Гайша Камалетдинова, 27.02.2017 1

5+ видов интересных заданий по географии и окружающему миру


В формировании интереса к любому предмету большое значение имеют задания, которые выполняют ребята на уроке и дома. Если они будят в учениках любознательность, желание добраться до правильного ответа, то учащиеся не останутся безучастными и равнодушными на уроках. А новых таких заданий они будут ждать с нетерпением.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Кроссворды

Они относятся к наиболее любимым детьми заданиям. В кроссвордах можно загадывать географические термины, названия, имена первооткрывателей и исследователей, обитателей разных районов земного шара. Использовать кроссворды можно при закреплении материала, проверке домашнего задания, при этом дети относятся к ним спокойнее, чем к тестам или письменному опросу. Секрет в том, что при заполнении клеток кроссворда угаданными словами открываются буквы-подсказки в других словах, что придает уверенности. Смотрите раздел Кроссворды по географии.

Кроссворды, созданные в Excel, можно выносить на интерактивную доску или на ноутбук, заполнять совместно или индивидуально, в конце сразу получить оценку в зависимости от количества правильных ответов. Возможность создания кроссвордов намного облегчается тем, что существуют программы для их составления. Из одних и тех же слов можно составить несколько вариантов крестословиц, а потом определения к словам перетасовать в нужном для каждого случая порядке. Так можно получить индивидуальные варианты кроссвордов по одной и той же теме для каждого ученика в классе.

В качестве домашнего задания можно дать ребятам самим составить кроссворд по определенной теме. Как правило, они с удовольствием выполняют такие задания. Нужно только заранее оговорить количество слов. После проверки учителем такие кроссворды можно решать по взаимообмену с соседом по парте.

Путешествия по карте

Географию нельзя представить без использования карты. С первых же уроков нужно приучать детей к работе с картами. В этом очень помогают «путешествия» по карте. Вначале можно давать задания полегче, например, повторить на глобусе маршруты известных путешественников. Как правило, в атласах есть карты с их изображением, просто надо совместить маршрут на карте с глобусом. Обычно ученики удивляются, как много Колумбу еще оставалось до Индии, в которую он собирался приплыть. Или как Магеллан не побоялся отправиться через Тихий океан (на глобусе особенно хорошо видны его огромные размеры).

В дальнейшем такие путешествия можно использовать для закрепления географической номенклатуры. Например, совершить путешествие по морю от Санкт-Петербурга до Владивостока, называя все океаны, моря, заливы и проливы по ходу движения.

В 7-8 классах ребята могут составлять маршруты для туристов, знакомящие с наиболее интересными объектами разных материков или районов России. Им нравится представлять свой вариант, стоя у карты с указкой и рассказывая обо всем, что считают достойным внимания.

Ассоциации

На первом уроке по географии России можно попросить учеников, что у них ассоциируется со словом «российский» или «русский». Обычно перечисляют очень многое: русский лес, русская зима, русские березы, русский медведь и др. Не обходится и без русского Ивана и русской водки. Каждую ассоциацию нужно объяснить. В заключение говорим о том, что из этих слов складывается образ России у иностранцев.

В дальнейшем можно составить ассоциативный образ своей республики или области, своего района, населенного пункта. Такие задания вызывают активность учащихся, обсуждение может продолжаться и на перемене.

В старших классах таким образом можно составлять образы зарубежных стран. Но в отличие от ассоциативных образов тут требуется изучить литературу, интернет-материалы. Выбираем не более десяти ключевых словосочетаний по этой стране и обозначаем их на листе, показываем связи. К каждой фразе подбираем картинку, отражающую ее суть. В результате получается схема-образ страны. Каждый ученик защищает составленный им образ стран, объясняя, почему выбраны именно эти фразы, как они связаны между собой, какую роль они играют в истории данного государства или его настоящем. Работу можно выполнять индивидуально, а можно в небольших группах. Как правило, защита работ вызывает большой интерес не только со стороны одноклассников, но и других ребят и даже учителей. Поэтому самые лучшие работы можно выносить на обсуждение на заседание НОУ или на школьную НПК.

Например, для Турции были выбраны следующие ключевые фразы.

  • Положение — ключ к Черному морю (здесь было упомянуто о его положении между Европой и Азией, о проливах Босфор и Дарданеллы, являющихся проходом в акваторию Черного моря и др.).
  • Европа или Азия? (Основное внимание было уделено Ататюрку, создавшему светское государство. Также отметили, что развитое хозяйство позволяет считать страну европейской, о том же свидетельствуют и отношения Турции с НАТО и Евросоюзом).
  • Стамбул (Константинополь, Царьград — крупнейший город, длительное время бывшее столицей. Не обошлось без упоминания о вещем Олеге и его «щите на вратах Царьграда»).
  • Древняя история (коротко рассказали о греческих городах-колониях, о развалинах Трои, о Великом шелковом пути).
  • Османская империя (султаны, халифы, янычары, гаремы, захваты земель и др.).
  • Друг или враг? (Русско-турецкие отношения: вспомнили опять же князя Олега, крещение Руси и женитьбу князя Владимира на Анне, и письмо запорожцев турецкому султану, и освобождение Болгарии, и белую эмиграцию и т.д.).
  • Центр туризма (теплые моря, пляжи, исторические и культурные памятники, развитая инфраструктура. Отмечено, что наибольшей популярностью страна пользуется у российских туристов).
  • Культура (говорили об известных писателях и поэтах, о музыке. Особо упомянули сериал «Королек — птичка певчая»).
  • Особенности хозяйства (индустриальная страна, высокий уровень развития сферы услуг, легкой промышленности. Упомянуты турецкие ковры, фески, табак, производство тканей из хлопка, шерсти и козьего пуха — ангоры. Столица Анкара была названа только в связи с этим).
  • Проблемы (внутренние — проблема курдского населения, сепаратистские движения; внешние — военные действия в Сирии, обострение отношений с Россией и новое налаживание).

Эта работа была оценена как лучшее исследование по географии.

Задания по контурным картам

Работа с контурными картами — это традиционный вид деятельности на уроках географии. Но вместо обычного перерисовывания номенклатуры с карт атласа в контурные можно давать более интересные задания.

Например, поступил сигнал «SOS» c судна, находящегося по координатам 10ю.ш. и 80в.д. Сигнал был принят на двух судах — индийском (10с.ш. и 60в.д.) и австралийском (15ю.ш. и 95в.д.). Нанесите местонахождение всех трех судов на контурную карту и определите, какой корабль быстрее подойдет на помощь судну, терпящему бедствие.

На контурных картах можно обозначать те маршруты, которые предлагаются учениками для туристов, с обозначением интересных объектов.

Можно контурную карту перевернуть вверх ногами (поменять местами северный и южный полюса) и предложить ребятам определить, каким был бы климат Африки (любого другого материка). Для этого нанести на контурную карты границы климатических поясов, направления преобладающих ветров, течений. Учитывать и влияние рельефа материков на климат.

Еще одно задание: выделить на контурной карте материк Индийский по границам Индийского океана и подписать элементы береговой линии, учитывая, что острова превращаются в озера, полуострова — в заливы и моря, а моря и заливы — в полуострова, проливы — в перешейки и наоборот.

Можно все эти задания выполнять на настенной контурной карте в группах. Также ученикам нравится выполнять географические диктанты по настенным контурным картам, когда нужные объекты отмечены цифрами, а ребята в тетрадях должны записать, что соответствует этим цифрам на карте. Цифрами разного цвета можно обозначить разные варианты для работы.

Подготовка презентаций

Ученикам нравится чувствовать себя учителями. Поэтому они с удовольствием выполняют опережающие задания: подготовить сообщение на определенную тему, приготовить презентацию.

Но прежде чем задавать такое задание, нужно объяснить некоторые правила. Выступление — по конкретному вопросу не более 3-5 минут, презентация — не более 10 слайдов. Каждый слайд содержит фотографии, схемы, рисунки, карты, диаграммы, но не сплошной текст. По идее, слайд — это иллюстрация к рассказу, а не его дублирование. Достаточно одного предложения на слайде, выражающего главную мысль. Особо оговаривается, что не стоит скачивать готовые презентации с интернета.

Обычно достаточно нескольких выступлений одноклассников, чтобы весь класс понял, как нужно и как ненужно составлять презентации.

Этот вид заданий очень хорошо применять при изучении географии материков и океанов, в курсе географии России для характеристики отдельных районов страны или отраслей хозяйства, в курсе географии зарубежных стран.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет, учитель географии, заместитель директора по НМР.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 svetbalt64 • 15:55, 01.03.2017
Замечательная статья! Прочитала на одном дыхании. Интереснейшие приемы работы с картой. Особенно понравились Ассоциации и работа с контурной картой. Гайша Рихардовна, огромное спасибо!