Самоанализ классного часа "Ритмы нашей жизни"; 8 класс
Самоанализ классного часа «Ритмы в нашей жизни» (8 класс)
Основные характеристики мероприятия
Название мероприятия: Ритмы в нашей жизни.
Форма организации: беседа (первая часть мероприятия часть), «Своя игра» (вторая часть мероприятия).
Педагогические цели.
1. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к организации режима дня и организации работы в течение дня; воспитывать умение работать в группе, умение вести себя в ситуации соревнования.
2. Образовательные: знакомство с понятиями «биологический ритм» и «биологические часы»; знакомство с многообразием окружающих человека биологических ритмов; знакомство с ритмическими изменениями состояния организма человека в течение суток.
3. Развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Участники: учащиеся 8 класса (27 человек); во второй части мероприятия делятся на 3 команды.
Время и место проведения. Продолжительность мероприятия – 45 минут; время на дополнительную подготовку мероприятия не требуется. Мероприятие проводится в классном помещении.
Оборудование: презентация, проектор, колонки для воспроизведения звука; бумажки с цифрами 1, 2, 3, чтобы вытянуть жребий.
Самоанализ
I. Целенаправленность
Мероприятие «Ритмы в нашей жизни» имеет валеологическую направленность. Оно соответствует общей цели современного воспитания – формированию всесторонне развитой гармоничной личности. Мероприятие предполагает обогащение кругозора детей, формирование стремления соблюдать культуру физического здоровья, осознанно следуя режиму дня, воспитание умения работать в группе и умения вести себя в ситуации соревнования.
При выборе темы мероприятия были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Оно адресовано ученикам 8-го класса, то есть учащимся, находящимся в том возрасте, для которого характерно стремление подвергать сомнению установленные формы и стереотипы поведения, в том числе и принятые в обществе пути организации и распределения времени в течение дня. Кроме того, в 8 и далее в 9 классе всё больше возрастает нагрузка на учащихся, в связи с приближением экзаменов за курс основной школы повышаются требования к ним. Поэтому необходимо показать школьникам: 1) значение рациональной организации дня для поддержания высокой работоспособности, способности выдерживать нагрузки, хорошего настроения и здоровья; 2) пути осуществления этой организации.
При выборе формы мероприятия мы учитывали тот факт, что учащиеся этого класса с удовольствием включаются в различные игры, имеющие элемент состязательности, проявляют при этом активность и любознательность.
Мероприятие «Ритмы в нашей жизни» было органично включено в систему классных часов, посвященных здоровому образу жизни. На предыдущих занятиях со школьниками проводились беседы и игры, посвященные правильному питанию, физическим упражнениям, зимним видам спорта.
Основная цель мероприятия – познакомиться со значением ритмических процессов в жизни человека и значением учёта при организации режима дня суточных изменений в состоянии организма – была сообщена школьникам в начале классного часа.
II. Содержание
Как уже было отмечено выше, выбранная для мероприятия тема актуальна для детей данного класса в силу их возрастных особенностей. При разработке мероприятия мы стремились сделать содержание беседы доступным и увлекательным для детей. Это достигалось за счёт простоты языка, использования интересных примеров (цветочные часы; время пробуждения птиц), установления связи с жизненным опытом учащихся (при рассказе об изменениях состояния организма человека в течение суток). В рассказе было много новой для учащихся информации. В то же время мы опирались на уже существующие у школьников знания, в первую очередь из биологии (в 8 классе изучается раздел «Человек»).
При составлении вопросов викторины мы стремились сделать их интересными и увлекательными для учащихся. Вопросы были разного уровня сложности, как требующие простого воспроизведения знаний, полученных в результате беседы, так и требующие достаточно высокого уровня эрудиции.
III. Методика проведения
Мероприятие «Ритмы в нашей жизни» состояло из двух частей. В первой части учитель проводил беседу с классом, вторая часть основывалась на групповой работе (игра по командам). Первая часть мероприятия реализовывала в основном познавательные задачи, вторая часть в большей степени реализовывала воспитательные задачи. В зависимости от этого и были выбраны методы работы (беседа и игра). Использование игрового метода способствовало повышению интереса школьников к теме мероприятия. Кроме того, как было сказано выше, этот метод привлекает учащихся данного класса. Активность и самостоятельность участников в ходе мероприятия поддерживалась благодаря таким средствам активизации внимания как вопросы по содержанию беседы, реплики учителя, направляющие внимание и побуждающие к размышлению, а также использованию презентации.
Мероприятие было подготовлено учителем, от учащихся специальная подготовка не требовалась. В ходе классного часа учитель проводил беседу, а также выступал в роли ведущего игры. При этом формат мероприятия не предоставлял больших возможностей для педагогической импровизации, которая ограничивалась только варьированием порядка расположения материала в ходе беседы, а также вербальными импровизациями (реплики, поддерживающие интерес к излагаемому материалу и к проводимой игре; реплики, поддерживающие дисциплину и т. п.).
IV. Результативность
В итоге можно говорить о среднем уровне достижения целей, поставленных перед данным мероприятием. Беседа и игра вызвали явный интерес детей, что проявилось в виде многочисленных вопросов, живой включённости в игру. Учащиеся соотносили излагаемые во время беседы факты с собственным жизненным опытом (Понятно, почему если сидишь поздно, мерзнешь…). Быстрые и правильные ответы на вопросы игры, связанные с материалом беседы, свидетельствуют о том, что он был усвоен.
В то же время после мероприятия не наблюдалось выраженных изменений в поведении учащихся, связанном с организацией времени, режима дня, режима питании и т. д. Это связано или с тем, что материал был усвоен на уровне знаний, или с тем, что результаты подобного мероприятия трудно увидеть в поведении детей в школе.
В целом мероприятие «Ритмы в нашей жизни» вызвало у школьников положительный эмоциональный отклик, о чем свидетельствуют их высказывания после мероприятия и общий настрой во время его проведения. Во время классного часа не было нарушений дисциплины, за исключением шумного обсуждения вопросов в некоторых случаях.
V. Достоинства и недостатки, перспективы
Можно назвать следующие положительные черты проведённого мероприятия.
А. Соответствие темы и формы проведения мероприятия основной цели воспитания и целям конкретного образовательного учреждения.
Б. Соответствие выбранной темы возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, интересное содержание, сочетающее в себе доступность, новизну, опору на уже имеющиеся знания.
В. Органичное включение мероприятия в систему классных часов, посвящённых здоровому образу жизни.
Г. Положительный эмоциональный настрой школьников во время мероприятия, интерес, который вызвали у них обсуждаемые проблемы, доброжелательная атмосфера во время классного часа.
Д. Поддержание высокого уровня самостоятельности и активности учащихся во время проведения мероприятия, в первую очередь во время «Своей игры».
В то же время в проведении мероприятия может быть выявлен ряд недостатков.
А. От учащихся не требовалась предварительная подготовка, в результате чего не был создан предварительный психологический настрой на мероприятие.
Б. Беседа и «Своя игра» не были органично связаны друг с другом, в результате чего получилось, что мероприятие распалось на две самостоятельные части.
В. Вопросы, включенные в состав «Своей игры», большей частью были связаны с миром живой и неживой природы, а не с суточными изменениями организма человека и связанными с этим составляющими режима дня.
Г. Учителю не всегда удавалось установить необходимую дисциплину, выдержать время, отводимое командам на размышление.
Д. Недостаточное внимание было уделено тому, каким образом следует организовывать режим дня, учитывая при этом суточные изменения в организме человека.
Е. В презентациях было несколько опечаток; в речи учителя встречались оговорки.
Ж. Команды оказались очень большими, в результате чего внутри каждой выделилось ядро активных учащихся и несколько человек, которые почти не участвовали в работе группы.
З. Не была продумана система переходов хода от одной команды к другой, в результате чего в первом раунде одна из команд отвечала на 2/3 всех вопросов.
Таким образом, при дальнейшей работе над мероприятиями подобной тематики необходимо учитывать следующее.
А. Продумывать взаимосвязь всех частей мероприятия, и, по возможности, выбирать такую его форму, которая не предполагает распадения на несколько самостоятельных частей.
Б. Продумывать предварительную подготовку учащихся к мероприятию.
В. Тщательнее отбирать материал для игры, чтобы он был более тесно связан с практическим опытом учащихся.
Г. Включать в команду не более 5–6 человек; продумывать систему переходов хода от одной команды к другой.
Д. Тщательнее выверять текст презентаций.
Е. Организовывать разнообразные формы работы (не только по презентации).
В дальнейшем работа с классом по выбранной теме может быть продолжена. Ряд классных часов можно посвятить правилам управления временем, правилам организации умственного труда, правилам здорового сна и т. п.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганичева Светлана Алексеевна
→ sganicheva 24.05.2016 0 15855 493 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы