Многие говорят, что современные дети стали хуже и уровень образования в школах снизился. Родители винят в этом учителей, а педагоги семью и общество. Обе стороны, по – своему, правы. Страдает же простой ребёнок, который действительно, наивно пришел в школу учиться. Несмотря на новейшие достижения техники, развитие и использование современных методик, проблема осталась прежней: как научить ребёнка тому, что предусмотрено программой.
В нашей школе и в советские времена было не очень много талантливых учителей. Мне, например, повезло, в школе встретились сразу два талантливых учителя. Ещё один в вузе. Однако личные качества этих людей были далеки от совершенства. На уроках не всегда царила идеальная дисциплина, но знания, которые они смогли вложить в наши головы, свежи до сих пор. Значит, главное оружие учителя – помочь ученику раскрыться на уроке, сделать всё, чтобы ему захотелось работать. Я стараюсь следовать этим правилам, кое- что мне удаётся. Какое счастье для учителя – проверить работы учащихся и увидеть положительные результаты. А если кто-то не справился с работой – это моя вина.
Конечно, не всё так просто в школьной жизни, в ней много противоречий и сложностей, но нельзя забывать, что тебе доверены ум, интеллект и психика ребёнка. Но однозначно плохо, когда ребёнок замыкается в себе и молчит, пусть уж лучше он ругается, высказывает своё мнение, ведь в нем есть доля истины, а не только обида. Учитель в школе это не только преподаватель, но и воспитатель. Совместить эти функции очень непросто. Однако часто бывает так, что сделать это необходимо. Я работаю в среднем школьном звене: 5-9 классах. Самым сложным периодом для учителя и учащихся считаю 5 класс. Время, когда новые классные руководители стараются переделать ту атмосферу, что заложена прежним учителем, и создать новый коллектив. «под себя». Я думаю, что это огромная ошибка. Эти педагоги не считаются с детьми, с которыми им работать ещё 5-7 лет. Ведь в коллективе сложились определённые традиции, и ваша задача их сохранить и приумножить. А ведь это еше не самое страшное. Есть и другие классные «дамы». Они пускают всё на самотёк, особенно если клас « трудный», шумный и не похож на предыдущий. В результате ученики уходят из своего родного класса в другие классы и школы. Там им будет ещё сложней, и мы получим очередные психологические проблемы и отсутствие мотивации к учению.
Мой предыдущий выпуск был именно таким: с первых дней ученики показали себя невоспитанными, шумными, принимающими требования других учителей в штыки. Постоянно возникали конфликты между учениками, учителями и учащимися. Родители считали, что классный руководитель должен принять их сторону, наказать обидчика, забывая, что тот другой тоже ребёнок и что их отпрыск также может быть неправ. Дети, в основном, были обучаемые, имели хорошие способности. Куда проще было навесить на них ярлыки и объявить неуправляемыми. Я понимала, что с таким коллективом мне работать, и прежде, чем они в 9-м классе начнут понимать меня без слов, надо пройти с ними тернистый путь. Конечно, не обошлось без ошибок, было всякое: и обида, и обвинения. Однако мне удалось сохранить класс, сплотить их.
Мои сегодняшние ученики другие, это один из лучших классов школы. У них был очень хороший классный руководитель в начальной школе, и они до сих пор хранят о ней доброе воспоминание. Однако есть у них такая черта, которую я называю равнодушием. «Не видел, не знаю, не заметил», – говорят они о чьей-то проблеме, не умеют отвечать за свои поступки. Молчат, а работаю с ними уже 3-й год. Это безразличие помогают преодолеть две вещи: разговор по душам с классом и индивидуальная беседа. Я не читаю нотаций, просто рассказываю о людях, о себе, об их родителях. Может быть это неправильно, но каждый свой поступок стараюсь объяснить. Потом в основном говорят дети, причём не лучшие ученики. Такой обмен мнениями позволяет понять проблему со всех сторон, а не просто наказать виновного. Иногда, подводя итоги, ребята приходят к выводу, что виноват не только обидчик, но и тот, кого обидели. За всё время, что они учатся под моим руководством, не было ни одной серьёзной конфликтной ситуации и, надеюсь, не будет.
Не спорю, что одной из острейших школьных проблем остаётся работа с родителями. Современные мамы и папы мало уделяют внимания своим детям дома, так же как и раньше. Но если во времена моего детства родители не пытались оказывать давление на педагогов, то нынешние знают всё: как учить, чему учить, кто должен учить их детей. Открытость школьной системы должна быть, это понятно. Однако, те из родителей, которые, действительно стараются вникнуть во все аспекты образования, никаких требований не выдвигают. Остальное же большинство во всех проблемах винит педагогов. Поэтому отношение к учителю становится у многих детей негативным, падает престиж профессии, мало молодых, талантливых педагогов приходит в школу. Мне всегда хочется спросить таких общественников, не приходило ли им в голову учить медсестру делать укол или врача ставить диагноз, летчика водить самолёт, капитана – корабль? Думаю, что вразумительного объяснения я не получу.
Совсем недавно, я услышала в одной из телевизионных программ фразу: «В школу идут работать худшие учащиеся из худших педагогических вузов». Наверное, выступающий прав, но от осознания этого становится тяжело и обидно. Кого же научат эти худшие учителя? Ещё более худших учеников. Чего нам ждать от нового поколения, ведь в их руках будущее нашей страны? От таких вопросов никуда не деться, их надо решать. Решать поосто и спокойно, без суеты, рекламных реформ и лозунгов. Надо хорошо знать своё дело и уметь работать.
Каждый день я иду к своим ученикам с открытым сердцем и надеюсь на их взаимопонимание. Я верю, что моя искренность и неравнодушие оставит в их долгой и прекрасной жизни хоть малый след.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ №3" г. Астрахани
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.