Географический конкурс: "Наша Родина Россия"; 8-9 класс














Разработка урока по географии в 8 классе

на тему «Наша Родина Россия»

Автор Тетерева Ольга Ивановна

Учитель географии, ОБЖ

МБОУ Молькинская СОШ

Усть-Удинского района

Иркутской области



























Географический конкурс «Наша Родина Россия».

Для учащихся 8-9-х классов


Цели и задачи: повторение пройденного материала по разделам «Россия на карте мира», «География России. Природа»; закрепить знания по изученному материалу, развивать умение применять их на практике, развивать образное мышление; развивать умение оценивать свою работу, осуществлять рефлексию; повышать интерес к изучению природы России, использовать элементы соревнования как стимул в изучении предмета.


Оборудование: 1) физическая и административная карты России;

2) таблички с названиями крайних точек России;

3) карточки с названиями географических объектов России (моря, острова, полуострова);

4) таблички с именами исследователей России и информацией об их исследованиях;

5) листы бумаги, карандаши;

6) веревочки или шнурки: один – красного цвета, другой – голубого цвета; клей;

7) два фонаря, «облако» из бумаги.


Вступление. Наша Родина – Россия. Все любят свою Родину. Но нельзя любить, не зная. Как хорошо вы знаете свою Родину, сегодня мы и проверим.

Учащимся можно предложить по ходу выполнения заданий оценивать свои результаты за каждый конкурс по бальной системе (наряду с работой жюри). Для этого можно приготовить заранее таблицы – приведены в Приложении 1.

Первый конкурс «Адрес нашей страны»


Блиц-опрос по теме «Географическое положение России»


Вопросы команде №1.

1. В каких полушариях расположена Россия?

2. Какое место в мире по площади занимает Россия?

3. Площадь какого материка примерно равна площади России?

4. Сколько процентов площади России лежит за полярным кругом?

5. Какова протяженность территории России с севера на юг, с запада на восток?

6. Сколько пограничных государств у России?


Вопросы команде №2.

1. На каком материке расположена Россия?

2. В каких частях света расположена Россия?

3. Какова площадь России?

4. Какова протяженность границ России?

5. Какие границы преимущественно морские, какие – сухопутные?

6. Сколько морей омывает Россию?

За каждый правильный ответ – один балл

Второй конкурс «А где же край?»

Второе задание по теме «ГП России»

(Представители команд выходят к картам - по одному человеку от команды)

Задание: прикрепить названия крайних точек России в районе месторасположения этих точек на карте (Приложение 2).

Если представители команд ошиблись, то ошибки исправляют игроки их команды.

Примечание. Игроки у карт называют, какая это точка по месту расположения (северная, южная, западная, восточная, островная, материковая).


Оценка: 5 баллов + 1 балл – за скорость


Пока игроки у карты выполняют задание, команды принимают участие в третьем конкурсе «Россия – морская страна».

Каждой команде дается список географических объектов России. Игроки определяют, что из данного списка является названием моря, острова или полуострова. Называют, к бассейнам каких океанов относятся моря. Определяют, имеются ли в списке названия самого глубокого и большого моря у берегов России. А также самого маленького и мелкого, самого теплого или самого холодного моря. Все называемые географические объекты учащиеся показывают на карте.

Список географических объектов для команды №1:

Баренцево, Берингово, Черное, Новая Земля, Японское, Балтийское, Таймыр


Список географических объектов для команды №2:

Лаптевых, Азовское, Восточно-Сибирское, Сахалин, Белое, Охотское, Камчатский


Оценка: 5 баллов – за определение географических объектов, 2 балла – за определение бассейнов, по 2 балла – за самое … море. 2 балла – за скорость.


Четвертый конкурс «Что неверно?»

Задание по теме «Исследователи России»

На стенде расставлены карточки с именами исследователей и их вкладом в изучение, исследование территории России – расставлены неверно, нужно исправить.

Примечание. Отвечают игроки из каждой команды (индивидуально), подняв предварительно руку.


Карточки на стенде:


Ермак вышел к Байкалу, открыл остров о.Ольхон

С.И. Дежнев первым вышел к Охотскому морю

К. Иванов первым разведал путь в Сибирь

В. Беринг открыт пролив между Азией и Америкой

Н.М. Пржевальский впервые без зимовки прошел Северный

морской путь

О. Шмидт, В. Воронин исследован Уссурийский край

И.Ю. Москвитин проплыл от Колымы в Тихий океан, открыл мыс



Оценка: за каждое верное исправление – 2 балла


Пятый конкурс «А что дальше?»

Задания по теме «Рельеф, геологическое строение»


  1. На доске записаны начальные буквы названий эр геологического летоисчисления: а …, м …, п …, п …, к …

Задание: дополнить и расставить названия эр геологического летоисчисления в нужном порядке. Участвуют обе команды, обсуждают, записывают на листах, затем называют.


Оценка: 3 балла

  1. Нарисовать схему строения платформы, подписать все ее части (задание выполняют обе команды).


Оценка: 3 балла


  1. К карте выходят по два игрока от каждой команды. Представители команды, оставшиеся за столами, (поочередно от каждой команды) называют географические объекты России – формы рельефа: горы, хребты, равнины. Представители команд, находящиеся у карты, их показывают. Этот конкурс может продолжаться до тех пор, пока команды не закончат называть объекты.


Оценка: за каждый названный и показанный объект – по 1 баллу


Шестой конкурс «Что это?»

Задания по теме «Климат».


Учащиеся с помощью предметов и карточек с надписями объясняют термины и понятия по теме «Климат». (Некоторые пояснения к конкурсу приведены в Приложении 3).


Предметы для команды №1:

фонарь, красная веревочка или шнурок, стрелочки из бумаги голубого цвета, клей, листы бумаги. Карточки с надписями:


  1. Атлантический океан, … перенос ВМ; 2) АВМ, УВМ, ТВМ, кВУШ.


Список терминов и понятий для команды №1:

Солнечная радиация, распределение солнечного тепла и света на Земле, циркуляция воздушных масс, изотермы июля, циклон.


Предметы для команды № 2:

Фонарь и облако из бумаги, синяя веревочка или шнурок, стрелочки из бумаги красного цвета, клей, листы бумаги. Карточки с названиями климатических поясов и областей на территории России.


Список терминов и понятий для команды №2:


Суммарная радиация, антициклон, изотермы января, расположение климатических поясов и областей на территории России.


Оценка: по 2 балла за объяснение каждого термина


Седьмой конкурс «Мы – вам, вы – нам»

Задания по теме «Внутренние воды»


Каждая команда составляет вопросы другой команде по теме «Внутренние воды», затем команды задают вопросы друг другу.


Оценка: за каждый вопрос – по 1 баллу, за каждый ответ – по 1 баллу



По окончании конкурса подводятся итоги. Объявляются результаты конкурса. Можно вручить медали, дипломы, маленькие сувениры, приготовленные заранее.


Приложение 1. Таблица №1 «Самооценка и рефлексия учащихся».


и название конкурса

Количество баллов

за конкурс

(по условиям

конкурса)

Само

оценка

(баллы)

Рефлексия (что получилось хорошо, над чем нужно поработать)

1. «Адрес нашей страны»

За каждый правильный

ответ – один балл



2. «А где же край?»

От 3 до5 баллов + 1 балл – за скорость



3. «Россия – морская страна»

По 0,5 балла 5 балла –

за каждый правильно

указанный

географический объект, 2 балла – за определение бассейнов, по 2 балла – за самое … море. 2 балла – за скорость.





4. «Что неверно?»

За каждое верное

исправление – 2 балла



5. «А что дальше?»

1 часть- 3 балла, 2 часть -3 балла, 3часть – по 0,5 балла за каждый названный объект,

по 0,5 балла –за каждый показанный объект



6. «Что это?»

По 2 балла за объяснение каждого термина (понятия)



7. «Мы – вам, вы – нам»

За каждый вопрос – по 1 баллу, за каждый ответ – по 1 баллу



Приложение к таблице №1. Соответствие названий конкурса изученным темам: 1. «Адрес нашей страны» - Россия на карте мира (географическое положение России);

2. «А где же край?» - Россия на карте мира (географическое положение России – крайние точки);

3. «Россия – морская страна» - Россия на карте мира (географическое положение России – ГП и особенности морей);

4. «Что неверно?» - Россия на карте мира (этапы и методы изучения территории России);

5. «А что дальше?» - Природа России, тема «Рельеф, геологическое строение»;

6. «Что это?» - Природа России, тема «Климат России»;

7. «Мы – вам, вы – нам» - Природа России, тема «Внутренние воды России»


Таблица №2 – для жюри

«Наша Родина Россия»

и название конкурса

Количество баллов

за конкурс

(по условиям

конкурса)

Баллы команде № 1

Баллы команде №2

1. «Адрес нашей страны»

За каждый правильный

ответ – один балл



2. «А где же край?»


От 3 до5 баллов + 1 балл – за скорость



3. «Россия – морская страна»

По 0,5 балла 5 балла –

за каждый правильно

указанный

географический объект, 2 балла – за определение бассейнов, по 2 балла – за самое … море. 2 балла – за скорость.





4.«Что неверно?»


За каждое верное

исправление – 2 балла



5. «А что дальше?»

1 часть- 3 балла, 2 часть -3 балла, 3часть – по 0,5 балла за каждый названный объект,

по 0,5 балла –за каждый показанный объект



6. «Что это?»

По 2 балла за объяснение каждого термина (понятия)



7. «Мы – вам, вы – нам»

За каждый вопрос – по 1 баллу, за каждый ответ – по 1 баллу



Итого:






Приложение 2.

Названия крайних точек на карточках: м.Челюскин, м.Флигели, м. Дежнева, о. Ратманова, г. Базардюзю, Балтийская коса, Гданьский залив.


Приложение 3.

  1. Фонарь – ассоциация с Солнцем. С помощью фонаря можно показать, как освещаются отдельные участки Земли (с использованием глобуса).

При этом дети рассказывают, что такое солнечная и суммарная радиация (в соответствие с указанными заданиями).

  1. Веревочки или шнурки красного цвета – ассоциация с изотермами января и июля. Дети располагают веревочки (или шнурки) согласно расположению изотерм на климатической карте России, дают пояснения.

  2. Стрелочки из бумаги голубого и красного цвета – ассоциация с атмосферными вихрями: циклоном, антициклоном. Учащиеся должны расположить эти стрелочки в правильном направлении (можно приклеить на лист бумаги), показывая схему циклона и антициклона, дают пояснения.

  3. При раскрытии понятия «циркуляция воздушных масс» учащиеся 1-й команды, используя слова-сигналы в карточке с надписью «Атлантический океан, … перенос ВМ», должны сказать, что наибольшее влияние на климат России оказывает Атлантический океан, в умеренных широтах господствует западный перенос ВМ.

Карточки с аббревиатурой ВМ (АВМ, УВМ, ТВМ, кВУШ) нужно распределить в соответствующем порядке –АВМ – на севере, ТВМ – на юге и т.д. Обязательно учащиеся дают расшифровку аббревиатур.

  1. Карточки с названиями климатических поясов и областей на территории России также расставляются в соответствие с их расположением на карте.



Полный текст материала Географический конкурс: "Наша Родина Россия"; 8-9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тетерева Ольга Ивановна  Публикатор
15.02.2016 0 2123 329

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0