Сергей Николаевич Швыркин, 25.03.2014 0

Эссе "Образование в России. Что такое школа будущего?"

Характер и методика ведения образовательного процесса постоянно менялись и, несомненно, будут изменяться и в будущем. Главной причиной этого являлись потребности человечества, стремление человеком окружить себя благами цивилизации и, наконец, его природное любопытство.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Мировая сокровищница знаний пополняется с каждым годом. Прогресс не стоит на месте: появляются новые технологии, методики, запускаются новые проекты, коренным образом преобразуются жизнь человека и окружающий его мир. Всё это было бы не возможно без самой главной в жизни человечества революции — научной. Знания помогли человеку освоить просторы степей и пустынь, преодолеть преграды вечных льдов, проникнуть в тайны мирового океана, и, наконец, выйти за рамки планеты — полететь в открытый космос.

Есть мнение, что гениями не рождаются, ими становятся, и важную роль, наравне с упорством характера, целеустремлённостью и природным любопытством, здесь играет тяга к новым знаниям, постижению чего-то нового, порой невероятно сложного, но всегда интересного.

Базис знаний закладывается в человеке в раннем детстве. Родительское воспитание, дающееся в соответствии с интересами и талантами ребёнка, формирует характер мышления новой личности, нового гражданина своей страны. Родители, будучи примером для своих детей, закладывают основы их мировоззренческой психологии. Задача школы — развить и расширить эту мировоззренческую психологию ребёнка, сформированную в раннем детстве. И оттого, как с этой задачей справится коллектив учителей, во многом зависит успех и внутренняя культура школьников.

Характер и методика ведения образовательного процесса постоянно менялись и, несомненно, будут изменяться и в будущем. Главной причиной этого являются потребности человечества, стремление человеком окружить себя благами цивилизации и, наконец, его природное любопытство. Именно это самое любопытство породило экспериментальный метод исследования, заставило человека не просто созерцать и описывать окружающий мир и природные явления, а проникать в тайны непознанного, доказывать, моделировать, творить.

Объём получаемой человеком информации растёт с каждым годом, пополняется багаж знаний. Информационное поле взрастило богатый урожай, и усвоение этого урожая требует всё больших усилий. Если ещё в середине XX века социальные потребности обучающегося предполагали использование лектория и некоторых графических, аудио- и видеопособий, то сегодня, единственным способом улучшить восприятие информации является полная модернизация обучения. На помощь человечеству приходят компьютерные технологии, перенося аудио- и видеоинформацию в новый формат, более доступный, детальный, масштабный.

До сегодняшнего времени в образовательном процессе недостаточно обращали внимание на зрительную память человека, обделяя обучаемых возможностью формировать и тренировать образность мышления, логически соотносить теоретическую и реально полученную информацию на практике.

Новые цифровые технологии, и в особенности Интернет, не только расширили доступ к информации, но и вывели её на качественно новый уровень. Использование на уроках и во внеурочное время видеофильмов, аудиотреков, электронных тестов, программных моделей, интерактивных разработок (в том числе и в режиме онлайн) даёт современному учителю неоценимо новые возможности в формировании полноценной личности ученика, развитии его интеллектуальных способностей, личностных качеств, внутреннего духовного мира, жизненного кредо.

Задача любого учителя не просто дать знания ученику, а, зародив в его разуме зерно сомнения, заставить быть всегда в научном поиске, логически приходить к умозаключениям. Только таким образом сформированный ум сможет скорее адаптироваться в современной информационной среде. Одновременно с этим нельзя забывать, что человек – социальное и духовное существо, и нельзя относиться к ученику, как к телесному проявлению разума. Важно формировать и духовную составляющую обучаемого, в чём важную роль также предстоит сыграть новым методам и формам обучения и подачи информации.

Необходимо также формировать слитность образования в России, то есть адаптивность методик обучения на разных ступенях образовательного процесса, соответствие форм и направления подготовки учащихся на ранних этапах обучения вышестоящим этапам. Сегодня, вчерашний школьник, выходя во взрослую жизнь, зачастую оказывается неадаптированным, чуждым новой для него среде. Поступая в ВУЗы, переходя на новый образовательный виток, школьники сталкиваются с абсолютно новыми для них условиями, правилами, методиками обучения. Отсутствие слитности образовательных подходов к личности и по сей день задерживает формирование мировоззрения обучаемых, снижает их иммунитет к стрессам, всё чаще являющимся спутниками нашей жизни.

Необходимо ещё в дошкольной среде формировать единую линию обучения, применять хорошо зарекомендовавшие себя методики, отбраковывая устаревшие и не прошедшие проверку, экспериментировать, заставляя детей применять все свои лучшие качества и таланты для решения поставленных неординарных задач.

В школе следует чаще применять образность подачи материала, использовать метод сравнения.

Особенно важным для формирования упорядоченности мысли, а, следовательно, и воспринимаемой информации, является применение "классификационной методики преподавания". Нужно научить детей не только классифицировать предложенные объекты на основе какого-либо признака, но и уметь самим предложить признак классификации объекта или явления. Такой способ подачи информации показал свою исключительную эффективность в моей педагогической практике. Процент воспринимаемого и запоминаемого материала, по сравнению с традиционной методикой преподавания, возрастал на 40–60% в зависимости от возрастной группы обучаемых.

Важно разграничивать методику преподавания в разных возрастных группах учащихся. Если в младших классах должна преобладать игровая форма преподавания с использованием множества визуальных средств обучения, в том числе аудио-визуальных, а при изучении и объяснении терминов, использовать активно-сравнительный метод. В классах среднего звена следует приучать детей к классификации предложенных объектов, что позволяет им развивать логику. В старших классах следует давать больше творческих заданий, в том числе направленных на формирование собственной точки зрения по тому или иному вопросу, умение аргументировать свою точку зрения.

Залог успеха страны — повышение образованности населения. Наступят времена, когда в России будет гениократия, основывающаяся на власти науки во имя будущего. Внедрение современных технологий в образовательный процесс должно ускорить приход нового времени для нашей страны, вывести экономику на такое плато, которое было бы обеспечено и подкреплено надёжным фундаментом человеческих знаний, умений и навыков, сформированных, в том числе, и с помощью школы.

Что такое школа будущего? Ответ на этот вопрос, конечно, даст время. Но в борьбе за благополучие народа, незыблемость идеалов и величие страны лучше не упустить этого времени, поймать ленту времени за хвост, используя передовые технологии и методики в образовательном процессе.

Об авторе: С.Н. Швыркин, к.с-х.н., учитель биологии МОУ СОШ им. А.С. Попова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?