Татьяна Сольнова, 15.10.2013 1

Младшие подростки с ЗПР — какие они? Разговор родителей с психологом


В данной статье показаны возрастные особенности младших школьников, психические особенности детей с ЗПР, раскрываются причины конфликтов подростков и взрослых, определены шаги для гуманного общения взрослых и детей.

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Возрастные особенности младших подростков

Ведущая деятельность младших подростков — общение со сверстниками. И родители, и учителя должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости. Если учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в обучении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для полноценного психического развития.

Проблемы в воспитании подростка возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности последнего.

Хотя учение и остаётся главным занятием ребенка, основные новообразования в его психике связаны с общественно-полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина.

На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям.

Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью.

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Подросток пытается походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и деятельности. Приобрести их качества и умения, а главное – приобрести права и привилегии, но не торопится взять ответственность на себя.

Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребность её признания рождает новую проблему прав взрослого и подростка в отношении друг с другом. Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои и ограничить их у взрослого; имея обострённое чувство собственного достоинства, осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослыми. В такой ситуации взрослому надо самому проявлять инициативу в формировании новых отношений с ребёнком.

Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми.

Психические особенности детей с ЗПР

У детей с диагнозом ЗПР наблюдается синдром психического инфантилизма. Эмоциональная сфера школьников находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребёнка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.

Основными проявлениями синдрома психического инфантилизма являются:

  • Неадекватная самооценка
  • Несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в невозможности соподчинения мотивов, желаний нескоординированность эмоциональных процессов

Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.

В речевом развитии у этих детей наблюдается ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

У детей с ЗПР при врождённых нарушениях аффективно-волевой сферы поведение формируется по 2 типам:

  • Возбудимый тип — двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивированные перепады настроения, повышенная внушаемость, патологические влечения (курение, алкоголизация, ранняя сексуальность, склонность к побегам, бродяжничество, воровство, жестокость).
  • Заторможенный тип — замедленный темп деятельности, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, застенчивость, замкнутость, необщительность.

Причины конфликтов подростков и взрослых

  • Конфликт неустойчивости родительских отношений. По сравнению со взрослым подросток несовершенен (несобранность, отсутствие целеустремлённости, трудность систематических усилий).
  • Взрослый положительных качеств не видит, лишь усиливая недостатки подростка.
  • Конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом. Подросток улавливает нюансы родительского отношения, страдает, приспосабливается.
  • Конфликт сверхзаботы. Родители живут как бы за своих детей. Дети растут безынициативными, неуверенными в себе. Отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной», общается с ним как с малышом, не давая самостоятельности.
  • Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность. Родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют право собственности.
  • Неуважение границ личности подростка ведёт к конфликту.
  • Конфликт отцовского авторитета. Отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной», отстраняет от воспитания мать, заставляет сына обливаться холодной водой, бегать по снегу независимо от его здоровья. Проявления слабости осмеивает и никогда не хвалит ребёнка. Воспитывая в сыне мужественность, отец как бы компенсирует свои собственные проблемы.

Конфликт и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.

Если взрослый сопротивляется новым отношениям, основанным на самостоятельности ребёнка и уважении его прав, то возникают разные формы непослушания подростка. Разными формами непослушания и протеста подросток «ломает» отношения, которым принадлежит будущее.

Гуманное общение взрослого с подростком

  • Подросток — личность, претендующая на равные с взрослыми отношения и права.
  • Наибольшим воспитательным влиянием обладает диалогическое общение, где существует равенство позиции взрослого и подростка.
  • Вступайте в общение, учитывая интересы подростка.
  • Предмет разговора должен быть конкретным, затрагивающим суть дела.
  • Нельзя касаться личности подростка — возникает круговая оборона — защита своей чести, своего «Я», поэтому трудно будет вести общение. Вам не нравится его действия, но не он сам.
  • Больше проявляйте свои чувства. Важно, чтобы подросток не только вас понимал, но и принимал.
  • Принимая самостоятельность подростка, не сводите её до вседозволенности. Пусть он сам определит время возвращения домой, объём выполнения задания. Так взрослому легче контролировать принятое самим же подростком решение.
  • Учите подростка самого справляться со своими трудностями. Имея чёткую цель, можно составить план её достижения.
  • Когда подросток отказывается что-либо сделать, используйте технику заезженной пластинки, повторяя свою просьбу снова и снова. Говоря «нет», держите слово.

Об авторе: Сольнова Татьяна Александровна, педагог-психолог.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 KAMILOVNA1985 • 15:34, 27.06.2019
Может ли ПМПК оставить еще на год в обычном садике? Если ребенку будет 7лет в августе.
[Материал]