Светлана Макаревич, 08.11.2013 19

Как бороться с опозданиями учеников. Кнут или пряник?


С проблемой опозданий учеников на уроки приходиться  сталкиваться каждому учителю. В запасе у хронических нарушителей дисциплины всегда есть несколько «уважительных» причин. А вот педагогические методы борьбы с их непунктуальностью порой не отличаются разнообразием и эффективностью. О том, как бороться с опозданиями учеников, читайте в нашем материале.  

Обсудить статью (уже 19 коммент.) Опубликовать свой материал
 

Кнутом или пряником: как бороться с опозданиями учеников?

Каждому учителю знакома ситуация: урок давно начался, дверь открывается, и на пороге появляется опоздавший ученик: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?». Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ученики поневоле отвлекаются,  учитель теряет важную мысль, а драгоценное время урока безжалостно убегает. Стоит ли говорит о том, как подрывают такие опоздания общую дисциплину! 

Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания приобрели хроническую форму. Одни ученики задерживаются по уважительной причине (сломался автобус, был в поликлинике), другие просто не умеют грамотно управлять личным временем, а третьи сознательно не спешат на урок из-за низкой мотивации к учебе. Поэтому и методы борьбы с «похитителями времени» у каждого педагога свои.

Кто-то из наставников более лоялен, а кто-то категорично не приемлет опозданий на свои уроки. Одни педагоги  ограничиваются предупреждением, соответствующей записью в дневнике, индивидуальной беседой после урока, звонком родителям. Другие для обучения пунктуальности используют «педагогический кнут»: опоздавшего не пускают в класс, отправляя «на ковер» к классному руководителю или завучу, заставляют приносить извинения перед всем классом, оставляют заниматься дополнительно после уроков.        

Как показывает практика, такие подходы в некоторой степени дисциплинируют школьников, но особой эффективностью не отличаются. Опоздавший на один урок ученик в следующий раз может принять решение прогулять весь день, чтобы лишний раз не привлекать к себе повышенное внимание. Предлагаем педагогам несколько альтернативных способов борьбы с опозданиями учеников.     

В поисках потерянного времени

Итак, вы решительно настроились на борьбу с непунктуальностью своих воспитанников. Психологи советуют в этом случае использовать метод пряника – повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины. Безусловно, для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины.

Ученик в очередной раз опоздал? Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации.

А может быть, школьник элементарно не умеет организовать себя и рассчитать свое время. В беседе с учеником задавайте ему много мелких наводящих вопросов. Во сколько ты просыпаешься? Чем занимаешься до выхода из дома? Сколько времени занимает завтрак, одевание, сборы, дорога в школу? Анализируйте каждое его действие буквально по минутам! В результате вы вместе с учеником определите, где именно он теряет время, и найдете правильное решение проблемы.

Договариваемся, мотивируем, поощряем

Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то из учеников захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок!      

Повышайте мотивацию учеников! Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы (это может быть несложный тест или диктант). Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.  

Поощряйте пунктуальность! Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности. Интересен в этом отношении опыт некоторых американских школ: пунктуальные ребята получают раз в семестр небольшие призы и грамоты, наличие которых после окончания учебы указывают при поступлении в университет или на работу.           

В помощь – психология и юмор!

Используйте следующий психологический прием. Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.

Подойдете к решению проблемы с юмором! Фотографии учеников, которые не отличаются пунктуальностью, размещайте в школьной или классной стенгазете. Кому же добровольно захочется там красоваться? «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Опоздун месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д.

И еще несколько «пряников»

Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям). Согласитесь, такая должность ко многому обязывает! 

В начальной школе эффективно действует размещенная в классном уголке таблица «Не опаздывай, дружок! Приходи-ка в школу в срок!», где ежедневно фиксируются опоздания детей. Для старшеклассников заведите журнал опозданий (с указанием причин), он станет отличным помощником классному руководителю в борьбе за дисциплину.

В некоторых школах практикуют следующий метод: в дневниках опоздавших проставляется штамп «Опоздал на первый урок», а после получения трех таких отметок – добро пожаловать с родителями на Совет профилактики. 

Разделите класс на малые группы и организуйте конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим придется приходить на учебу вовремя.  

Как видим, в борьбе с опозданиями учеников не обязательно сразу же хвататься за «кнут», когда есть столько рецептов «пряников».  Вооружитесь ими: станьте примером дисциплинированности для учеников, мотивируйте «похитителей времени», поощряйте пунктуальных! Желаем вам успехов!

Фото: Денис Гиряев.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 erem2012marina • 22:11, 20.10.2015
Очень полезная статья возьму для своих педагогов!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 super-aleksgold11 • 12:12, 25.03.2015
"...тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.)" Вы с ума сошли?! Это противозаконно!!! Согласно Приказ уЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005г. №676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях», Объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающий 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету!!!
Также почитайте Рекомендацию ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65
Там сказано, что оценку ставят не за поведение, прогулы и внешний вид ученика, а именно за ЗНАНИЕ!!!
И еще не надо вмешиваться в личную жизнь ученика расспросами о времепровождении его дома, анализируя по минутам!!! Это сказано в Конвекции о правах ребенка, ст.16
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 Екатерина_Пашкова • 13:37, 25.03.2015
Вовсе не обязательно понимать написанное буквально.
Скажите, пожалуйста, есть ли закон, запрещающий публичные оскорбления?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 okuznets2013 • 22:56, 14.02.2015
Спасибо. Очень интересные идеи влияния на опоздавших. Я пыталась не реагировать, называть соней, вызывать родителей, беседовать с ребёнком, а вот встречать аплодисментами - это класс!!! Попробую. И деление класса на малые группы и организовать конкурс на самую дисциплинированную их них - возьму на заметку. Попробую применить. Спасибо за познавательный материал!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Alena_Berlu_si • 16:24, 11.02.2015
Спасибо за статью! Интересно и четко по теме!
[Материал]
avatar
Придерживаюсь метода пряника в борьбе с опозданиями. Есть новые интересные советы.Возьму их в свою копилку. Спасибо.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 Nata817548 • 13:01, 21.01.2015
Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания приобрели хроническую форму.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
8 eot61 • 18:04, 06.12.2014
Всё прекрасно, но применимо исключительно к детям, настроенным на конструктивную деятельность.
У меня есть несколько классов, которые опаздывают не потому, что проспали, или не умеют организовывать свою деятельность, а исключительно по причине пренебрежения предметом(веду ОБЖ). к восьмому классу они прекрасно усвоили, что ставя двойку учитель, на самом деле, наказывает себя, а не его. Администрация говорит: разбирайтесь сами. Классный руководитель так жде рычагов воздействия не имеет. Да и какие там рычаги? школьная столовая маленькая. Специально спустился посмотреть на опаздывающий класс: до звонка 3 минуты, а они стоят в очереди. Говорю - бегом на урок! А они - пока не поедим - не пойдём!
В своё время Христос выгонял купи-продаек из храмов. Почему бы нам и этот метод не задействовать? Или работа школьной столовой важнее учебного процесса?
Ну и наглым опоздунам, считаю, нужно на законных основаниях снижать четвертную оценку не смотря на успеваемость.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Екатерина_Пашкова • 20:57, 06.12.2014
>>> Или работа школьной столовой важнее учебного процесса?
То есть Вы предлагаете закрыть школьную столовую потому что дети не успевают пообедать за те 10 минут, что длится перемена?
[Материал]
avatar
12 Pyxaxa • 10:51, 27.01.2015
А почему за 10? Перемены для еды длятся и 15, и 20 минут. У нас во время перемены общей, дети прибегают в столовую за минуту до звонка, толпятся. И в итоге все съедают за 10 минут. И оставшиеся 10 минут столовая пустует.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 учитель9039 • 17:14, 11.02.2017
Зачем закрывать столовую? Можно прекращать продавать за 5 минут до звонка
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
10 Asio • 00:16, 07.12.2014
Ну и наглым опоздунам, считаю, нужно на законных основаниях снижать четвертную оценку не смотря на успеваемость.
Вот с этим готова согласиться. Честно скажу, перепробовали много чего в борьбе с опозданиями и пропусками. "Пряник" ни разу не помог. Дело налаживалось исключительно после того, как "построишь" сначала родителя, а потом ученика.
А фраза типа "возможно, вы делаете что-то не так на уроке" по-настоящему задевает: сколько ж можно скидывать все проблемы на учителя? Не отрицаю, что есть неопытные или нерадивые учителя, но неужели их настолько много, что проблема опозданий на урок озвучивается на уровне страны? По мне, это элементарное неуважение и хамство со стороны учеников и их родителей. И это мнение следует донести до их сознания четко и ясно.
А за статью спасибо, хорошая, правильная, я бы даже сказала, утопическая.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 sch770882 • 20:08, 10.08.2014
Хорошая статья. Использовала советы предложенные здесь. Договорилась с учениками 7-го класса, что опоздавшие по неуважительной причине получают двойную порцию домашнего задания. А в 10 и 11 классе опоздавших на урок опрашивала, но не по домашнему заданию, а по формулам и теории изученной ранее (начиная с 7-го класса); с одной стороны - борьба с опозданиями, с другой - повторение и подготовка к экзаменам. Опозданий действительно стало меньше.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 ichekmareva • 17:02, 10.08.2014
По моему мнению, опоздания учеников зависит, конечно, и от учителя, но все-таки в большей степени от ребенка, у которого это вошло уже в привычку. Он все понимает, но ничего не может с этим поделать (или не хочет?).
[Материал]
avatar
5 anaikinagg • 16:40, 21.07.2014
Здравствуйте, я считаю,что опоздание детей на уроки зависит и от учителя, его авторитета в школе и в классе
[Материал]
avatar
4 lugmana • 09:53, 05.04.2014
Никогда не заостряю внимание на опозданиях и опоздавших. Не хочу тратить драгоценное время урока на выяснения. Пришел - я тебе рада, присоединяйся, у нас интересно.
[Материал]
avatar
3 [Материал] Людмила Александровна • 04:58, 11.11.2013
Если ребенку в школе комфортно и, главное, интересно, он приходить будет в школу раньше. Если, конечно, это не зависит от родителей.
[Материал]
avatar
2 Savlar • 21:41, 09.11.2013
1. "Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс". - лентяю на любом уроке будет неинтересно.
2. "Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание" - зачем учителю себя наказывать (не он же опоздал! а проверять ему придётся - иначе никто не будет всерьёз воспринимать такого рода наказание)
3. "Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы" - само слово "проверочная" не привлекает таких детей, зачем лишняя двойка? Играть в проверочную - стоит ли...
4. "Продумайте вместе с учениками систему мотивации... Интересен в этом отношении опыт некоторых американских школ: пунктуальные ребята получают раз в семестр небольшие призы и грамоты, наличие которых после окончания учебы указывают при поступлении в университет или на работу." - идея неплохая. Кто финансирует?
5. "Подойдете к решению проблемы с юмором! Фотографии учеников, которые не отличаются пунктуальностью, размещайте в школьной или классной стенгазете. Кому же добровольно захочется там красоваться? «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Опоздун месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д. " - Родители хорошо знают дорогу в прокуратуру. И будут правы.
6. Совет по профилактике многие проходят с лёгкостью.

Критика - дело неблагодарное, скажет автор статьи. И будет прав. Но, если берёшься давать советы, надо понимать, что не все их примут. Опоздания на уроке - это прежде всего проблема воспитания в семье.
[Материал]
avatar
1 artem2008118 • 08:41, 08.11.2013
В целом вся методика известна и опробована, но эффект она будет давать, если любой из методов будет проводится в жизнь систематически, а для этого, как обычно, необходимо большое количество времени, которого у нас всегда не хватает. Поэтому большинство учителей ограничиваются разовыми акциями.
[Материал]