Елена Фарион, 29.12.2010 9

Использование электронных образовательных ресурсов


Еще совсем недавно ведущие российские ученые спорили о том, можно ли говорить о переходе России к информационному обществу. На сегодняшний день такие споры практически прекратились: большинство исследователей сошлись во мнении, что в сегодняшней России присутствуют основные тенденции, явно свидетельствующие о ее движении к обществу информационному.


Обсудить статью (уже 9 коммент.) Опубликовать свой материал
В первую очередь это означает, что информация становится ведущим ресурсом экономического, социального, политического и культурного развития, а современные технологии ее обработки и распространения только усиливают данную тенденцию. Также это означает увеличение темпа жизни, что в свою очередь требует повышения уровня мобильности, образованности, адаптивности людей к постоянно изменяющимся условиям.

"Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самовоспитание и  самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и не отставать от  прогресса.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс, который развивается с очень большой скоростью.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему "учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении любой учебного предмета, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для учащихся  пользоваться дополнительной информацией, проверять свои знания, умения и навыки, быть в курсе современных открытий.  Доступ к сети Интернет дает возможность и учителям воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос  о применении новых информационных технологий в  школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании  любой учебной дисциплины.

Считаю, преподаватель информатики должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение знаниями в  области информатики, физики, математики и т.д., а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.
В обучении нужно  широко применять компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни информационной подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Применение ИКТ в процессе обучения  способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

  •  восполнить дефицит источников учебного материала;
  •  развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
  •  объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые и т.п.

Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна оцениваться исходя из принципов доступности её представления и необходимости её использования на конкретном этапе урока, а также социальной, практической и личностной значимости для учащихся.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, т.е. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению предмета.

Автор:
Фарион Елена Александровна,
учитель информатики, физики и математики
МОУ СОШ №96 г. Воронежа

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
9 mandarinka4654 • 19:16, 31.01.2011
"Использовать компьютер, когда он действительно необходим"
с каждым годом, с каждым днем эта необходимость возрастает, возрастает не только на уроках информатики, но и на остальных уроках. Наличие даже одного компьютера к классе расширяет поле деятельности учителя, интерес к предмету у учеников, и как следствие - положительные результаты в обучении.
[Материал]
avatar
8 fidji • 19:30, 21.01.2011
"компьютер не может заменить учителя на уроке" , тем не менее веяние нашего времени обязывают нас все таки пользоваться новыми "благами" при обучении. тем более, когда это очень удобно)))
[Материал]
avatar
7 delfin • 17:28, 20.01.2011
Спасибо! Согласна, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Слово учителя всё-таки играет немаловажное значение в учебно-воспитательном процессе.
[Материал]
avatar
6 shnuro4ek • 01:45, 19.01.2011
999
[Материал]
avatar
5 Казаков • 17:05, 15.01.2011
Прочитал вашу статью, полностью с вами согласен. При планировании урока с использованием вышесказанных технологий, нужно учитывать время их использования на каждом этапе урока и на всем уроке в целом.
Спасибо Вам за грамотную статью.
[Материал]
avatar
4 popugai • 23:13, 09.01.2011
21 век на дворе. детям легче будет работать на компьютере в течение урока. и сумки легче станут. техника заменит несколько учебников.
[Материал]
avatar
3 yand • 12:07, 09.01.2011
На уроках в начальной школе применяю ИКТ, полностью согласна с вашими высказываниями.
[Материал]
avatar
2 Ялен • 20:23, 04.01.2011
Образование должно идти в ногу со временем. Поэтому нам, педагогам, необходимо осваивать нововведения на шаг быстрее, чем наши ученики. На уроках применяю ИКТ - результат великолепный, результативность растет.
[Материал]
avatar
1 Верунчик • 15:29, 31.12.2010
Очень грамотно, доступно и убедительно раскрыта суть проблемы. Полностью согласна с тем, что "компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим".
[Материал]