Алина Бикеева, 15.08.2016 1

Расхламите вашу жизнь. Часть вторая. Расхламите свою учительскую речь


Мы часто бываем небрежны в своих словах, вольны в собственной речи. Мы отягощаем, загрязняем, оскверняем ее безмерно. Речь порядочного человека вообще, а учителя, в частности, должна быть чистой. А что такое осквернять свою речь? Что значит «скверна»? В словаре В. Даля дается следующее определение: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистое, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержение, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное». 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Учителя, как известно, особенно говорливы, многословны и не то, что неаккуратны в собственной речи, а прямо-таки небрежны и невоздержанны. А еще почти всегда доминантны и очень порой крикливы. Бесспорно, это оказывает не всегда благоприятное воздействие на окружающих. Но я сейчас не об этом. Привычка говорить много и громко, не взвешивая каждое слово, легковесно и поверхностно, не задумываясь, не придавая большинству сказанных слов особого значения, как бы порхая со слова на слово и часто, многократно повторяясь, а иногда, увы, занимаясь пустозвонством, к сожалению, чрезвычайно распространено в учительской среде и, прежде всего, оказывает отнюдь не лучшее влияние на самих говорунов. Наша учительская речь, увы, захламляет нашу жизнь прежде всего.

Уважаемые коллеги, давайте последим за своей речью и своим волевым решением остановим собственный словесный понос!

Выхолощенное, неискреннее слово, а еще лживое и злое, а иногда бранное и оскорбительно-унизительное несет в себе очень сильный по своей разрушительной силе заряд. Нашей речью, которая складывается из подобных слов, мы наносим урон не только окружающим нас людям, кстати сказать, в основном, детям и подросткам, но и себе самим.

Что сказано со злом, не вырубить и топором!

А ведь русская языковая культура всегда призывала к гармонии мысли, слова и конкретного действия. Но мы, педагоги, к сожалению, часто обходимся со словом так легкомысленно, так небрежно, что тем самым совершаем обесценивание слова.

Из истории нам всем известно, что святые отцы и подвижники святости и благочестия предельно осторожно и даже благоговейно относились к каждому собственному слову, к каждой мысли. Они очень ценили молчание и предостерегали людей от многословия. Как известно, в древние времена практиковались словесные посты. История донесла до нас имена великих молчальников, которые отказывались от слов, от речевого контакта с окружающим миром по идейным соображениям. Мы же говорим бесконечно, мы болтаем без умолку, а еще ругаемся и кричим. Давайте задумаемся об этом.

Наша речь — это не просто слова. Это — наша личная культура, наш образ жизни, наше мышление и мировосприятие. Какова наша речь? Если она несет заряд злости, оскорбительности, жестокости, хамства, цинизма (и это все по отношению к подрастающему поколению!), то это не просто слова и складывающаяся из них речь, это — вибрации нашей души. Наши слова — не просто сотрясение воздуха вокруг, не просто колебательные движения воздушных волн, нас окружающих, а изливание нашей души (или бездушия?!) в эфирное пространство вокруг. И мы таким образом загрязняем энергетически пространство вокруг и, прежде всего, вокруг себя самих. Мы сами же первые купаемся в своей злости, в своем негативе, в собственном злословии и сквернословии.

Давайте представим себе такую ситуацию: в постели без сознания лежит тяжелобольной человек. Он мечется в жару и бреду. Что будет, если несколько человек встанут вокруг его кровати и начнут злобно на него браниться за то, что бедняга заболел, при этом, не стесняясь в выражениях? Выздоровеет ли от этого больной? А теперь представим, что рядом с кроватью больного оказались батюшка и две монашки, которые тихо и спокойно читают молитвы, сочувствуя и сострадая больному. Согласитесь, эффект будет другим. Либо возле все той же кровати сидят близкие родственники больного, держат его за руки, гладят по голове и просто разговаривают по-хорошему, доброму, рассказывая, как он им дорог и нужен. Заметьте, никогда вековые традиции нашей истории не предлагали злословия и сквернословия в качестве действенных методов лечения страждущих. Я не призываю всех читать молитвы. Нет, это — глубоко личное дело. Но остановить поток злословия, крика и ругани должен каждый. И особенно каждый учитель!

И еще вспомним историю. Во времена русских царей Михаила Федоровича и позже Алексея Михайловича была у некоторых чиновников при царском дворе такая обязанность: они переодевались, брали с собой двух-трех стрельцов и шли на рынки и ярмарки, т.е. в самые людные места, где обычно толпы народа. Разгуливают по ярмарочным рядам, товары рассматривают, даже прицениваются, а на самом деле внимательно слушают, кто что говорит. И если вдруг кто-то выругался, стрельцы тут же бросались, хватали этого человека и при всем честном народе наказывали его розгами. Разумеется, такой метод можно оспаривать, но результаты были, да и людям он давал понять, чего делать со своей речью просто недопустимо. Издревле на Руси считалось, что тот, кто позволяет себе нечистую речь, тот легко решается и на нечистые дела, т.к. прежде чем зло совершить, оно обдумывается, готовится словесно в головах людей.

Злословие и сквернословие несут в себе большую разрушительную силу. Конечно, сила эта в первую очередь направлена против тех, кто находится рядом, но во вторую — против самих говорящих. Ведь своей злой или праздной речью мы загрязняем свое личное жизненное пространство, свою собственную Малую Вселенную, в которой мы постоянно вращаемся.

Почти философская размышлялка

Чаще всего мы делаем больно самым близким людям, а также людям, которые слабее нас или от нас зависят. Грубыми и невежливыми бываем с ними же, сохраняя при этом имидж пристойного поведения со всеми остальными.

Запретите себе многословие, праздное пустозвонство, злые выпады против других людей и нескончаемый поток критических замечаний по любому поводу. Пресеките обсуждение всех и вся и осуждение, а уж тем более ругань. Остановитесь! Создайте вокруг себя запретную на все это зону, заповедную зону чистого языка. Пусть вокруг вас будет энергетически чистый эфир. И вы заметите, что вам самим дышать стало легче и комфортнее. Может быть, мы часто задыхаемся от собственной злости? Если же речь наша становится чище и добрее, мы сами начинаем дышать спокойнее и свободнее. Ведь обрушивая бесконечную критику, злословие, а иногда и сквернословие на других людей, мы накручиваем, взвинчиваем и собственную нервную систему. Извергая поток ругани и брани, мы распаляемся сами, разрушаем собственное здоровье, нарушаем душевное равновесие, загрязняем свой Жизнемир вокруг себя. А ведь вряд ли что хорошее можно построить на негативных вибрациях нашей злой речи. Остановите себя сами! Успокойтесь! И останавливайте себя постоянно. Выбросьте все злословие и сквернословие из собственной речи. Вам станет лучше, повысится настроение, вы ощутите неожиданный прилив бодрости и сил. Разумеется, это — не легко. Бесспорно, найдутся люди вокруг вас, которые будут продолжать обрушивать на вас поток сплетен и критики, злословия и сквернословия, но вы должны оказаться выше этого. Вы не должны в этом участвовать. Вы как человек, как учитель, просто обязаны разрушать эту пагубную привычку, собственным волевым усилием прекратить, остановить эту страшную по своей энергетической силе, по своему воздействию на людей цепную реакцию злословия.

Наши ученики — это сверхчувствительные локаторы. Они очень восприимчивы к той энергетике, которая исходит от учителей и которая поселяется в учебной аудитории. Дети улавливают тут же тот подтекст, которым мы, учителя, нагружаем и отягощаем свое речевое сообщение, а также они чутко чувствуют наше отношение, сопровождающее любые произносимые нами слова. Чувства и интуицию ребенка обмануть почти невозможно. Негатив дети ощущают сразу и очень реагируют на него. Лучшее, что могут учителя дать детям — это растить, учить и воспитывать их на позитивной энергетике, исходящей от них самих. Поэтому одна из трудновыполнимых задач учителя — бороться всеми силами с собственным негативом, который, увы, так часто захватывает нас в нашей современной жизни. И от того, сколько негатива мы поселим в собственной голове, а, следовательно, будем распространять и насаждать вокруг себя, зависит какое учение, общение, какие межличностные отношения сложатся и будут жить в нашем классе — невротические, обычные или деловые.

Правило учительского движения по жизни. Чем больше негатива распространяют и насаждают вокруг себя учителя, тем более невротическое учение и общение складывается в учебной аудитории; и тем более неуютнее, неудобнее и тяжелее там детям учиться, а учителям работать.

Просто призыв: Все на борьбу с собственным негативом! Все на расхламление собственной речи и энергетики, захламленных этим негативом!

Про Учительское Слово, которое было в начале всего.

В начале, как известно, было Слово. В начале любого учения-обучения было, есть и будет Учительское Слово.

Толковательный словарь для толковых учителей

Учиительское Слово человеческий и человечный незримый путь к ученику.

Просто призыв: Учитель, осторожно со словами!

Учительское Слово было в начале. Оно продолжает оставаться и присутствовать ежедневно в нашем общении с детьми. И от того, уважаемые коллеги, какие именно слова мы с вами выбираем, учение и общение в нашей учебной аудитории получается невротическим, обычным или деловым. А от этого будет зависеть, насколько психологически комфортно и уютно, радостно и счастливо будет нашим ученикам и нам самим в школе, на нашем уроке, в нашей учебной аудитории.

Филологическая объяснялка

  • Английское выражение: Say it with flowers.
  • Дословный перевод: Скажите это с цветами.
  • Русский эквивалент: Выражайтесь красиво, изящно.

Не загрязняйте свою речь. Выражайте свои мысли с цветами!

Объявите в своей жизни дни молчания, а также на дни без критики, замечаний, злости и ругани. Трудно? Не вписываются такие дни в напряженный трудовой ритм нашей жизни? Тогда объявите себе самому такие часы или даже минуты. Это все равно будет оздоровлением, санацией, очищением мира вокруг нас и нашего личного жизненного пространства в первую очередь. Я уже не говорю о том, что наши ученики от этого только выиграют.

Просто пожелание: Пусть в вашей учебной аудитории будет только свежий воздух, а в вашем жизненном пространстве только тихая спокойная обдуманно-взвешенная речь и много-много позитива!

Почти философская размышлялка

Некоторые мысли лучше оставлять невысказанными. 

Книги Алины Бикеевой для педагогов и родителей: купить на OZON.ru >>> Labirint.ru >>>

  • А.С. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А.С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А.С. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А.С. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А.С. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А.С. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
  • А.С. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады.
  • А.С. Бикеева Интеллектуальные игры для школьников. Английский язык.

Кратко об авторе:

Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. 

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии: