Статья: "Физическая культура и здоровье младших школьников"


Физическая культура и здоровье младших школьников

В нашей стране в девяностые годы прошлого столетия возник демографический спад. Картина стала меняться только после принятия закона о материнском капитале. Но тут возникла очередная проблема. Было закрыто много дошкольных учреждений. Не все желающие могут получить место в ДОУ. Нет гарантии того, что ребенок сможет посещать сад хотя бы год перед поступлением в школу. Посещение ДОУ дает для психологического и физического развития и адаптации ребенка неоценимый опыт. С первых дней обучения заметно, кто из деток посещал сад, а кто – нет. «Домашние» дети, как правило, в своей семье были центром внимания. Им уделяли столько времени, сколько было необходимо, чтобы ребенок понял и выполнил задание. А в школе от 25 до 30 детей в каждом классе. И учитель даже физически не может уделить каждому ребенку больше двух минут за урок. Дети, посещавшие ДОУ, адаптированы к большому количеству детей на занятиях, они умеют работать в группе, быстрее понимают задание, у них возникает меньше вопросов в процессе работы.

Для «домашних» детей начало обучения в школе может вылиться в психологический стресс. На фоне этого обостряются те незначительные отклонения в здоровье, которые в домашней обстановке его не беспокоили. С каждым годом «домашних» детей становится больше. Необходимо максимально обеспечить дошкольников местами в детских садах, чтобы укрепить здоровье детей, адаптировать их к работе в коллективе, психологически подготовить к обучению в школе, привить им азы двигательных навыков и умений.

Я хочу обратить внимание родителей учащихся младших классов на уроки физической культуры как на фактор сбережения, укрепления и сохранения здоровья граждан России.

С каждым годом возрастает количество детей, не относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Школьная программа и объем материала усложняются. Усиливается нагрузка на глаза, позвоночник, мышцы спины. Дети много времени проводят у компьютера и телевизора, мало гуляют на свежем воздухе, неправильно питаются. Все эти факторы приводят к обострению и прогрессу заболеваний, к новым заболеваниям. Дети часто болеют ОРВИ и ОРЗ, их иммунитет ослаблен. Государство ввело третий урок физкультуры. Обидно, что некоторые родители не понимают значимость этого урока. Они относят физкультуру к предмету второстепенной значимости, не задумываясь о том, что здоровье – это самое главное, что есть у человека. И если в детстве потерять здоровье, то никакие знания, деньги и престижная работа не восстановят его.

Диаграмма распределения детей на группы здоровья (Диаграмма №1)

  • к первой группе здоровья относятся здоровые дети;

  • ко второй группе здоровья относятся те дети, у которых выявлены незначительные нарушения здоровья, но диагноз пока не поставлен. Например: нарушение осанки (еще не сколиоз), деформация стопы (еще не плоскостопие) и т.д.;

  • к третьей группе здоровья относятся дети, которые нуждаются в диспансерном наблюдении.

Из диаграммы №1 видно, что основное количество младших школьников приходится на вторую группу здоровья. Многие из них входят в основную медицинскую группу. Наша задача заключается в том, чтобы сохранить здоровье детей, привить им любовь к физической культуре.

Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов. Анализируя результаты ответов, я увидела следующее. Вопрос №5 анкеты показал, что дети недостаточно часто рассказывают родителям о том, что они делали на уроках физической культуры. Если в первом классе родители редко задавали детям вопрос о физической культуре, или не задавали его вообще, то во 2-4 классе у детей не выработается привычка рассказывать им об уроке. Поэтому наша задача как педагогов привлекать внимание родителей к урокам физкультуры, к здоровому образу жизни, закаливанию, выполнению утренней гимнастики, соблюдению режима дня, сна и отдыха, здоровому питанию и сбережению здоровья школьников.

Хочу обратить внимание на вопрос №3. Только 67,4% детей с радостью идут в школу утром, если первый урок – физическая культура. И в то же время 81% учащихся (вопрос №4) не нравится, когда отменяют урок физкультуры. Скорее всего, детям трудно вставать по утрам, потому что они не высыпаются. И в этом, в первую очередь, виноваты родители. Младшие школьники еще не могут самостоятельно контролировать свой режим дня. А некоторые дети вовсе его не имеют, поэтому именно родители должны уложить детей спать вовремя.

Часто в начальной школе родители излишне опекают своих детей, стараясь при малейшем недомогании освободить их от урока физкультуры. Подобное поведение входит у детей в привычку. Они начинают пропускать уроки, придумывая себе оправдание, или просят родителей написать записку с просьбой не заниматься на уроке. И родители зачастую идут на это, не задумываясь о том, что здоровье – это самый важный дар, и его нужно беречь.

На вопрос №1, 90,3% детей ответили, что им нравится то, чем они занимаются на уроках физической культуры. И это по-настоящему радует. В наше время дети уже в начальной школе испытывают недостаток двигательной активности. Для того чтобы поддержать здоровье, детям необходимо обязательно посещать уроки физической культуры, спортивные кружки и секции.

Учителя, родители и дети должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы поднять статус уроков физической культуры на должную высоту. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат в решении любых учебных задач.

Список использованной литературы:

  1. Л.Б. Кофман «Настольная книга учителя физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 1998. – с. 48-49.

  2. Данные медицинских карточек школьников МБОУ «СОШ №17» г.Майкопа.



















Анкета: «Отношение младших школьников к урокам физической культуры»

Вопрос №1.

Тебе нравится то, чем ты занимаешься на уроках физической культуры?

  • нравится – 2 балла;

  • не очень – 1 балл;

  • не нравится – 0 баллов.



Вопрос №2.



Если сегодня у тебя первый урок физическая культура, то всегда ли утром ты с радостью идешь в школу?

  • иду с радостью – 2 балла;

  • бывает по-разному – 1 балл;

  • чаще нет – 0 баллов.



Вопрос №3.

Если бы учитель сказал, что завтра можно не приходить на урок физической культуры, как бы ты поступил?

  • все равно бы пришел на урок – 2 балла;

  • не знаю – 1 балл

  • не пошел бы на урок – 0 баллов.

Вопрос №4.

Нравится ли тебе, когда отменяют уроки физической культуры?

  • не нравится – 2 балла;

  • бывает по-разному – 1 балл;

  • нравится – 0 баллов.

Вопрос №5.

Ты часто рассказываешь родителям о том, чем вы занимались на уроке физической культуры?

  • часто – 2 балла;

  • редко – 1 балл;

  • не рассказываю – 0 баллов.



Таблица процентного и количественного соотношения ответов учащихся на поставленные вопросы анкеты




Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №4

Вопрос №5

Баллы

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

2

205

90,3

178

78,4

153

67,4

184

81

127

56

1

16

7,1

45

19,8

49

21,6

34

15

71

31,2

0

6

2,6

4

1,8

25

11

9

4

29

12,8






Полный текст материала Статья: "Физическая культура и здоровье младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шумская Татьяна Валентиновна  planet553
08.12.2015 0 1995 210

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи

В ряде исследований отмечается, что профессия педагога особенно подвержена синдрому выгорания. Многие воспитатели и учителя в какой-то момент своей профессиональной деятельности начинают терять к ней интерес, формально относиться к служебным обязанностям, вступать в конфликт с коллегами. По мнению кандидата педагогических наук, члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования, генерального директора и главного редактора издательства «ТЦ СФЕРА» Татьяны Цветковой, вопрос «Как не выгореть на работе?» делает актуальным возрастающие требования к педагогу со стороны общества. Воспитатель детского сада сегодня – и преподаватель, и психолог, и конфликтолог, и актер, и креативный сценарист, и, разумеется, заботливый, участливый руководитель в одном лице.Как соответствовать этим запросам, сохраняя внутреннюю гармонию, даря любовь детям и получая удовольствие от своего дела? Об этом речь пойдет ниже.

Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0