Ермолаева Инна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ №45, Санкт-Петербург
учитель русского языка и литературы
ГБОУ №45, Санкт-Петербург
Вчера… Я не собиралась быть учителем. В РГПУ им. А.И.Герцена поступила с целью получить образование, а факультет русского языка и литературы выбрала потому, что эти предметы в школе мне давались легче остальных. Теперь мой педагогический стаж составляет 15 лет, и я уверена, что нашла своё место в жизни, свою профессию и себя в профессии. Когда я сама была десятиклассницей, моя учительница химии, человек бесконечно мудрый, которому я верила безоговорочно, часто цитировала слова какого-то французского философа: «Учитель – главная фигура в государстве». К сожалению, я не знаю, чьи это слова. Но особенно в последнее время у меня создаётся впечатление, что школа и государство преследуют прямо противоположные цели: школа старается воспитать нравственно красивого человека, а СМИ – развратить его. Конечно, Вы скажете, что нельзя отождествлять государство и средства массовой информации, но, согласитесь, при желании наши чиновники могли бы контролировать этот процесс.
Особенно болит сердце оттого, что ребенок, в особенности подросток, у которого еще не сформированы нравственные и культурные ориентиры, считает ту модель мира, которую он видит по TV, в СМИ, единственно возможной. Наш социум дает ребенку понять – культура поведения ни к чему, да и вообще культура не нужна. Увы, это наше сегодня.
Общество рыночной экономики и потребительского сознания делается все более и более жестоким. Приходится признать, что снижается общий уровень культуры и, как следствие, языковая культура. Что я, учитель словесности, могу этой «индустрии пошлости» противопоставить? (Напоминаю, что «пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый». Малый толковый словарь).
Так уж сложилась история России, что национальный тип сознания, склад мышления и чувствования формировала прежде всего отечественная литература. Созданные на русском языке произведения Пушкина, Толстого, Чехова, Блока, Ахматовой стали средоточием духовного опыта поколений. Художественные образы классической русской литературы формируют нравственный фундамент личности. Из них выстраивается система духовных ценностей человека, особенно ребенка: представление о добре и зле, совести и чести, из этих образов прорастает чувство любви к родине. Поэтому задача учителя литературы - не наполнить голову ребенка именами писателей и литературных героев, датами создания произведений, литературоведческими терминами. Задача учителя – помочь ребенку научиться постигать книгу, а через неё и себя, вчитываясь, размышляя, сочувствуя.
И если на уроке литературы мои ученики начинают понимать, что произведение, написанное в XIX веке, - это не про «тогда» и «про них», а про «сейчас» и «про нас», - значит, я старалась не зря, значит, не страшно заглянуть в завтра.
О, прекрасное далёко!.. В ноябре 2011 года в нашей школе был реализован проект, посвященный Петровской эпохе. Совместно с учителями математики и информатики и с учениками 11класса мы решили выполнить сравнительный анализ математического образования в Петровскую эпоху и в наши дни. (Вчера и сегодня). Если говорить об образовании дворян в 18 веке, то, наверное, каждый вспомнит фонвизинского Митрофанушку, который не хотел учиться, а хотел жениться. Этот тип жив и вполне узнаваем. Из истории мы помним, что в 18 веке указом Петра I была создана Геральдмейстерская контора при Сенате, куда из далеких губерний на экзамен приезжали недоросли в семь, двенадцать и пятнадцать лет. И в нынешнее время государством установлены образовательные стандарты, которые предполагают умение учеников самостоятельно добывать, обрабатывать информацию и делать выводы.
Ребята 11 класса решили выяснить: математическое образование в Петровскую эпоху было хуже или лучше нынешнего, больше или меньше по объему. В основе исследования лежали, конечно, исторические факты, интереснейший учебник под названием «Арифметика Леонтия Магницкого», а также анкетирование наших современников. Учебник Магницкого не только учил математике, но и воспитывал нравственно красивую личность. Девизом для каждого из нас могут служить его слова: «Елико честию превосходит душа тело, толико и украшена». Моя задача, как словесника, состояла в создании словаря, с помощью которого мы понимали задачи Магницкого, а также переводили современные задания на русский язык 18 века.
В итоге ребята выяснили, что математические задачи решаются сейчас несколько иначе, что и вчера, и сегодня государство заинтересовано в образованных, культурных, толковых людях, что «Митрофанушки», наверное, не переведутся никогда на земле русской… (Правда, тогда не сдавшим экзамен недорослям не разрешалось жениться).
В конце мероприятия мы предложили детям отрывок из замечательного старого кинофильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Стоя на палубе корабля под развевающимся Андреевским флагом, Петр I говорит Ганнибалу: «Хочу, чтоб Россия моя, подобно небывалому фрегату, сошла со стапелей в плаванье на зависть всем державам… Я устал и болен, я умру скоро... Как хочу, чтоб осталась Россия моя не лихоимцам, не расточителям, а людям надежным, верным! Вот смотри – это мой дом, он теперь и твой дом».
И… – да! Перекличка эпох состоялась. Семнадцатилетние люди замерли, перестали шуршать смешными бумажными париками, в глазах – серьёзная задумчивость. Конечно, очень хочется, чтобы и корабельное дело в России процветало, и дороги были хорошие, и самолеты не падали. А это уже - наше завтра. Каким ему быть, зависит только от нас.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: