Филимонова Ольга Николаевна, 30.06.2012 1

Эссе "Реформа школы – взгляд изнутри"


Во что на самом деле выливается реформа образования?

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Филимонова Ольга Николаевна
Учитель технологии
МОУ СОШ №50 г. Волгоград

Мое отношение к модернизации российского образования далеко не однозначно. Она нужна, пришло время многое в школе менять. Это видно невооруженным глазом. Сегодня говорится про новые современные базовые школы, инновационные и социальные программы, новое учебное оборудование, экономический подход к образованию.

Все это как будто правильно и замечательно. Все на благо детей и будущего страны! Но у реформы системы образования, как у медали, две стороны. Одна сторона — это вид сверху, с позиции министерства. Другая сторона — вид снизу, с позиции учителей, детей и родителей. Обе стороны сильно отличаются друг от друга.

Главный вопрос - это грядущее сокращение бюджетных расходов на образование. Если в этом году на него выделяется 4% ВВП, то в 2014-м — уже только 3,6%. Это сокращение должно будет компенсироваться увеличением количества платных услуг, предоставляемых школами. В школах Волгограда ремонт учебных классов, замена светильников, дверей и т.д. уже давно делается за счет родителей. Дополнительное образование тоже за счет родительского кошелька? Для нашей школы это утопия, тихая кончина. Прибавьте сюда же грядущее подушевое финансирование.

Другая составляющая реформы — переход на новую систему оплаты труда. В результате значительная часть учителей потеряла в зарплате.

Аттестация учителей. Согласна. Первую и Высшую категории надо подтверждать, проходя переаттестацию. Но чтобы ее пройти, необходимо сделать много лишнего, что никак не доказывает профессионализм учителя. Столько вот этой писанины, конкурсов, соревнований, исследовательской работы и т.д., что больше уже ничего не успеваешь. Да и личной жизни и семьи у педагога нет и быть не может, если для работы суток мало. Что такое отдых - тоже приходится забыть. Хочется прийти на урок, сказать детям: "Читайте учебник, а шить, вязать, разбираться в волокнистом составе ткани и другим премудростям, необходимым для девочки в жизни, вас научат родители и бабушки". А самой упорно собирать портфолио и думать, что же еще туда засунуть, чтобы получить заветный балл, от которого так зависит зарплата. Учителя поставлены в заведомо не равные условия. Ну нет в нашей школе даже положения о наставничестве, хотя я курировала молодого учителя. Ну не введены ни в ГИА, ни в ЕГЭ технология, ИЗО, музыка и др., ну невозможно всех учителей школы привлечь хоть по какому-нибудь пункту к их проведению. А ведь заработанными баллами определяется размер стимулирующей части зарплаты учителя.

Еще один важный аспект реформы — введение новых стандартов образования. Плохо то, что обсуждение столь важных документов всенародно хоть и происходит, но мало к ним прислушиваются те, кто в конечном итоге принимает.

Это доказывает начальная школа. Ввели новые стандарты и баста – внедряй! Есть условия в школе или нет – неважно. Особой разницы родители пока не заметили, но у учителей нагрузка резко выросла, поскольку им тоже теперь приходится собирать портфолио на каждого ученика. По физкультуре помещается листок самоконтроля упражнений ученика. Кто объяснит, что это за штука? Неплохо было бы вернуться к тому, чтобы ввести в начальной школе урок каллиграфии, а не гнать завышенную программу по русскому языку и математике. Об этом как-то не думалось великим реформаторам. А еще им кажется, что все дети 6-10 лет днем обязаны спать, поэтому должны иметь спальни. Ну нет в нашей школе дополнительных помещений для спален, отказались от ГПД, а страдают дети и родители.

Самое главное, что по новым стандартам меняется роль учителя. Сегодня учитель легко заменяется компьютерной программой. Перед именем учителя смиренно преклоняли колени, а перед компьютером? К чему мы идем?

Учитель всегда был и остается ключевой фигурой в образовании, а на современном этапе им принадлежит особенно ответственная роль в обучении и воспитании. Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и творческий подход к работе.

Вопросов действительно больше, чем ответов. Меня волнует превращение принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе во вседозволенность, незащищенность учителя перед учеником. Высокие нагрузки на учителя, возникающие в результате постоянных изменений программ обучения (кто придумал ввести в 9 классе в курс технологии черчение?) и заполнения всяческих анкет и массы отчетов по предмету и как классного руководителя, которых раньше не было; введение платного образования и изменение экономической основы деятельности школы.

Меня давно уже не устраивает система оценивания знаний обучающихся. Не могут или не хотят некоторые дети учиться, почему бы не узаконить оценку «2». Зачем ставить пресловутую тройку откровенным двоечникам. Почему не выпускать ребят с «2» в аттестате?

Еще один аспект реформирования образования не устраивает ни коллег, ни тем более учеников: учебная нагрузка, объем домашних заданий. Вот где СанПины, программа, учебники, благие намерения и реальность расходятся с действительностью. Буквально в апреле администрация школы дважды разными способами проводила мониторинг по вопросу подготовки уроков учащимися 5-11 классов. Ужаснулись все! Пример. На подготовку к уроку истории в 7 классе, по словам учителя, необходимо 2,5 часа (один параграф составляет 7 листов, его нужно вдумчиво перечитать, запомнить терминологию, даты, ответить на вопросы, составить таблицу и достойно ответить на уроке). А таких предметов каждый день нужно ребятам готовить 4-6. И все предметники требуют хорошей подготовки. Не мудрено, что честно дети признавались: не успевают, не запоминают, устают, все надоело и т.д. Понимаю, на каждый аргумент находится антиаргумент: не научили учиться, не научили распределять время и т.д. А как? Начиная с 1 класса «гоним» заведомо непосильную программу без права отработки знаний, умений и применения на практике полученных знаний. Зачем и кому это надо?

Это далеко не все вопросы, на которые не дает ответов реформа образования. Она действительно выхолащивает что-то очень важное. Что-то доброе, человеческое. Директора превращаются в бухгалтеров. Учителя — в консультантов. Преданность делу, любовь и стремление помочь человеку стать человеком — в баллы и портфолио. Реформа образования упускает из вида самое главное - ученика.

Понятно всем, что прежняя система школьного образования устарела. Ее необходимо менять, поскольку время сейчас другое. Вопрос — как это реализуется на практике: умно, взвешенно и осторожно? Или? Судя по всему второе ближе к истине. Про то, что школа должна учить, а педагоги — воспитывать, реформаторы практически не вспоминают. Школа должна зарабатывать, а обучение – это услуга — вот к чему стремятся великие реформаторы. Какой наша школа была и есть, мы знаем. Но что ждет ее в будущем?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Ольга Николаевна, приводите статистику, а источников нет... Ждем ссылки на официальные источники на каждую цифру.
[Материал]