Использование информационных ресурсов науки и образования для повышения эффективности реализации новых форм обучения
Особую актуальность приобретает применение информационных технологий в образовании, потому что именно информатизация образования является одним из приоритетных направлений процесса информатизации всего общества, предъявляющим новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов.
Однако процесс информатизации образовательных организаций на фоне возрастающих потребностей в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, как для самого образования, так и для всего общества идет крайне медленно. Это объясняется недостатком выделяемых и собственных финансовых средств, малым объемом рынка информационных технологий, дефицитом методологических и теоретических разработок, недостаточным для их применения уровнем квалификации преподавателей и недооценкой преимуществ информационных технологий.
Образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов - человеческого капитала и знаний, что определяет уровень социально-экономического развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация системы образования.
Можно отметить, что современная система образования в России находится под давлением возрастающего объема требований со стороны общества и государства относительно интенсивности и качества подготовки специалистов различных профессий и уровней квалификации. Новая государственная образовательная парадигма, в рамках которой система образования России должна присоединиться к так называемому Болонскому процессу, предполагает создание единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и его интеграцию в общеевропейскую систему образования, а также пересмотр ключевых ориентиров, развитие фундаментальных междисциплинарных знаний в сфере образования. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни. Информатизация системы образования является одним из важнейших направлений реорганизации образования для целей реализации потребностей общества.
В настоящее время происходит активное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в сферу образования. Компьютер становится доступным и мобильным устройством, обеспечивающим выполнение учебной работы и в аудиториях, и вне стен учебного заведения. Это приводит к глобальным изменениям условий функционирования образовательных организаций, вызывающим необходимость пересмотра многих традиционных подходов к организации их работы и используемых образовательных технологий. Основой этого процесса становится содержательное и технологическое развитие информационно-образовательная среды, предполагающее в условиях использования ИКТ: постоянную модернизацию программного и технического обеспечения имеющейся вычислительной техники, регулярное повышение квалификации преподавателей и специалистов в области разработки и использования ИКТ в учебном процессе, совершенствование управления учебным процессом в целом. В образовательном учреждении формируется его информационно-образовательная среда. Она представляет собой интегрированную среду информационно-образовательных ресурсов, программно-технических и телекоммуникационных средств, правил ее поддержки, администрирования и использования, обеспечивающих едиными технологическими средствами информационную поддержку, организацию и управление учебным процессом, научными исследованиями и профессиональное консультирование. Информационно-образовательная среда учебного заведения считается качественной, на наш взгляд, если она обеспечивает:
- доступность информации (в том числе электронных информационных ресурсов);
- разнообразие форм и качества информационных ресурсов;
- полноту, оперативность и достоверность получаемой информации;
- комфортность получения информации.
Общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое.
В настоящее время в стране выпускается множество электронных изданий на компактных оптических дисках, создается большое количество российских Web-серверов в глобальной сети Интернет, которые предоставляют возможность получать и использовать различную научную, культурную, образовательную, массовую и другую некоммерческую информацию. Создается большая коллекция учебно-образовательных программ, в том числе и для дистанционного обучения. Масса исследовательских и учебных организаций уже имеют компьютерное оборудование и подключены к Интернет.
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект «Образование». По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Реализация этого направления является неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования.
В государственных программах, нацеленных на развитие информационного общества, термин «информационное общество» используется для обозначения цели, которая может быть достигнута в ходе повсеместного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий.
Информационная поддержка функционирования различных направлений деятельности учебных заведений является важным разделом информатизации образования.
Происходит финансирование многочисленных проектов по созданию электронных информационных ресурсов. В этой сфере принимают активное участие государственные и негосударственные фонды, в том числе и коммерческие организации.
В настоящее время реализуется ряд комплексных программ, таких как: государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»; межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»; пилотная Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки» (РФФИ и РФТР Миннауки РФ). В рамках этих программ и проектов реализовывают: создание базы для поиска, предоставления и распространения информации, которая даст возможность дорасти до более высокого уровня информационного обслуживания, соответствующего мировому.
Создаются большие информационные системы и сети серверов, использующих общий набор стандартов представления информации, метаданных, пользовательских интерфейсов и т.д. Такая система, например, создается в рамках межведомственного проекта «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных центров России» (LibWeb), осуществляемого при поддержке РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда.
В настоящее время сеть Интернет уже стала для работников различных областей важнейшим источником новой информации, средством обработки и модификации технологий исследований, а также наиболее быстрым и сильным каналом для профессионального общения. Ученые получают все больше возможностей потреблять огромное количество пополняемых информационных ресурсов, качество которых зачастую превосходит любые другие источники. Интернет как мощный информационный ресурс используется для проведения опросов, дистанционных конкурсов, маркетинговых исследований, анкетирования, организации тематических групп и т.д. Исследования содержания Интернета показывает, что велико влияние на связь и общение людей не только на развлекательно-коммуникативном уровне, но и на научном. Нынешняя степень развития Интернет-технологий дает большую возможность для возникновения и развития направленных центров, обеспечивающих возможность получать доступ к большим объемам данных любой предметной области и к взаимодействию внутри отдельных сообществ специалистов.
Ресурсы сети Интернет – огромны, и хотя в настоящее время идут горячие споры по поводу их «полезности», нельзя отрицать огромного образовательного потенциала этой технологии. Однако в такой обширности и разбросанности заложена одна из основных трудностей, возникающая при их использовании в образовательном процессе – трудность выделения качественных ресурсов, сложность релевантного поиска образовательных ресурсов.
Степень интеграции информационных технологий и мировых информационных ресурсов в учебный процесс условно можно разделить на три уровня:
Первый уровень. Использование различных средств представления учебной информации и мировых информационных ресурсов для решения традиционных образовательных задач на новом качественном уровне. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, применение новых технологий для проведения традиционных лекций и семинаров с использованием презентаций и т.д.
Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технология дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются телеконференции конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др.
Третий уровень. Решение принципиально новых задач. Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и информационных ресурсов позволяет создавать учебно-методические комплексы нового поколения на базе ресурсов Интернет. На данном уровне информационные технологии используются как средства доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс. Обучение с использованием мировых информационных ресурсов наполняет учебную программу качественно новым содержанием, позволяет использовать в учебном процессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач.
При этом так же возникает вопрос о немаловажном воздействии использования Интернет на изменение деятельности, влияющее не только на отдельные психические составляющие, но и на психику в целом. При чем реакция заметна не только при непосредственном использовании информационных технологий в реальной жизни, но и когда человек просто испытывает на себе воздействие этих информационных технологий. Активное использование интернета может оказать негативное воздействие на некоторые психологические процессы человека, но негативное влияние не так велико. При работе с информационными технологиями можно говорить об амбивалентности их использования, так как всякая деятельность в Интернет может привести как к положительному развитию человека, так и вызвать негативную реакцию и последствия.
Введение Интернет в научно-образовательные и культурные круги становится одним из основных позиций успешного развития компьютерных технологий в других областях человеческой деятельности и жизни общества.
Основные усилия Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. (ФЦПРО) сосредоточены на формировании единого образовательного пространства на территории всей страны посредством наполнения образовательных интернет-ресурсов и онлайнового доступа к ним учащихся и преподавателей. Разобраться в структуре образовательных интернет-ресурсов позволяют известные каталоги и рубрикаторы, входящие в состав известных поисковых систем Интернета, образовательных порталов и ресурсов высших учебных заведений. Существуют также интересные специализированные проекты, которые ставят цель объединения электронных ресурсов в единое информационное пространство свободного доступа для всех уровней образования в России.
Велико значение развития информационных технологий в современном образовании. Идет большой скачок в развитии уровня компьютерных технологий, который дает возможность говорить о перспективах внедрения систем дополнительного, дистанционного образования в различных курсах этой области. Этот вид образования становится дополнительной опорой и источником информации для формирования развитой личности, дает новые возможности в преподавании и открывает новые перспективы в современном мире. Здесь возникает проблема создания систем дистанционного обучения, направленных на потребности человечества.
Изначально внедрение информационных технологий в образовательный процесс многих школ базировалось на использовании метода проектов. Информационные технологии входят в образовательный процесс школ через внеурочную деятельность, через ведение телекоммуникационных проектов. При этом возникают некоторые трудности. Не всегда руководители школ и педагоги понимают для чего это нужно. На данном этапе происходит перелом в связи с тем, что многие педагоги предметники начали осваивать информационные технологии. Широкая пропаганда телекоммуникационных проектов, компьютеризация школ, подключение школ к сети Интернет, активное использование электронной почтой, обучение педагогов информационным технологиям привели к тому, что применение информационных технологий стало необходимостью, потребностью. Педагоги предметники начали с интересом использовать информационные технологии в учебном процессе. В школе создаются медиа-классы, где проводятся межпредметные уроки с использованием информационных технологий, Интернет - технологий, интерактивных досок, мультимедийных проекторов. Во многих школах приобретаются интерактивные доски и проекторы. Которые способствуют более продуктивному и интереснейшему процессу обучения.
Важную роль в системе профильного обучения играют элективные курсы (курсы по выбору), которые направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, позволяют компенсировать ограниченные возможности базовых и профильных курсов, в том числе в области информатики.
Благодаря многим проектам по дополнительному образованию и элективным курсам многие могут получить образование с желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Это возможно с помощью хорошо разработанной системы элективных курсов, которые связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей детей по профилям образования.
Характерной особенностью содержания элективных курсов является их гибкий характер, возможность их модификации, вариативность. Элективные курсы – лучшая почва для реализации личностно-ориентированного подхода, полноценного учёта интересов учащихся, позволяющая определиться со специальностью и понять, какая профессия им больше подходит.
Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала. Учащиеся с большим удовольствием изучают электронные учебники, а дополнительную информацию они всегда могут получить из специально подготовленных электронных библиотек, Интернета и научно-популярной литературы. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: ученик с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. И, наконец, дети, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить преподавателя заострить внимание на том пункте программы элективных курсов, в котором у них возникли наибольшие трудности. И обученные компетентные педагоги оказывают им посильную помощь. Обучение проводится в нестандартной форме, что мобилизует внимание и творческие способности учащихся.
Вводя в образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и обо всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. Информационные технологии становятся в данном случае наилучшей базой для создания целостного комплекса для дополнительного образования. Через приобретаемый опыт работы с информационными ресурсами достигается связь теории с практикой.
Одна из задач проводимого мною исследования сводится к разработке и обоснованию критериев использования новых форм обучения в новых типах образовательных учреждений, например лицея.
Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа отличается формой организации обучения. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.
Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные - принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-»суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки.
С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока мною проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно-практического занятия от соответствующего типа урока - в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности.
Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и занятиях практикума. Практическое занятие - это такая форма организации обучения, в которой представляется возможность учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности.
Различного рода экспериментальные задания, предусмотренные программой по элективному курсу «Легоконструирование», выполняются на занятиях практикума. На этих занятиях учащиеся, используя разнообразные приборы и инструменты, проводят различные экспериментально-практические работы. Эта форма организации обучения направлена на то, чтобы вооружить учеников элементарными экспериментально-практическими умениями и навыками.
Функцию контроля знаний выполняет и учебно-практическое занятие. Ученики получают конкретные задания, по выполнению которых отчитываются перед преподавателем. Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают роботов, проводят измерения и отчитываются за проделанную работу перед учителем.
Названные формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при изучении данного элективного курса.
При всяком обучении, особенно если каким-то образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность учеников - устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.
Эффективность разработанного элективного курса достигается при условии решения всего круга поставленных задач, концентрации внимания и мышления школьников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов учащихся. Поэтому одним из главных направлений совершенствования урока является реализация дидактических принципов, выбор рационального сочетания методов обучения, различных форм организации обучения, обеспечение оптимального уровня трудности при соблюдении принципа доступности обучения.
Эффективность обучения повышается, если в его основе лежит принцип действенного обучения - перевод знаний с уровня абстрактного умозаключения в практику и далее опыт.
Внедрение компьютерных технологий в обучение вносит существенные коррективы в образовательный процесс, но это еще не означает, что сам процесс образования может считаться инновационным по своему характеру. Под инновационным процессом в образовательной сфере следует понимать такой процесс, в котором будет изменяться сам характер учебного сотрудничества, будет обеспечиваться свобода позиции учителя с одновременным включением обучаемого в активную, творческую, совместную и продуктивную деятельность.
Список литературы
1. Грядущее информационное общество / А.А.Лазаревич и др. – Минск: Белорус. Наука, 2006. – 392 с.
2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.
3. Хорошилов А.В. Управление информационными ресурсами. А.В. Хорошилов, С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская. - М.:Финансы и статистика, 2006. – 272 с.
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
Место работы: МОУ СОШ № 56 УИМ г. Магнитогорска
Должность: учитель информатики
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.