Бочарова И.В., Шевченко С.А., 29.12.2010 13

Формирование умственной деятельности учащихся при работе с интерактивной доской


При использовании интерактивной доски в учебном процессе мы должны руководствоваться критериями, которые позволяют определить эффективность использования ИКТ в учебном процессе. Это могут быть следующие критерии:


Обсудить статью (уже 13 коммент.) Опубликовать свой материал
  • cредства ИКТ обеспечивают активную познавательную позицию учащихся; использование средств ИКТ соответствует образовательным стандартам и программе обучения;
  • применение средств ИКТ сопровождается проблемным вопросом, познавательной задачей;
  • средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.

Применение интерактивной доски возможно на всех этапах урока:

  • актуализация опорных знаний (при проверке домашнего задания);
  • формирование понятий и способов действий, «конструирование» новых знаний (в процессе изучения нового материала);
  • применение новых знаний (при закреплении и систематизации изложенного материала).

Использование интерактивной доски формирует умственную деятельность, так они учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. С помощью интерактивной доски дети рассуждают, находят общее из частного, устанавливают простые закономерности. Например, проверку домашнего задания при таком оборудовании можно осуществлять так:

  •   подпиши рисунок, схему, недостающие части опорного конспекта;
  •   собери целое из составляющих компонентов, вычлени частное из общего;
  •   установи соответствие между строением и функцией, признаком и систематической группой, последовательность этапов процесса.

Познавательную деятельность учащихся активизирует постановка учителем проблемного вопроса при помощи ИД. На ней записываются высказывания, схемы, рисунки, создаются ситуации неожиданности, конфликта, неопределенности, несоответствия. Учащиеся в классе ищут пути решения проблемы: что? От чего? Как? Почему? Такие знания, добытые через самостоятельную и коллективную мыслительную деятельность, служат фундаментом для конструирования нового материала. Посредством работы с ИД у школьников развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и пространственное ориентирование.

При отсутствии ИД или в комплексе с ней используется программное обеспечение ИД – SMART. Работа с офисными программами Microsoft Word, Excel, Power Point, Media Player дает широкие возможности использования ИД во внеклассной работе: заполнение кроссвордов, таблиц, логических цепочек. ИД удачно дополняет метод проблемного изложения материала с использованием ребусов, шарад, других игровых форм. В 6-7 классах ИД позволяет применять рисуночное письмо в ходе поисковой беседы с элементами полилога. В 8-9 классах с помощью ИД составляются опорные конспекты на уроках-лекциях, решаются ключевые задачи, проводятся уроки-консультации. Спектр использования ИД очень широк: наблюдения, эмпирическое обобщение, сравнение, анализ. ИД используется также для прогнозирования, моделирования, исследования, разработки проектов.

Таким образом, для творчески работающего учителя применение ИД позволяет учащимся овладевать новой информацией в интересной, доступной форме, целостно воспринимать проблемы, практиковать свободу выбора решений, формировать проектно-исследовательские навыки.

Использование ИД способствует партнерству, содружеству учителей и учащихся. Развитие умственной деятельности с помощью ИД приводит к увлеченности предметами и повышению качества знаний.

Использованная литература
1. Бабенко Т.И. и др. Информационные технологии в образовании. 1 часть. Ростов-на-Дону, 2005.
2. Кавтарадзе Д.Т. Интерактивные методы: обучение пониманию.
Журнал «Биология в школе» №3, 1998г., Москва, Издательство «Школа-Пресс».

Авторы:
Бочарова Инна Владимировна, учитель географии,
Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии,
МОУ Северная СОШ №13, Зимовниковский район

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
13 genapltnikv5148 • 22:44, 03.07.2011
При работе с доской есть и негативные стороны. Рекомендованная средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе урока составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней учащихся — в пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков, на которых использовалась интерактивная доска, отмечалось появление жалоб астенического характера, указывающее на развитие общего (треть опрошенных) и зрительного утомления (половина опрошенных). Появление дискомфортных состояний и зрительного утомления после работы с новой доской характерно не только для учащихся, но и для педагогов.
По мнению педагогов, наиболее значимые факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на самочувствие работающих с интерактивной доской: яркий световой поток проектора, повышение температуры воздуха у проекционного экрана, электромагнитные излучения.
[Материал]
avatar
12 [Материал] Васюша • 15:20, 10.02.2011
Спасибо за статью, я только начала осваивать азы ИД, но то что это нужная вещь в школе, и даже в каждом классе-это однозначно. Пора уходить от "первобытного"времени.
[Материал]
avatar
11 fidji • 19:26, 21.01.2011
в нашей школе интерактивными досками пользуются многие. Конечно, плюс еще и в том, что она не одна и стоит не только в кабинете информатики. Но представьте как хорошо, когда такая прелесть используется и на уроках физики и на уроках математики, столько возможностей. И дети в восторге. Материал хороший. + автору.
[Материал]
avatar
10 delfin • 17:25, 20.01.2011
Спасибо! Ваш доклад очень помог мне.
[Материал]
avatar
8 venera2220 • 17:19, 15.01.2011
Недавно в моем классе установили интерактивную доску, учусь работать на ней самостоятельно. Ваша статья очень мне помогла. Спасибо!
[Материал]
avatar
Заходите также на interaktiveboard.ru
[Материал]
avatar
7 Pekmabz • 18:21, 14.01.2011
Интерактивная доска - это хороший ход, в в попытке заинтересовать учащихся в обучении любого предмета
[Материал]
avatar
6 [Материал] Александр • 06:51, 12.01.2011
В институте усовершенствования такая доска уже более 10 лет. На моей памяти еще ни разу ею не пользовались (именно как интерактивной доской). Используется как обычный экран. Одно время даже пытались писать водорастворимыми маркерами. ))) :-D
[Материал]
avatar
4 popugai • 13:39, 10.01.2011
в нашей школе, к сожалению, доступ к интерактивной доске имеет племянница завуча. естественно, урок будет интереснее, насыщеннее и продуктивнее
[Материал]
avatar
Мне кажется, что так говорить не хорошо. Дело в том, что вы можете хорошо проводить уроки и без ИД, ведь ИД - это всего лишь инструмент.
Вы попробуйте попасть в кабинет к этой племяннице, поговорите с ней самой, с завучем, с директором. Главное, говорить с внутренним чувством "мне все равно не дадут работать в этом кабинете", а с полной уверенностью. Докажите директору, что вы можете использовать ИД, что ИД для вас - не просто игрушка, а что вы готовы эффективно ее использовать. Договоритесь сначала на 1 урок в четверть. Выступите на педсовете, на МО с выступлением об ИД. Вы увидите, что у вас все получится. Главное - захотеть серьезно, и идти к этому. Звучит банально, но ведь это работает!
[Материал]
avatar
2 yand • 12:03, 09.01.2011
Скажите пожалуйста, как часто вы используете интерактивную доску на своих уроках?
[Материал]
avatar
А как ее можно использовать?!
Я использовала всегда. Другой доски даже и не было в классе.
[Материал]
avatar
1 Ялен • 20:32, 04.01.2011
Интересные приемы для работы с интерактивной доской. Возьмем на вооружение. Спасибо!
[Материал]