Программа элективного учебного предмета "Жены русских князей, царей и императоров"; 9-11 класс


Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Уходят дни и годы, текут века, меняются эпохи нравы, рушатся некогда могучие государства, распадаются гигантские империи, но остается человек и человечество. В непрестанной череде поколений, в потоке времен и эпох отражается история, где неизменно главный герой – человек.

В нашей истории сохранились многие имена, но… в основном это имена мужчин. А где же женщины? Любители истории знают об Анне Ивановне, о Елизавете Петровне, и, наконец, умелой и дальновидной правительнице Екатерине Великой. И в лучшем случае еще о княжне Ольге и царице Софье. А как же все остальные? Чем прославились царицы и императрицы? Какую роль сыграли они в российской истории? Какой вклад внесли  в развитие  Российского государства.

Курс «Жены русских князей, царей и императоров» призван раскрыть малоизвестные страницы русской истории и рассказать о замечательных женщинах далекого прошлого.

Цель курса: познакомить учащихся с историческими деятелями, судьбами известных женщин  IX-XХ  вв., игравших важную роль в судьбе Российского государства.

Задачи курса:

  • развивать историческое мышление школьников на базе исторического материала;
  • формировать и развивать  устойчивый познавательный  интерес к истории и политической деятельности;
  • развивать интеллектуальные способности, память, мышление, творческие способности старшеклассников.

Программа учебного курса «Жены русских князей, царей и императоров» предназначена для учащихся 9-11 классов, рассчитана на 34 часа, недельная учебная нагрузка 1 час.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «История в лицах: женщины и власть» учителя истории  Беловой А.П., из г. Красноярска,  дополнена авторскими материалами.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Рабочая программа Беловой А.П.  «История в лицах: женщины и власть» отражаетбазовый уровень   подготовки учеников по истории, в программе изучаются все исторические периоды истории России, которые встречаются в вопросах и заданиях ЕГЭ по истории.

Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование:

В авторскую программу Беловой А.П.  «История в лицах: женщины и власть», внесены следующие изменения:

  1. Добавлены темы №№ 13-23.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом:

Элективный учебный  предмет «Жены русских князей, царей и императоров» позволяет закрепить, систематизировать и расширить   знания и умения обучающихся, более детально познакомиться с особенностями жизни, деятельности русских княгинь, цариц, императриц  помогает обучающимся подготовиться к сдаче ГИА по истории,  предназначен для обучающихся 9-11 классов.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в том числе 2 часа для итогового повторения.

Информация об используемом УМК:

  1. Белова А.П. Рабочая программа «История в лицах: женщины и власть», 2006.

Содержание рабочей программы

Тема 1.Введение. Роль великих женщин в истории нашей страны. Задачи курса.

Тема 2.   «Первая княгиня-правительница». Древняя Русь. Время первых князей. Месть Ольги за убийство  мужа.  Первые государственные реформы. Сын Святослав. Правление государством во время походов сына.

Роль первой правительницы. Для Древнерусского государства период ее княжения был одним из наиболее плодотворных: расширялись контакты с другими странами, укреплялась экономика, зрело внутреннее единство различных земель.

Тема 3. «Рядом с Дмитрием Донским». Дмитрий Донской и его время. Жена Дмитрия - Евдокия.  Борьба с иноземными захватчиками.

Роль царицы Евдокии в становлении русской государственности. Загадка завещания Д. Донского.

Тема 4.«Последняя принцесса великого государства». Россия в XV веке. Объединение государства. Иван III  и его время. Софья Палеолог - последняя византийская принцесса.

Роль Софьи в становлении единого централизованного российского государства.

Тема 5.  «Красавица Елена и Василий III». Время Василия III.Борьба за власть. Правление Елены Глинской. Внезапная и странная смерть великой княжны.

Тема 6. «Любимая жена Ивана Грозного». Время Ивана IV. Царица Анастасия Романовна. Причины гонений и казни. Опричина.

Тема 7. «Царь Федор и царица Ирина».Россия перед Смутой. Царь Федор и царица Ирина: вместе на престоле. Проблема престолонаследия. Монастырская затворница.

Тема 8.«Царевна Ксения Борисовна: утраченные надежды». Россия в начале XVII века. Царь Борис Годунов и его семья. Царевна Ксения Борисовна: утраченные надежды. Роль Ксении во время Смуты.

Тема 9. «Жена двух самозванцев». Россия в начале XVII века. Смутное время. Лжедмитрий  I – Григорий Отрепьев. Марина Юрьевна Мнишек. Лжедмитрий II.

Тема 10. «Примерная царица Мария». Россия во второй половине XVII века. Царь Алексей Михайлович. Царица Мария Ильинична.

Тема 11. «Несчастная царица Евдокия». Время Петра Великого. Царица Евдокия Лопухина. Жизнь в монастыре. Бабушка императора.

Тема 12.«История Золушки». Россия во время Петра I. Марта Скворонская - Екатерина I, царевич Алексей.

Тема 13. Анна Иоанновна  и бироновщина.

Тема 14. Анна Леопольдовна – регентша при малолетнем Иване Антоновиче.

Тема 15. Елизавета Петровна – дочь Петра Великого на российском престоле.

Тема 16. «Екатерина Вторая – великая правительница России». Петр III. Воспитание Павла – будущего императора России. Триумф и трагедия Екатерины Великой.

Тема 17. Мария Федоровна – принцесса Вюртембергского дома, мать двух российских императоров – Александра I и Николая I.

Тема 18. Елизавета Алексеевна –«ангел на российском троне». Александр I. Семейная драма.

Тема 19. Александра Федоровна – венценосная супруга Николая I. Николай I. Дети и внуки.

Тема 20. «Призванная прощать». Императрица Мария Александровна – первая жена Александра II.

Тема 21. «Царский роман». Екатерина Михайловна Долгорукова. Морганатический бракимператора Александра II.

Тема 22. «Дороги Марии Дагмар». Императрица Мария Федоровна и Александр III: жизнь и судьба.

Тема 23. «Последняя императрица». Красавица Александра Федоровна. Трагедия царской семьи: можно ли было спастись?

Итоговое повторение.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  1. важнейшие факты из биографий российских княгинь, цариц и императриц.
  2. о роли личности в истории.
  1. Обучающиеся должны уметь:
  1. применять приобретенные знания для выполнения творческо – поисковой деятельности и выполнения тестовых заданий и заданий ГИА  по предмету.
  2. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
  3. объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

Литература и средства обучения

Основная и дополнительная литература

  1.  «Энциклопедия Россия IX-XX вв.», М., 2013

Учебные и справочные пособия

  1. Русские портреты18 и 19 столетий. Том 5 № 26
  2. Иоффе Г.З. «Распутиниада»: Большая политическая игра//Отечественная история. -1998.-№ 8.-с. 103 – 118
  3. Кудрина Ю.В. Александра Федоровна//Большая российская энциклопедия/ С.Л. Кравец – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – Т. 1 – с. 446 – 447.

Учебно-методическая литература

  1. Р.В. Разин «История. Подготовка к ЕГЭ. 120 исторических личностей: материалы биографий. Задание С-6: историческое сочинение. Учебно-методическое пособие», Р., 2013
  2. Арсеньева Е.А.  «Браки совершаются на небесах», Москва ЭКСМО-2003.
  3.  Арсеньева Е.А. «Любовь у подножия  трона», Москва ЭКСМО-2003.
  4. Болязин В.Н. «История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах» Дрофа  М.,2002.
  5. Карамзин Н.М. «История государства Российского» книга 1, Санкт-Петербург «Кристалл», 2000.
  6. Карамзин Н.М. «История государства Российского» книга 2, Санкт-Петербург «Кристалл», 2000.
  7. Морозова Л.Е. «Русские княгини», «АСТ- пресс  книга», 2004.
  8.  Морозова Л.Е. «Затворницы», «АСТ- пресс  книга», 2003.
  9. Морозова Л.Е. «Дворцовые тайны», «АСТ- пресс  книга», 2004.

Средства обучения

  1. CD «Интерактивный мир». «Энциклопедия. История России. 862-1917», Коминфо, 2004
  2. CD «История России. Часть 2. 1918-1940. 20 век», Клио Софт, 2002
  3. CD «История России. Часть 1. 1900-1917. 20 век», Клио Софт, 2002
  4. раздаточный материал
  5. компьютер
  6. проектор
  7. интерактивная доска

Дидактические материалы

  1. Г.В. Клокова «Тестовые задания по истории России», М., 2010
  2. «История России. Контрольно-измерительные материалы», М., 2011

Полный текст материала Программа элективного учебного предмета "Жены русских князей, царей и императоров"; 9-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестерикова Светлана Михайловна  Публикатор
учитель истории и обществознания, МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа
12.01.2016 0 1429 210
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0