Самоанализ урока английского языка в 9 классе по теме "Телевидение"
Волкова Татьяна Станиславовна
Самоанализ урока английского языка
по теме «Телевидение» в 9 классе
План урока был составлен с учётом календарно-тематического плана, на основе ГОСО РК по теме «Телевидение» в 9 «А» классе.
Для создания психологического настроя урок мы с учащимся начали с зарядки «бодрячок». Я заметила, что хотя не все ребята делали упражнения на совесть, но это занятие действительно поднимало у них настроение.
На организационном моменте я предложила классу разделиться на группы путём цветных геометрических фигур. Такой приём для ребят был не новый, поэтому ученики быстро сориентировались и разделились на группы (красный, синий, зелёный квадрат).
На операционном этапе учащимся было предложено из списка вопросов выбрать простые (по факту) и оценочные (вырази своё мнение) вопросы. Например, Как часто ты смотришь телевизор? или Как ты думаешь это хорошо для детей смотреть телевизор? Рассуждая над разными видами вопросов, я осознала, что, во-первых, я задаю очень мало вопросов на более высоком уровне ученикам, а это не позволяет им размышлять и развивать критическое мышление. А во-вторых, только я задаю им такие вопросы, а после изучения технологии критического мышления «Ромашка вопросов» («Ромашка Блюма»), осознала, что я в своей работе не использую все виды вопросов. Беру себе на заметку, что надо планировать уроки так, чтобы в них были задания для парной и групповой работы по составлению вопросов такого уровня. Что мне как учителю это даст?
Учащиеся, работая в парах или в группах, при создании коллаборативной среды, смогут смелее составлять, а главное отвечать на вопросы. Это один аспект. А другой аспект, что здесь же при работе по составлению вопросов и будет происходить диалоговое обучение и развитие критического мышления.
В этом задании я решила предложить учащимся простые и оценочные вопросы. С этим заданием ребята справились хорошо и быстро. У них не возникло сомнений в делении этих вопросов на две колонки, так они сразу заметили, что оценочные вопросы начинаются одинаково со слов: Как ты думаешь…Результатом этой стратегии была взаимооценка, она была выбрана так как помогает ученикам предоставлять друг другу обратную связь взаимообучения, взаимоподдержки и обеспечения им возможности рассуждать, обсуждать, объяснять и критически оценивать друг друга.
Следующее задание: ученики работают индивидуально и соотносят слова и значения по теме «Телевидение». Это задание было дано ученикам с целью пополнения их лексического запаса по теме «Телевидение». Например, мыльные оперы – история с повседневной жизнью семьи и так далее. После окончания задания ученики проверяют себя по ключу на доске – самооценивание.
При выполнении этих заданий учитель был в роли наблюдателя. И для этого была изучена информация об организации групповой работы и о роли учителя в работе групп. Учитель при проведении индивидуальной работы и при организации групповой работы, в большей степени находился непосредственным наблюдателем – консультантом.
У ребят в парах было задание работать с диалогом. Сначала они читали его в парах, разбирали незнакомые слова, выбирали главное из диалога и по аналогии составляли свой диалог. Диалог был о том, что скучно сидеть дома смотреть телевизор, лучше сходить в галерею, почитать книги или изучать иностранные языки.
Задание для ребят было неновое, мы часто делаем его на уроках английского языка. Роль учителя меняется из наблюдателя в помощника, потому что при составлении своих диалогов у ребят возникает много вопросов по переводу слов и по выражению своих мыслей. Каждый раз, работая с такими заданиями, я ловлю себя на мысли, что ученики мало пользуются словарями и справочными материалами. Вот и в этот раз было много вопросов у детей, ставлю себе на заметку, что при выполнении таких заданий, менять роль учителя из помощника в консультанты это реально. Обеспечить учащихся необходимой литературой, справочниками и дать им возможность работать самостоятельно. Первое время можно помогать учащимся со «средним» и «низким» уровнем знаний, надо продумать рассадку детей с разными уровнями и посмотреть результат. Проигрывание составленных диалогов прошло оживлённо, одарённые дети проигрывали его без тетрадей наизусть, что им плюс за такой ответ. Учащиеся со «средним» уровнем знаний подсматривали в свои записи, а некоторые ученики с «низким» уровнем успеваемости даже читали. Отрадно, что это всё было учтено при взаимооценивании и высказано друг другу при выставлении оценок.
Для развития диалогической речи я разделила класс на плюсы и минусы для проведения дискуссии по теме за и против ТВ. Учащиеся, которые считали, что телевидение это плюс для человечества, что оно приносит пользу, выбирали бумажные плюсы. А учащиеся, которые считали, что телевидение это вред для здоровья, пустая трата времени, выбирали бумажные минусы.
При формировании групп на плюсы и минусы, у меня возникла проблема, потому что некоторые дети не были так категоричны, они были за или против по некоторым условиями. Мне пришлось объяснить, что если учащиеся больше склоняются к негативной точке зрения, они выбирают минус и доказывают это. Ребята приняли мои сова во внимание и распределились.
