Урок географии "Значение леса"; 7 класс


Цель:

  • Расширить и углубить знания учащихся о значении леса.

 Задачи:

  • Образовательная – сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  • Воспитательная – выработка у учащихся правильной оценки значения леса в жизни человека и бережного отношения к нему; 

Оборудование:

  • карточки с загадками и пословицами.
  • музыка «Звуки леса»
  • книга Л.Н Толстого «Золотой ключик»
  • оформление доски

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам)

Каждому ученику выдаются карточки с текстом. Учитель зачитывает текст, учащиеся следят и выписывают зверей и птиц, не обитающих в лесной зоне.

 «Кто лишний»

 Богат и разнообразен животный мир наших лесов. Красив и могуч лесной великан лось. Крупный и сильный белый медведь. В тайге много пушных зверей. В густых лесах живет песец, белка, лиса, антилопа, а также очень ценный промысловый зверек – горностай. В лесах обитают и хищные звери – куница, лев, соболь, росомаха, шакал.

 Разнообразен и мир птиц. Самые крупные птицы наших лесов – глухарь, полярная сова, дрофа, тетерев. Встречаются и всем известные обитатели нашей тайги – дятлы, фламинго, страусы, клесты, синицы. Около населенных пунктов встречаются колибри, ласточки, воробьи, попугаи, грачи и другие птицы.

Учитель: - Какую пользу приносят человеку животные леса?

(Ответы учащихся: Животные имеют большое значение в жизни человека. Многие животные полезны мясом. Большую роль в жизни человека играют пушные звери – соболь, бобр, белка, лиса и др. Из шкур этих зверей выделывают красивые меха для шуб, воротников и шапок.)

- Какую пользу приносят лесные птицы?

(Ответы учащихся: Птицы приносят немалую пользу, чем животные. Промысловые птицы – куропатка, тетерев и др. – дают не только вкусное мясо, но и пух, и перо. Все птицы полезны еще и тем, что истребляют миллионы различных вредителей лесов, полей и огородов.)

Интересно знать - например, сова сохраняет за лето целую тонну пшеничного зерна, т.к уничтожает до 1000 серых мышей-полевок; одна синица съедает за сутки столько насекомых-вредителей, сколько весит сама.

III. Сообщение темы и цели урока

На прошлых уроках мы с вами узнали о животных и птицах леса, об их большом значении в природе и жизни человека.  

- А чем еще полезен лес?

Сегодня это нам и предстоит с вами узнать, какое значение имеет лес в жизни человека.               

IV. Новый материал:

(в классе тихо играет музыка «Звуки леса»)

Ни в одной стране мира нет таких лесов, как в России. Почти половина территории нашей страны покрыта лесами. Для жителей России лес - не просто любимое место отдыха или сырье для промышленности. Это национальное достояние нашего государства.

4.1 - Значение леса.  (Работа с текстом в учебнике  стр. 88 - приложение №1, заполнение схемы - приложение №2)

А) Лес является источником здоровья:

  • поглощает углекислый газ, пыль, вредные вещества.
  • выделяет кислород и ароматические вещества, убивающие болезнетворные микробы.       

Поэтому так часто санатории, дома отдыха и детские лагеря строят в лесу.

Б) Выбери правильное продолжение пословицы: лес и вода –

- враги навсегда; родные брат и сестра; живая природа; неживая природа.

(правильный ответ)  «Лес и вода – родные брат и сестра». 

- под тенью деревьев и кустарников влага из почвы испаряется медленно, чем на открытых местах. Здесь маленькие ручейки и речки собирают в лесах свои воды. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее.

В) Полезащитные лесные  полосы.      

(Найти и прочитать определение в учебнике - стр. 173: Полезащитные лесные полосы – созданные человеком защитные лесонасаждения в виде полос. Они задерживают снег, уменьшают силу ветра, защищают почву от размыва и выдувания. Главная цель полезащитных полос – защита урожая от сухих ветров.)

 - леса защищают расположенные рядом открытые пространства. На севере от холодных ветров, на юге – от иссушающего воздействия сухих и жарких ветров.

4.2  «Нет милей чудес, чем наш русский лес».

Лес является огромной кладовой богатств, его часто называют зеленым золотом.

А почему лес называют кладовой богатств? Что же такое может взять человек из леса? (учитель, по ходу ответов учащихся, вывешивает на доске карточки с ответами)

А) - ценную древесину;

(работа с иллюстрацией в учебнике  – рис.89 стр. 88 «Заготовка древесины»)

Б) - промыслово-охотничьи ресурсы;

Игра «Отгадайте» (загадки):

В) - лекарственное сырье; 

О чем вам говорят следующие пословицы: «Одна трава от двенадцати болезней», « На каждую болезнь своя трава» и т.д.

На территории России заготавливают более 600 видов лекарственных растений, большинство из них произрастает в лесах. (Выступления учащихся о лекарственных растениях, произрастающих в лесной зоне: брусника, зверобой, пихта сибирская  -  Приложение №3)

Г) - Дары леса: грибы, ягоды, орехи;

На доске вывешиваются в беспорядке слова, из которых  нужно составить пословицу и объяснить ее:  «В лесу жить – голода не видать».  (ответы учащихся)

Л) Слушание звуков леса. Работа известного художника «Утро в сосновом    лесу». Игра «Исключи лишнее»:  Лес дарит:

- радость общение с природой;

- загрязненный воздух;

- незабываемую красоту;

- шум автомобилей;

- тишину и уединение;

Физминутка: (учащиеся повторяют движения вслед за учителем)

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

(учащиеся встают у парты и делают глубокий вдох)

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

(ходьба на месте)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

(дети смотрят вверх)

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

(дети приседают)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

(дети встают)

Дружно хлопаем, 

(хлопают в ладоши)

Ногами топаем!

(топают ногами)

Хорошо мы погуляли

И немножко устали! 

(садятся на места)

Продолжение новой темы

4.3 - Использование древесины   

(таблица заполняется учащимися - приложение №4

Более 19 тыс. видов продукции, необходимой народному хозяйству, промышленности, удовлетворяющей нужды человека, получают из древесины.

1)  - строительные материалы (бревна, доски, ДВП, ДСП.);

Из них строят дома, настилают полы и т.д.

Раньше дома в лесной зоне России строили из бревен. Из древесины делали корабли, изготавливают мебель и т.д.

- учитель показывает учащимся иллюстрацию острова-музея Кижи. Ансамбль Кижского погоста стал смысловым центром богатейшего музея деревянной архитектуры под открытым небом.

На территории нашего города находится завод ДВП, который производит из древесины ДВП, ДСП.

2)  - Бумага (из нее книги, тетради, учебники, картон и т.д.);

Загадка: Не куст, а с листочками,  не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга)

3) -  Музыкальные инструменты

Как можно назвать общим словом гармонь и барабан? (инструменты)   

4) – Лекарство;

Если у вас заболел живот, то вы можете принять таблетки активированного угля. А знаете ли вы, из чего их делают?

(из березы – активированный уголь, который используется при желудочно - кишечных заболеваниях,  в противогазах, при очистке питьевой воды и в медицине; хорошо поглощает пары летучих растворителей – бензин, спирт: из хвойных деревьев получают ароматические масла и т.д.)

5) - спички;

Из одного ствола дерева можно сделать миллион этих предметов, а лишь одним этим предметом, можно уничтожить миллион деревьев.

А из какого дерева делают спички? (осина)

6) – карандаши;

Он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне альбом.

7) – ткани;

Из них шьют платья и костюмы.

8) - сырье для народного промысла;

Используется древесина и в народном промысле.  Из бересты плетут лапти и делают различные поделки - плетение из бересты, роспись на бересте. (учитель показывает учащимся поделки из бересты и роспись на бересте)

9)  - Скипидар;

Используется в изготовлении лечебных мазей, мыла, одеколона и даже духов.

10) - Смолы (для получения моющих средств)

Говоря о лесе, мы узнали, что из древесины можно получить доски, ткани, лекарства и многое другое. Но даже одно дерево может дать столько, сколько весь лес вместе. Например, из сосны – доски, смолы, лекарственное сырье и т.д. А какое еще дерево приносит столько же пользы, как и сосна и другие деревья.

Загадка: Растет в наших лесах такое дерево, в котором четыре угодья: первое  – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – мир освещать, четвертое – крик утишать.  (Береза. 1 – веник, почки, листья; 2 – березовый сок; 3 – лучина;  4 – деготь, им смазывали колеса, чтоб они не скрипели)

- Из древесины можно получить и уксусную кислоту, и канифоль для смазывания скрипки, деготь (из березы), который используется в парфюмерии и ветеринарии как антисептик – большое множество  различных веществ и предметов.  

V. Итог урока

Очень много можно рассказать о продуктах из древесины. Но даже из того, что мы рассказали о них и их использовании, ясно, что древесина – драгоценнейшее сырье для народного хозяйства.

Домашнее задание.

Прочитать материал учебника стр. 88 - 89

Творческое задание:

Всем вам известна сказка Л.Н. Толстого «Золотой ключик». Как-то папе  Карло попало в руки полено, из которого он выстругал деревянного мальчика - Буратино.  Давайте представим, что в руки каждого из вас попало полено. Необработанное полено выглядит невзрачно. Предлагаю вам изменить внешний вид полена, как это сделал папа Карло. (Каждому ученику выдается альбомный лист, где надо изобразить то, что они бы сделали из полена.)


Полный текст материала Урок географии "Значение леса"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихонова Наталия Владасовна  Публикатор
учитель географии и биологии, ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа-интернат №1" г.Емва
06.11.2015 0 1436 197
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0