Интегрированный урок физической культуры для детей с олигофренией или УО; 2 класс


Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, развития способностей и интересов, коррекции нарушений их развития.

Поэтому важное значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических действий, связанных с телесно-физическим развитием детей. Цель этой педагогической деятельности заключается, прежде всего, в  содействии оптимальному физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, требований социализации.[4]

Научные исследования показали, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических нарушений.[2] Педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств детей с ОВЗ.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышения двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.[1]

Исследования  А. Р. Лурии,  В. И. Лубовского,  А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых детей имеются изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.[3]

По своему опыту работы с данными детьми я предлагаю внести дополнение  в вышесказанную программу 2 класса, рассчитанное на 20 часов.

Для этой цели в календарно-тематическое планирование по физической культуре  я включила темы, изучаемые по предметам « Живой мир» и «Математике».

К детям обучающимися в данном классе относят детей с диагнозом – олигофрения или умственная отсталость.

У умственно отсталых детей  страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, снижена потребность в речевом общении.  Поэтому мною включены коррекционные упражнения на развитие и формирование речи у детей. Основная часть урока построена  на выполнении  различных логоритмических упражнений: ходьба полуприсед с произношением -  «Га-га», полный присед с произношением -  «Кря-кря», прыжки из исходного положения, сидя на корточках -  «Ква-ква»  и т.д.

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний.[3]  Характерной чертой является неустойчивость эмоций.  В связи с этим я включила в урок коррекционную игру  « Осень». Каждая часть урока сопровождается именно своим музыкальным произведением, подходящим по теме, возрасту и специфике данного учреждения.  Музыкальное сопровождение  не только помогает правильно пережить ту или иную эмоцию, но и в конце урока расслабить, привести в норму сердечно-сосудистую систему и подготовить ребенка к другим общеобразовательным предметам.

Умственная отсталость сопровождается недоразвитием психомоторики. Это проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве, суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция, мимика.[4] Поэтому я включила  упражнения из уроков актерского мастерства. Где дети подражают различным животным, птицам, стихиям природы. Обучающиеся учатся плавно, избегая резких порывистых движений, осознанно, постепенно выполнять и разучивать новые, ранее не выполняемые движения и упражнения. На занятии  использую следующие элементы релаксации: движения руками, напоминающие поглаживание шара,  имитация движения волны, перемещение веса тела с одной ноги на другую в виде плавного «переливания»,  повороты корпуса влево -  вправо, держа руки кольце на уровне плеч, круговые вращения рук, туловища, головы, волнообразные движения рук – имитация порхания бабочек и т.д.   Существует определенная взаимосвязь  между психическим состоянием ребенка и плавностью движения. Чем комфортнее состояние ребенка, тем плавнее, естественнее его движения и наоборот.  После уроков физической культуры  дети успокаиваются, чувствуют себя более комфортно и уверенно. Формированию состоянию комфортности способствуют природные мыслеобразы – вода, солнце, плывущие облака и т.д. Поэтому на занятиях я использую фоновую музыку, не привлекающую внимания, учитывая ее влияние на психо-эмоциональную сферу детей с нарушением интеллекта.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.[3]

Для того,  чтобы обучение детей протекало успешно и носило творческий характер, необходимо развивать их  воображение. Поэтому  урок построен  в сюжетной форме с игровыми примерами, примерами из жизни, сказки.

В интегрированном уроке по физической культуре я постаралась включить в работу ребенка как можно больше анализаторов: двигательный    (выполнение физических упражнений), ощущения равновесия (коррекционные упражнения), зрительный (наглядные, цветные пособия), слуховые (выполнения команд без наглядной демонстрации учителя, музыкальное сопровождение урока ),  вибрационные (приемы самомассажа), тактильные ( ощупывание каких-либо предметов).

На занятии я использую подвижую игру «Совушку»- закрепление урока по «Живому миру» и  как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.

Конспект урока написан в рамках календарно-тематического планирования по физической культуре во2-м классе: раздел – гимнастика, акробатика, урок 18.

Тема урока: Общеразвивающие и  корригирующие  упражнения с мячом, на гимнастической скамейке, логоритмика.

Цель урока: 

  • Образовательные: развивать и совершенствовать  двигательные умения  и навыки.
  • Коррекционно- развивающие: развитие координации движений, четкости и правильности произношений звуков, слов, предложений, развитие памяти, закрепление пройденного материала по математике, живому миру; Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
  • Воспитательные: воспитание здорового образа жизни.  

Задачи урока:

  • Укреплять  здоровье.
  • Развивать  двигательные, речевые  навыки.
  • Обучать техники броска мяча двумя руками от груди.
  • Социализировать  детей- инвалидов с ОВЗ  в обществе.

Используемые методы: словесный, словесно-наглядный, практический.

Технологии обучения: Здоровье сберегающие, технологии сотрудничества, коммуникативные.

Формы организации:  Групповая, парная, совместная.

Технические средства, наглядности: магнитофон, CD - диски, фотографии, рисунки с осенним лесом, прудом, животными, воздушные шарики.

Ожидаемый результат:

  • правильное выполнение физических упражнений.
  • выполнение физических упражнений с четкостью  и правильностью произношением слов, предложений.
  • выполнения гимнастических упражнений на скамейке.
  • соблюдение правил подвижной игры «Совушка».
  • развитие самостоятельности.
  • Развитие мотивации к обучению.

Форма проведения:  интегрированный урок.

Место проведения урока: зал ЛФК

Время проведения: 40 минут
Оборудование: Гимнастическая скамейка, гимнастические коврики, волейбольный мяч.

Часть урока

                                   Содержание урока

Дозировка

Методические указания

I

Вводная часть

3– 5мин

 

 

- Построение.- Рапорт.- Задачи урока:- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по осеннему лесу. Познакомимся с животными,  живущими в пруду, увидим яркие  новые краски, которые появились  в природе, услышим и поговорим на языке животных, поиграем в игру Совушка».

3 мин

2 мин

Пяточки вместе, мыски врозь. наличие с/формы, обуви, выявление больных. 

 

II

Подготовительная часть

5-7 мин

 

 

1.  Повороты на месте.
2.  Ходьба в колонне:

  • Строевой шаг;
  • На носочках, руки на пояс;
  • На пятках, руки за голову;
  • На внутреннем своде стопы;
  • На внешнем своде стопы;
  • Перекат с пятки на носок;

3. Ходьба по кругу с перемещение веса тела с одной ноги на другую - «переливания»

  •  
  •  
  • С высоким подниманием бедра;
  • С захлестом;
  •  
  •  
  • Спиной вперед

 

 

4. Бег и его разновидности

  • Обычный
  • Приставными шагами правым боком
  • Приставными шагами левым боком

5. Ходьба на восстановление дыхания

2-4 раза

1 круг
1 круг
1 круг
1 круг
1 круг

1 круг


1 круг

 

 

5-8  раз

5-8  раз

 

4-6 раз

  Музыкальное сопровождение – марш. (Приложение 1)

 

Знать «право», «лево». Соблюдать дистанцию на вытянутые руки вперед. 

Плавный перекат с пятки на носок.

Мягкость выполнения, без резких движений.

 

Колено поднимаем выше.

Пяткой касаемся ягодиц.

Смотрим через левое плечо.

 

 

Соблюдать дистанцию 

 

 Руки вверх- вдох, наклон туловища – выдох.

 

 

III

Основная часть

20-23 мин

 
 

Коррекционная игра –« Осень».

-  Дети, какое время года за окном?  (Осень).

- Какие изменения происходят в природе в это время года? (Солнышко светит не так ярко, чаще идут дожди, птицы улетают в теплые края, опадают листочки с деревьев.)

 

 Сейчас мы  направляемся к водоему.

Кто плавает в пуду?

-Гуси

- Правильно!

 

Ходьба по диагонали (упражнения с речевыми элементами)

-  Полу присед – Гуси.

 

 

 

 

- Кто еще плавает в пруду?

-Уточки.

-  Полный присед – Уточки.

 

 

 

 

-Кто еще живет в пруду?

-Цапля!

- Прыжки на правой ноге, прижав левую ногу.

 

- Прыжки на левой ноге, прижав правую ногу.

 

 

 

Чем питается цапля?

- Рыбками!

- Волнообразное движение кистей рук  влево и вправо во время ходьбы, с произношением стихотворения.

 

 

 

 

- Лягушками!

- Прыжки вверх из положения упор присед – Лягушечка.

Мы полюбовались жителями пруда и нам надо перейти на противоположный берег через мостик, гимнастическую скамейку.

Упражнение на равновесие.

-Ходьба по гимнастической скамейке.

 

 

Оказались мы в осеннем лесу.

Какими красками рисует природа осенью?

- Желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми.

 

 

-  Упражнение по парам - Тачки

 

 

 

При правильном выполнении упражнения пара обучающихся получает осенний листок.

Упражнения с мячом. Последующие и предыдущие числа.

Предыдущие числа.

Игра с мячом в кругу.

Учитель называет число и бросает мяч обучающемуся, который должен сказать предыдущее число и бросить мяч обратно учителю.

Последующие числа.

Учитель называет число и бросает мяч обучающемуся, который должен сказать последующее число и бросить мяч обратно учителю.

Игра «Совушка»

Один из детей водящий – сова, днем спит, а ночью выходит на охоту. Остальные дети птички, мошки, бабочки, жучки, паучки, - днем летают, бодрствуют. Как только учитель говорит, - «день наступает, все оживает», птички, мошки, жучки бегают по залу. Как только говорит, - «ночь наступает, все замирает», - дети останавливаются и неподвижно стоят. Сова в этот момент ищет того,  кто пошевелится и забирает к себе в гнездо. Все повторяется до тех пор пока сова не переловит всех мошек.

                                  Релаксация

Исходное положение, лежа на спине, закрыв глаза.

Лежа на гимнастических ковриках.

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раза

 

 

 

 

 

1 раз

 

 

 

1 раз

 

 

1 раз

 

1 раз

 

 

 

1 раз

 

 

 

 

 

 

1 раза

 

 

 

 

2 раза

 

 

 

 

 

 

 

 

2 раза

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

2-3 мин

Музыкальное сопровождение звуков осенней природы. (Приложение 2)

 

 

Рассматриваем картинку «Пруд». Приложение 3.

 

 

Показ и рассматривание картинки «Гуси».

(Приложение 4)

 

 

Ходьба по одному, возвращаемся в конец строя обычным шагом.

Спина прямая, руки за спиной, вытягиваем шею вперед, широко открываем ротик,  «га-га»

Рассматриваем картинку « Утки». (Приложение 5)

 

Руки за спиной, кисти рук демонстрируют крылышки. «кря-кря», широко открываем ротик.  

 

Картинка – «Цапля». (Приложение 6)

Прыжки только на одной ноге, «цапля цаца». Четко произносим слова.

Прыжки только на одной ноге, «цапля цаца». Громко произносим слова.

 

Рассматриваем картинку «Рыбка». (Приложение 7)

«Рыбка плавает в пруду, глубоко и далеко». Плавно, без резких движений выполняем движения кистями.

 

Рассматриваем картинку «Лягушка». (Приложение 8)

Прыжки вверх. Широко открываем ротик «ква-ква».

Ходьба по одному,  руки в стороны, тянем мысочек, медленно переходим по скамейке. Соскок на две ноги.

Демонстрация оттенков осенней палитры. (Приложение 9)

Листочки деревьев. (Приложение 10)

1-й идет на руках , 2-й  держит ноги 1-го.

По окончанию упражнения аккуратно ставим ноги на пол.

Подсказка – таблица цифр в пределах десяти. (Приложение 11)

 

Бросаем мяч двумя руками от груди.

 

Бросаем мяч двумя руками от груди.

 

 

 

 

 

Соблюдаем правила игры.

 

 

 

 

Музыкальное сопровождение, звуки морского прибоя. (Приложение 12)

 Снимаем обувь.

 

 Учитель выключает свет.

IV

Заключительная часть

3 – 5 мин

 

 

1.  Построение.
2. Итог урока.

3. Выбрать воздушный шарик по настроению.

 

 

Сделать выводы по уроку.

Ребенок в конце урока выбирает понравившийся ему шарик.


Полный текст материала Интегрированный урок физической культуры для детей с олигофренией или УО; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Афанасьева Светлана Анатольевна  safanaseva
Учитель физической культуры, ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок" г. Смоленск"
24.02.2016 0 536 80

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0