Работая в группах, ученики распределили обязанности и стали искать аргументы для доказательства своей точки зрения. После отведённого времени, группы защищали свою точку зрения.
Во время работы учеников в группах я наблюдала за тремя выбранными учениками:
Ребята в группе поработали продуктивно, они нашли аргументы, почему для некоторых телевидение – это зло, а некоторые люди жить не могут без него. Учащиеся отстаивали точку зрения, что смотреть новости очень полезно, интересоваться изменениями, открытиями, черпать информацию в мире науки, природы, животных. Другая группа учащихся отстаивала, что негативные новости ухудшают настроение, что в мыльных сериалах нет никакого смысла, что смотреть ужастики вредно для здоровья. Мне понравилось, что в конце диспута ребята согласились, что телевидение это большой прогресс для человечества, но использовать его, как и все достижения науки нужно дозировано. Дети младшего возраста должны смотреть мультфильмы, а не ужастики, подросткового возраста познавательные передачи, а не фильмы для взрослых.
Какие сложности у меня были при проведении диспута? Каждая группа отстаивала свою точку зрения, а не продолжала соглашаться или возражать другой группе. Получилось как защита проектов, каждый выступал по заготовленному тексту, а не диспутировал. Во время диспута у меня было разочарование, что задание не получилось, как я хотела. Но после урока проанализировав, я пришла к выводу, что дети справились успешно. В группах они обсуждали, при защите высказывали свою точку зрения, аргументировали её. Это задание проводилось первый раз, поэтому не надо расстраиваться, а учить детей диалоговому обучению, в частности диспуту.
На рефлексивном этапе с целью развития критического мышления и подведения итогов урока, я предоставила право ученикам выбрать разноуровневые задания: уровень трудности А, В или С.
Учащиеся с «низким» уровнем записывает запоминающиеся факты из дискуссии, учащиеся со «средним» уровнем добавляет информацию, а учащиеся с «высоким» уровнем успеваемости сравнивает и конструирует текст. В процессе организации такой работы, я сделала следующие выводы:
|
Ученик ВУ |
Ученик СУ |
Ученик НУ |
НА Б ЛЮД Е Н И Е |
Очень активная, стре- мится быть лидером во всём. Активно участвует в обсуждении, легко извлекает нужную информацию, анализиру- ет, умеет соединять различные источники информации.
|
Извлекает информацию объясняет, анализирует сравнивает только визуальную инфор-мацию Синтезировать, аргументировать и оценивать своих и чужих идей не может. |
Информацию извлекает только с помощью сильного партнёра. Навыки анализа, синтеза, оценивания, применения и аргумен- тации отсутствуют. |
А Н А Л И З |
Сравнивает информацию из разных источников, определяет ключевые моменты, признаёт альтернативу во мнениях и аргументирует. Затрудняется с выводами относительно успеха или провала деятельности. |
Анализирует с опорой на факты. Частично признаёт мнения участников группы. Обосновать, оценивать и применять идеи не может. |
Извлекает информацию по алгоритму. Навыки анализа, синтеза, оценивания, применения и аргументации отсутствуют. |
О Ц Е Н К А |
Оценивает надежность своих идей, может применить знания в планировании следующего задания. |
Пытается обосновать свои идеи, соединить с разными источниками информации и сделать вывод без посторонней помощи. |
Пытается анализировать сравнивать с помощни- ком. Синтезировать, оценивать, применять и аргументировать не может. |
В Ы В О Д |
Оценивает надёжность своих идей, может применить знания в планировании следующего задания, пополнение и развитие метапознавательных навыков. |
Пытается обосновать свои идеи, соединить с разными источниками информации и сделать вывод без посторонней помощи. Приме нить знания в планировании следующих заданий. |
Установил связь между различными источника ми информации, пытает- ся оценить и доказать идеи группы. |
В конце урока учащиеся записали домашнее задание. Написать заметки «Что ты думаешь о телевидении?»
Мы вместе подвели итоги урока и выставили оценки за урок, прокомментировав их о своей работе и о работе своих одноклассников.
Из анализа урока стоит выделить трудности в его организации и проведении: регламентировать время выполнения задания, и строго ему придерживаться; при организации групповой и парной работы необходимо наблюдать за составом групп, напоминать учащимся о правилах работы в группах, пока они не перестанут нарушать их; организовывать диалог в парах и в группах с целью выхода на поставленные цели и повышения коммуникативных умений учащихся.
После уроков по результатам анкетирования, мне как учителю было приятно, что ребятам урок понравился, многие задания для них были трудными, но интересными, работа в группах понравилась, очень переживали за выступающих одноклассников, поддерживали их. Все ребята написали, что урок был интересным, не скучным, своей работой они на уроке довольны, урок показался коротким, и настроение их улучшилось, а материал понятным, полезным и нужным.
Из всего вышесказанного, отмечу, что моя исследовательская тема на данном уроке по развитию критического мышления и диалогового обучения была результативна. Я увидела реальные плоды своего труда и работу на уроке считаю успешной и результативной для меня и для моих учеников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волкова Татьяна Станиславовна
→ Публикатор 28.01.2016 0 21262 764 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы