Афанасьева Полина Валерьевна –
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г. Воронеж,
кандидат педагогических наук
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г. Воронеж,
кандидат педагогических наук
Гуманистическая образовательная парадигма открывает большие возможности для педагогического творчества. Субъект-субъектное созидательное взаимодействие, когда каждый участник учебного процесса имеет право на собственное решение, все более актуально в современной системе образования. Вопрос состоит лишь в том, готов ли среднестатистический педагог к реализации творческих проектов с акцентом на личность учащихся. Ведь, как известно, в настоящее время преобладает догматическая парадигма «научения» с авторитарным правом голоса педагога.
Гуманизация межличностных отношений в коммуникативной среде обучения предполагает способность учителя вести конструктивную деятельность не только на предметном организационно-педагогическом, но и на эмоционально-психологическом уровне. Всегда ли педагог справляется с такой нагрузкой? Находит ли он импульс к самостоятельному поиску духовных резервов собственного развития? С кем делится своими наболевшими проблемами в педагогическом сообществе? Способен ли адекватно рефлексировать, сохраняя согласованность таких важных характеристик гуманистической образовательной системы, как диалогизм, свобода выбора, соразвитие, сотворчество, единство. Поиски ответа на эти вопросы должны занимать не только специалистов в области психолого-педагогической науки, но и социологии, политологии.
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), к 2020 году каждый второй человек будет страдать различными видами депрессивных расстройств, которые приводят к тяжелым и часто необратимым последствиям – снижению работоспособности, продуктивности и социальной активности. Эти явления ложатся тяжелым бременем на общество и государство.
Стране необходимы активные, творчески работающие люди. Указанными качествами должен в первую очередь владеть специалист, работа которого связана с воспитанием детей.
В современном образовательном пространстве вопрос о психологической поддержке учителей является весьма актуальным.
Главной составляющей продуктивной профессиональной деятельности учителя, от которой зависит качество образовательного процесса, является психологическое благополучие педагога. Психологическое благополучие учителя детерминирует гармоничное взаимодействие личности педагога с учениками, коллегами, родителями. В современных условиях психологическое благополучие становится важнейшим условием решения комплексных задач воспитания здоровой и всесторонне развитой личности подрастающего поколения – будущего России.
Психологическое благополучие и психологическое здоровье педагога нужно признать социальным заказом общества.
В качестве наиболее часто встречающихся нарушений психологического благополучия педагога ученые (М. В. Ларских, Н. Е. Водопьянова, В. В. Бойко) называют такие явления, как эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, деструктивный перфекционизм, так называемый «комплекс отличника», необоснованная тревожность, затяжные депрессии, психосоматическая симптоматика, паническая боязнь неуспеха, пассивность, тенденция выбирать слишком сложные и нереалистичные цели, плохое настроение.
Все эти явления негативным образом влияют на профессиональную деятельность педагога, в связи с чем, на мой взгляд, необходимо сосредоточить внимание общественных деятелей (политиков) именно на здоровьесберегающих технологиях и психологической поддержке как молодых специалистов, так и педагогов с большим опытом работы.
Считаю необходимым создать специализированные центры психологической поддержки педагогов (ЦППП), в которых будут проводиться адаптационные и коррекционные тренинги по формированию мотивации успеха у работников образования.
Основные задачи работы тренинговых центров психологической поддержки педагогов (ЦППП):
- помощь учителям на первых порах педагогической деятельности в условиях дезадаптации (устранение состояния депрессивности, повышенной тревожности, недовольства собой), а также в условиях коммуникативных затруднений (недопонимание со стороны участников педагогического сообщества: коллег, родителей, учащихся, юношеский максимализм детей);
- повышение мотивации педагога в формировании ситуаций успеха и конструктивного взаимодействия ученик – родитель – администрация – коллеги;
- информирование педагога об общих законах управления эмоциями и о последствиях для психологического здоровья нарушений правил психогигиены;
- развитие способности педагогов к управлению эмоциональными реакциями; совершенствование навыков самоконтроля, повышение стрессоустойчивости;
- формирование у педагогов навыков в постановке и достижении реальных целей в различных сферах (не только в профессиональной, но и личностной, семейной, в сфере здоровья);
- побуждение к целенаправленной активности, обогащающей опыт и личностную зрелость педагога;
- формирование и развитие способности педагога к рефлексии своего поведения.
На пути к осуществлению идеи открытия ЦППП возникает ряд противоречий:
- между потребностью современного общества в психологически здоровых учителях и рентабельностью затрат государства (как правило, мнение не только обывателя, но и политика таково: «Веками работали педагоги без психологической поддержки, как-то адаптировались и учили детей»);
- между потребностью педагога быть психологически здоровым и его моральной неготовностью к этому (распространенное мнение учителя: «Если я обращаюсь к психологу, значит, я точно нездоров», «А вдруг кто-нибудь узнает, что я был у психолога»).
Что касается учителей, то даже самому успешному из них приходилось переживать негативные чувства, вызванные завистью коллег, неудовлетворенностью тем, что остаются нереализованными какие-то планы, желания, тревогой за успех своей деятельности, когда обновляется состав детей в классах в каждом новом учебном году.
Таким образом, политикам в первую очередь необходимо сосредоточиться на решении социально значимой проблемы психологической поддержки учителей. На сегодняшний день эта проблема, по моему мнению и по мнению моих коллег, является очень актуальной. От ее решения зависит здоровье молодого поколения, которое должно воспитываться здоровыми учителями. Однако политики, к сожалению, этого не осознают, то есть не занимают в этом вопросе позицию государственных деятелей… Хотелось бы напомнить им слова У. Черчилля: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение». Я ратую за здоровую нацию и здоровое поколение детей, воспитанных здоровыми учителями! Возможно, во мне еще прорастут семена политического деятеля. А пока я надеюсь на внимание государства к проблеме достойного обеспечения реализации здоровьесберегающих технологий и идей психологической поддержки учителей.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: