Формирование умственной деятельности учащихся при работе с интерактивной доской
- cредства ИКТ обеспечивают активную познавательную позицию учащихся; использование средств ИКТ соответствует образовательным стандартам и программе обучения;
- применение средств ИКТ сопровождается проблемным вопросом, познавательной задачей;
- средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.
Применение интерактивной доски возможно на всех этапах урока:
- актуализация опорных знаний (при проверке домашнего задания);
- формирование понятий и способов действий, «конструирование» новых знаний (в процессе изучения нового материала);
- применение новых знаний (при закреплении и систематизации изложенного материала).
Использование интерактивной доски формирует умственную деятельность, так они учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. С помощью интерактивной доски дети рассуждают, находят общее из частного, устанавливают простые закономерности. Например, проверку домашнего задания при таком оборудовании можно осуществлять так:
- подпиши рисунок, схему, недостающие части опорного конспекта;
- собери целое из составляющих компонентов, вычлени частное из общего;
- установи соответствие между строением и функцией, признаком и систематической группой, последовательность этапов процесса.
Познавательную деятельность учащихся активизирует постановка учителем проблемного вопроса при помощи ИД. На ней записываются высказывания, схемы, рисунки, создаются ситуации неожиданности, конфликта, неопределенности, несоответствия. Учащиеся в классе ищут пути решения проблемы: что? От чего? Как? Почему? Такие знания, добытые через самостоятельную и коллективную мыслительную деятельность, служат фундаментом для конструирования нового материала. Посредством работы с ИД у школьников развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и пространственное ориентирование.
При отсутствии ИД или в комплексе с ней используется программное обеспечение ИД – SMART. Работа с офисными программами Microsoft Word, Excel, Power Point, Media Player дает широкие возможности использования ИД во внеклассной работе: заполнение кроссвордов, таблиц, логических цепочек. ИД удачно дополняет метод проблемного изложения материала с использованием ребусов, шарад, других игровых форм. В 6-7 классах ИД позволяет применять рисуночное письмо в ходе поисковой беседы с элементами полилога. В 8-9 классах с помощью ИД составляются опорные конспекты на уроках-лекциях, решаются ключевые задачи, проводятся уроки-консультации. Спектр использования ИД очень широк: наблюдения, эмпирическое обобщение, сравнение, анализ. ИД используется также для прогнозирования, моделирования, исследования, разработки проектов.
Таким образом, для творчески работающего учителя применение ИД позволяет учащимся овладевать новой информацией в интересной, доступной форме, целостно воспринимать проблемы, практиковать свободу выбора решений, формировать проектно-исследовательские навыки.
Использование ИД способствует партнерству, содружеству учителей и учащихся. Развитие умственной деятельности с помощью ИД приводит к увлеченности предметами и повышению качества знаний.
Использованная литература
1. Бабенко Т.И. и др. Информационные технологии в образовании. 1 часть. Ростов-на-Дону, 2005.
2. Кавтарадзе Д.Т. Интерактивные методы: обучение пониманию.
Журнал «Биология в школе» №3, 1998г., Москва, Издательство «Школа-Пресс».
Авторы:
Бочарова Инна Владимировна, учитель географии,
Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии,
МОУ Северная СОШ №13, Зимовниковский район
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.