Черкасова Лариса Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Когда в 1989 году я оканчивала школу, наш выпускной класс называли уникальным: в классе было пять человек. За всю историю школы это был самый маленький класс.
А школа у нас была замечательная. Да и жизнь моей семьи неразрывно связана была с ней. Когда-то все мои родственники строили ее: бабушка с дедушкой, четыре дяди, две тети, отец. Всей деревней, как часто в те времена бывало, после уроков, после работы, в выходные дни, строили ее и учителя, и ученики, и жители села. Дружно, с песнями, с шутками. Понимали: строят для себя, для своих детей и внуков.
Славилась школа учениками-спортсменами, особенно лыжниками. Учителями славилась И знания давала хорошие. По тем временам большая была: примерно сто учеников в ней было. Из нескольких деревень приезжали учиться, для этого открыли интернат. Целыми семьями учились у одних и тех же учителей. Возвращались в родные пенаты работать. Не одна учительская династия была воспитана в ней.
Пролетели годы. Я стала учителем, потому что мечтала быть похожей на свою первую учительницу, Марию Андреевну Немову, отдавшую школе всю себя. Однажды, еще в начальной школе, в сочинении на тему «На кого я хочу быть похожей» так и написала.
Возвращаясь на свою малую родину, узнаю, что тот самый «самый маленький» за всю историю школы класс давно уже не самый маленький. Не стало детей в деревне. Выпускают из школы по два-три человека. Что же случилось?
Ответ на этот вопрос можно увидеть, не доезжая до самой деревни и проезжая по улицам: запустение кругом. На полях, когда-то засеянных льном, рожью, овсом, растут молодые березки. Быстро очень, не теряя времени даром, будто великан прошел и разбросал семена в изголодавшуюся по крепким, мозолистым рукам землю. В деревне пустеют разбитыми глазницами окон дома. Крапива и бурьян вдоль дороги – уже привычная глазу картина. Кажется, природа прячет то, что брошено людьми. И кругом пьянство, страшное, беспробудное. А этого уже и сама матушка Природа не спрячет.
Почему же большая когда-то деревня вымирает?
Не прошли даром те самые страшные, тяжелые девяностые. Не все даже крепкие хозяйства сумели выстоять. И люди начали бросать насиженные, обжитые места и искать лучшей доли в городе. А школа? Она показатель того, сколько в населенном пункте молодых жителей. И учителя не хотят ехать в такие маленькие, бесперспективные школы. Нет в них техники, нет интернета, иногда нет возможности просто посоветоваться с коллегами, просто потому, что их нет, если учитель-словесник – один, математик – один, а менее «серьезные» предметы часто преподают «по совместительству».
И думаю я: а что будет с моей родной школой, с моей деревней еще лет через десять-двадцать? Уйдут из школы учителя, которые учили еще меня. Разъедется молодежь. Не вернутся те, кто уехал учиться. Останутся только старики. На лавочках около своих покосившихся домиков. Не будет слышно визга и смеха детей. Не будет радости. Не останется будущего?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: