Коллектив авторов, 01.07.2012 0

Эссе "Об уроках бинарных, интегрированных и не только…"

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Тихомирова Надежда Петровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школы №346 Санкт-Петербурга,

Питаленко Татьяна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы №346 Санкт-Петербурга

Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи
                                                                                   Я.А. Коменский

Технология проведения бинарных, интегрированных уроков достаточно широко и полно освещена в педагогической  литературе. И, пожалуй, уже общим местом стали справедливые суждения о том, что целостная картина мира, которая с раннего возраста складывается у ребенка, в школе разрушается из-за границ между учебными дисциплинами. Наши дети попадают в так называемый «герменевтический круг». Они не знают целого, а без этого нельзя понять и его частей. Прерываются связи не только между предметами (например, когда изучается  тема « Россия в 30-годы»  по истории, еще не изучен Маяковский, Ахматова по литературе), но и внутри тем одного предмета. Часто после изучения всех фрагментов дети не в чувствуют взаимосвязи  и значения для изученной темы и для предмета в целом.

И в какой-то мере бинарные и интегрированные уроки как раз способствуют тому, чтобы знания представали перед школьниками целостными и взаимосвязанными, формируют деятельностный подход в обучении, о котором в настоящее время много говорят в связи с переходом на ФГОС второго поколения.

Такие уроки интересны и детям, и учителям, но требуют значительных временных и иных затрат. Зато результаты часто радуют, о чем свидетельствует рефлексия, проводимая после занятия, либо сочинения, если речь идет о предметах гуманитарного цикла.

Еще Ж.Пиаже говорил: «Знание – это не простое отражение, это действие. Нельзя выучить, какой вкус имеет яблоко. Я кусаю его и пытаюсь описать, сравнивая с другими фруктами и овощами. Знание – это комплекс действий, посредством которых субъект воспринимает форму. Недостаточно куснуть яблоко. Надо сначала вырастить его, сохранить или продать. Здесь экспериментирование, успех, провал, колебания, человеческие контакты и решения».

В сети творчески работающих учителей можно ознакомиться с очень интересными разработками: например, интегрированный урок  астрономии и английского языка, информатики и немецкого языка и др.

Понятно, проведение подобных уроков не может  являться самоцелью,  должно быть логически выверенным: очень сожалеем, что не смогли посетить заявленный интегрированный урок истории и литературы на тему «Куликовская битва и цикл стихотворений А.Блока «На поле Куликовом» (пример интегрирования, притянутого за уши)

В нашей школе много лет работает творческая группа учителей гуманитарных предметов: литературы и русского языка, истории и обществознания , мировой художественной культуры. Создан так называемый банк интересных уроков, среди них такие: «Культура зарубежных стран в конце 19-начале 20 века», «Человек и природа», «Быт русского купечества в пьесах А.Н.Островского и живописи», «Человек.Эпоха.Революция».

 В последнее время более широко стали проводить уроки, на которых по мере возможности используем межпредметные  связи. Его проводит учитель одной дисциплины, но в  подготовке к нему принимает участие преподаватель смежной.

Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы.

 Интересным с нашей точки зрения получился обобщающий  урок истории в 10-м классе на тему «Франко-прусская война». Первая часть урока - подведение итогов по теме (причины, вызвавшие франко – прусскую войну, какие события послужили поводом к началу войны, Седанская катастрофа и конец империи, значение франко – прусской войны для судеб европейских государств и т.д.).

Вторая часть – реализация домашнего задания, которое некоторыми учениками было воспринято с недоумением: как это время отразилось в произведениях Мопассана?

Были прочитаны и проанализированы рассказы Мопассана об этом периоде во Франции: «Дядюшка Милон, «Старуха Соваж», «Пышка», книга «На воде» и другие.
 

 Сделаны выводы, что писатель  до конца жизни помнил, каким унижениям подвергли его родину прусские милитаристы. Оккупанты проявляли во Франции самую настоящую жестокость, издевались над жителями, часто лишая их крова и отнимая имущество. Простые люди, те же крестьяне в первую очередь, являлись  героями сопротивления врагу, захватившему треть Франции. Например, дядюшка Милон, самоотверженный народный мститель, бестрепетно и просто идущий на расстрел, противопоставлен имущим слоям французского общества, искавшим прежде всего соглашения с пруссаками.

И очень важно, что созвучными нашему времени оказались высказывания писателя против войны:      «Вторгнуться в чужую страну, умертвить человека, защищавшего свой дом... жечь лачуги бедняков, сидящих без хлеба, ломать мебель, красть вещи, выпивать вино, найденное в погребах, насиловать женщин, встреченных на дорогах, расходовать пороху на миллионы франков и оставлять после себя нищету и холеру - вот что такое война»,- пишет Мопассан.

И после такого подхода стало очевидно, что  далекая эпоха стала ближе, понятнее и воспринималась уже с общечеловеческой точки зрения.
Другим примером может служить урок литературы в 11-м классе из раздела «Литература периода Гражданской войны».

До урока ученики, разделившись на две группы («красные» - «белые»), получают задание- ознакомиться с историческим материалом (биографии, воспоминания, статьи, лозунги, песни, романсы) попробовать понять «правду» каждой стороны в этом братоубийственном противостоянии.
Примерно так выглядела историческая канва:

Причины и основные этапы Гражданской войны.                                                  
            Белые и красные – кто они? (цели борьбы и идеалы)
            Причины поражения белых и победы красных.
            Террор в годы войны: правда и вымыслы.

Цена победы ( в частности, ученикам было предложено обратиться к материалам  журнала «Родина» № 40 за 1990 год, где представлены данные о потерях в Гражданской войне: общее количество жертв среди мирного населения составило около 10 млн. человек, общее число потерь в ходе боевых действий – более 10 млн. человек, еще 2-3,5 российских граждан покинули Родину и стали эмигрантами. А сколько искалеченных судеб?)
           
На уроке также прозвучали песни «Смело мы в бой пойдем», «Белая армия, черный барон» и другие, белогвардейские романсы. Все это создавало особый эмоциональный настрой.

Совершенно ясно, что после такого «погружении» в проблему, совсем по-иному воспринимаются  герои литературы: и командир отряда Левинсон из фадеевского «Разгрома» - человек, принимающий на себя ответственность за своих подчиненных и вынужденный выбирать между большим и меньшим злом, и Юрий Андреевич Живаго, и булгаковские «белогвардейцы», готовые до конца защищать свой Дом и свой Город...

У каждой стороны оказывается своя правда, своя Россия, своя любовь к ней, своя боль за нее.

А в заключении урока читаем  и размышляем над стихотворениями Максимилиана Волошина «Террор» (красный? белый?), «Гражданская война», завершающееся словами:

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Подобные уроки отличает содержательная емкость учебного материала, взаимопроникновение, взаимосвязь различных понятий и представлений и что очень и очень важно при интеграции гуманитарных дисциплин - опыт эмоциональных переживаний.

Ведь еще И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?