Лариса Николаевна Позднякова,
03.07.2013 0
Влияние агрессивной информационной среды на развитие личности
Вопрос о социализации и воспитании всегда стоял и будет стоять перед современной школой. Информация как источник получения знаний и передачи опыта поколений всегда имела приоритетное значение в процессе формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Само понятие «развитие» предполагает дополнение и сохранение прошлого, а не простое его воспроизведение. На этом основывается развитие не только отдельной личности, но и культуры народа в целом. Культивируя общечеловеческие ценности, современная школа призвана решать задачи нравственные, научные, художественные, правовые, религиозные.
В древности личность мальчиков и девочек развивалась под воздействием устного народного творчества, передачи практического опыта, применения на себе мужского или женского типа поведения. Отцы часто брали с собой детей на работу при дворовых постройках, пастбищах. Матери учили работать по дому. Ежеминутные родительские поступки, беседы, любовь и внимание формировали у детей потребность в собственных действиях, преодолении трудностей. У подростков происходило запечатление взрослой жизни, способности к труду и учебной деятельности. Воспитывая человека в обществе и для общества, родители на интуитивном уровне, на традициях и культуре, переданной им предками, уделяли внимание принципу целостности, направляя ребенка на путь Добра, Истины, Красоты, держа в гармонии его душу и тело.
Сейчас родители не в состоянии уделять ежеминутное внимание своим чадам. На данном этапе развития общества нет прямой передачи опыта от отца — сыну, от матери — дочери. Дефицит времени в семьях становится хронической болезнью, в которой дети находятся в самом плачевном состоянии. Функция передачи подрастающему поколению большей части человеческого наследия культуры и науки отдана учебно-воспитательным учреждениям. Родительское же внимание и любовь заменяется другими ценностями. В современном мире, с его огромными информационными возможностями открываются знания, которые ранее были недоступными. Дети получают практические навыки, которые не могут применять по назначению. Поэтому в последнее время школа столкнулась с проблемой негативного влияния информационной среды на развитие личности ребенка.
Агрессия (от латинского aggredi — нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивная информационная среда имеет практически то же значение. Нарушая психическое равновесие подрастающего поколения, информация, несущая зло, порой направлена даже на физическое уничтожение ребенка. Источники данной информации вполне безобидны: телевидение, интернет, периодические издания и даже книги! Опасение вызывает открытый доступ к агрессивному содержанию этой информации, призывающей не созидать, а уничтожать и подавлять. Получив «легкие» знания, дети сразу готовы действовать, не понимая и не зная последствий своих поступков.
Подростки — самый уязвимый возраст для негативных проявлений среды. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим возможностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются, а успокоение подростки ищут обычно в компании или у авторитетных для них людей, или в социальных сетях.
Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая принадлежность, которые играют роль в становлении личности. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать глубочайшие переживания от различных причин:
- неустойчивость эмоциональной сферы;
- особенностей высшей нервной деятельности;
- высокого уровня ситуативной тревожности.
Педагогам трудно удержать в стабильном состоянии подростка, который в силу возрастных особенностей может меняться ежедневно. Тинейджер колеблется в своих увлечениях и жизненных позициях как «тростинка на ветру» от открытого негативизма до милосердного созидания. Негативная информационная среда навязывает подросткам разные «личины», порой совершенно неприемлемые обществу, а ребенок, как податливый пластилин, готов примерить на себя любую из них без исключения. Школа и семья в этом случае получает трудных, асоциальных подростков, конфликты в школе и дома, уход из семьи и даже суицид.
Мир меняется. Дети действительно удивляют нас своими необыкновенными способностями. Многие психологи фиксируют необъективность тестовых результатов у исследуемых детей. С одной стороны — низкий уровень интеллекта, с другой — неплохие результаты выполнения олимпиадных заданий по отдельным предметам. Это, вероятно, одно из положительных влияний информационной среды. Умственные, психические и физические способности наших детей приобретают и зловещие окраски, когда под влиянием информации насилия и жестокости с особой изощренностью травят своих одноклассников, избивают беззащитных людей, потворствуют преступлениям, а иногда совершают массовый суицид. Устрашающая ситуация в наше время происходит с участившимися случаями школьных неврозов и различных форм психопатии. Порой состояние подростков, попадающих в психоневрологические клиники невозможно диагностировать. А некоторые случаи вынуждают врачей тесно сотрудничать с представителями церкви.
Влияние агрессивной информационной среды на развитие личности и здоровье ребенка очевидно. Школа не может на данный момент противостоять этому потоку негатива, обрастающему специальной технологией влияния на людей. Вернуться вспять, исключить доступ к источникам информации тоже невозможно. И все же необходимо жестко контролировать содержание информации в СМИ, дозировать поток учебного и тем более внеучебного материала соответственно возрастным нормам, воспитывать на примерах героизма, подвижничества, милосердия.
Мир меняется. Дети действительно удивляют нас своими необыкновенными способностями. Многие психологи фиксируют необъективность тестовых результатов у исследуемых детей. С одной стороны — низкий уровень интеллекта, с другой — неплохие результаты выполнения олимпиадных заданий по отдельным предметам. Это, вероятно, одно из положительных влияний информационной среды. Умственные, психические и физические способности наших детей приобретают и зловещие окраски, когда под влиянием информации насилия и жестокости с особой изощренностью травят своих одноклассников, избивают беззащитных людей, потворствуют преступлениям, а иногда совершают массовый суицид. Устрашающая ситуация в наше время происходит с участившимися случаями школьных неврозов и различных форм психопатии. Порой состояние подростков, попадающих в психоневрологические клиники невозможно диагностировать. А некоторые случаи вынуждают врачей тесно сотрудничать с представителями церкви.
Влияние агрессивной информационной среды на развитие личности и здоровье ребенка очевидно. Школа не может на данный момент противостоять этому потоку негатива, обрастающему специальной технологией влияния на людей. Вернуться вспять, исключить доступ к источникам информации тоже невозможно. И все же необходимо жестко контролировать содержание информации в СМИ, дозировать поток учебного и тем более внеучебного материала соответственно возрастным нормам, воспитывать на примерах героизма, подвижничества, милосердия.
Давайте постараемся дать нашим детям чуть больше заботы и любви, причем не виртуальной, а вполне реальной.
Литература:
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1989. – 432 с.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования. – Волгоград: Перемена, 2000. –461 с.
- Гармаев А. Священник. Этапы нравственного развития. Макариев-Решемская Обитель, 1998. – 128 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. – 208 с.
- Емельянов Ю.П. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 167 с.
- Зеньковский В.В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-пресс, 1996. – 272 с.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск, 1993. – 478 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979. – 368 с.
- Рогов Е.И. настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 528 с.
- Социальная психология / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др. / под ред. А.В. Петровского М., 1987. – 224 с.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также