на данное высказывание. Всегда ставлю перед собой задачу научить ребят методам работы с историческими фактами, понимать их, анализировать и сопоставлять события, формировать свою точку зрения и не бояться ее высказывать. Мы с ребятами всегда участвовали в различных викторинах, конференциях, конкурсах, начиная от школьных и заканчивая международными. Например, мы много работ выполнили на международный конкурс «Уроки Холокоста – путь к толерантности». Одна из работ по известному и сложному фильму Генри Бина «Фанатик со свастикой на рукаве и торой в сердце». Творческая работа Ивановой Ани “Угроза фашизма сегодня – беда всеобщая” получила высокую оценку у известного журналиста-международника, председателя фонда «Холокост» Аллы Гербер.

Мы проводили много внеурочных дел, которые позволяли привить учащимся интерес к познанию мира и воспитать их достойными гражданами нашего Отечества. Это и посадка деревьев вместе с ветеранами «Аллеи Славы», поездки с ветеранами по местам боев и запись их рассказов, участие в перезахоронении останков воинов, найденных поисковым отрядом «Велес» и наше с ним сотрудничество. На основе всех поездок, походов, была составлена брошюра 5-ти экскурсионных маршрутов для помощи учителям всех школ города (во многих поездках были с нами родители).

Работая по программе преемственности поколений, осуществляли ежегодные поездки ребят в составе городской делегации на Курган Дружбы под Себежем в июле месяце – это братский партизанский край теперь трех государств.

Через совет ветеранов постоянно координировали поздравление участников В.О. войны с праздниками. А также проводили большую работу по поздравлению всех жителей микрорайона школы, кто пережил страшные годы войны (дети, труженики тыла). Ребята всегда рассказывали, как их встречали: слезы, конфеты и даже чаепитие. Главное, что они запомнили – благодарность за память. Ежегодно мы участвовали в городской патриотической акции «Обелиск у дороги». У нас было несколько захоронений, за которыми мы ухаживали. Ребята также проводили большую поисковую работу: собирали сведения по истории школы и они легли в основу книги «Нам 55», также по крупицам был собран материал об учителях школы участниках В.О.войны и открыта мемориальная доска. Совместно с заинтересованными лицами из СПб мы проводили поисковую работу по составлению списка захоронений на Успенском (Коломенском) кладбище г. Великие Луки – некрополь XIX в. Это несколько фактов, всего перечислить невозможно, весь собранный материал хранится в школьном музее.

Особо я хочу выделить работу ребят, которую мы назвали социальный проект «Великолукская Хатынь». Труднодоступный, и на тот момент малоизвестный, заброшенный обелиск на месте бывшей д. Андрюково. В октябре 1942 г. здесь фашистские палачи заживо сожгли жителей 4-х ближайших деревень: стариков, женщин, детей. Всего 360 человек. Здесь произошла трагедия аналогичная Хатыни, о которой знают многие. Чтобы обратить внимание, заинтересовать и привлечь к работе мы и назвали проект «Великолукская Хатынь».

Мы нашли Болодуля Антонину Ниловну – уцелевшего свидетеля трагедии в Андрюково. Она в 5 лет чудом осталась жива, а в братской могиле покоятся заживо сожженные ее мама и бабушка. После развала советской школы никто данное захоронение не убирал. А.Н. плача нам говорила, что ее родные давали ей слово не оставлять уход за памятником. Ребята же со своей стороны дали слово этой мужественной женщине поддерживать порядок, т.к. это надо всем ныне живущим. Что мы ежегодно и делали и мои преемники эту работу продолжают. Желающих ребят производить уборку захоронения всегда много.

Что также нами было сделано: Мы нашли единомышленников в ПООО Союз возрождения Псковского края». В результате нашей совместной деятельности в 2007 г. мы смогли поставить 2 указателя при повороте с дороги к обелиску; были проложены из бревен пешеходные дороги через 8 канав с водой. Ребята работали рядом с ветеранами. 2009 г. администрация района подключилась к нашей деятельности и поставила указатель на основной трассе В.Л.- СПб. Прежде всего, он говорит проезжающим о том, что произошло на великолукской земле. В 2011 г. по письму ребят через Балтнефтепром были выделены средства для благоустройства захоронения. Ежегодно 22 июня на этом месте мы проводим день Памяти.

Если кто-либо захочет там побывать, то без проводников не сможет это сделать. Поэтому наша главная цель: строительство дороги к обелиску. Когда мы начинали, многие считали это нереальным, как и то, что уже нам удалось сделать. Но мы продолжаем свою работу. Уже из СПб, вместе с новыми своими воспитанниками написали губернатору Псковской обл. и получили ответ - дорога будет построена в 2014 г.

Девиз всей нашей проводимой работы: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Мне нравятся слова одного из старейших учителей моего родного города, учителя истории Ганны Степановны Лаптевой:

И в чем оно, учительское счастье?

Прожить, не отдыхая никогда,

В общении с детьми, иль в том,

Чтоб их глазами мир увидеть иногда.

А может в том, чтоб также на уроке,
Когда в ушах звенит от тишины,

Сказать себе: «Жила я не напрасно:

Я им нужна, и мне они нужны».

А еще самое главное, чтобы не погасла искра интереса в глазах ребят и в этом основная задача педагога.

Использованные источники:

1. из домашнего архива
2. http://icite.ru/

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Автор: Кузьмина Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ № 348 г.СПб

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
Прочитала эссе и словно оказалась на уроке талантливого педагога Ирины Михайловны Кузьминой. Вновь ощутила в себе желание к захватывающему изучению истории, теперь уже не просто для личного развития, а для передачи этих знаний своим детям.
И снова «Хотелось бы сказать Вам огромное спасибо за то, что научили искреннему уважению, чести и достоинству». Чернова (Ходоренко) Ольга 2014 г.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Лариса_Тащилина • 02:09, 11.07.2014
Очень душевный слог...чувствуется настоящий педагог, по призванию!
[Материал]