Педагоги рассказали о том, как они работают на ЕГЭ: без еды, без воды, без оплаты, но со штрафами
Опрос был организован после того, как пользователь сайта Михаил Тиличеев (ArchAL) предложил организовать движение «За честную оплату ГИА» и сообщил, что «Пойдет до конца», поскольку, по его мнению, в регионах РФ педагогическим и иным работникам, занятым в подготовке и проведении ЕГЭ, не выплачиваются положенные в Федеральном законе «Об образовании в РФ» компенсации.
Инициативу подхватила редакция Pedsovet.su и организовала опрос пользователей сайта о том, как проходит их рабочий день на ЕГЭ. Опрос был устроен в свободной форме, чтобы получить честные отклики работников ЕГЭ: отвечать можно было только на часть вопросов, не обязательно было и оставлять свои контактные данные. Результаты шокировали даже редакцию.
Обязанности работников ЕГЭ
В опросе приняли участие те, кто работали на ЕГЭ последние 3-5 лет. Среди опрошенных (896 чел.):
- 23% — классные руководители, которые организовывали сбор документов и заявлений детей на участие в ЕГЭ, а также в дни ЕГЭ сопровождали класс до ППЭ (ППЭ — пункт проведения экзамена).
- 29,4% — сопровождали участников экзаменов до пункта проведения экзамена. Если в один день проходит несколько экзаменов по разным предметам, то классный руководитель не может сопроводить детей в несколько школ одновременно, тогда просят других сотрудников проводить детей в ППЭ до школы.
Сопровождающие детей работники встречают их у своей школы, проводят до ППЭ и далее находятся в ППЭ или рядом с ним и ждут, когда все дети напишут экзамен, затем сопровождающий работник отводит всех детей в свою школу, откуда они отправляются домой самостоятельно.
«На время проведения экзамена меня как классного руководителя, сопровождающего класс, не пустили в ППЭ — заставили ждать детей на улице под дождем», — сообщает учитель географии из Северной столицы.
Сопровождающий несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время этих перемещений.
- 84,7% — были организаторами в или вне аудитории. Это работники, которые находятся в ППЭ: организаторы в аудитории встречают участников ЕГЭ своей аудитории с табличкой, провожают в аудиторию, помогают найти свое место, а затем зачитывают инструкцию по проведению экзамена, фиксируют время начала и окончания экзамена, раздают и собирают экзаменационные задания и ответы. Организатор в аудитории, и особенно ответственный организатор, — самая ответственная работа на ЕГЭ, не считая руководителей, поскольку малейших огрех может привести к тому, что экзамен может быть аннулирован, будут поданы апелляционные жалобы и организаторы будут оштрафованы. Они должны находиться за столом, чтобы камера наблюдения фиксировала их, и при этом следить, чтобы участники ЕГЭ не списывали и не пользовались запрещенными устройствами.
- 7,2% — технические специалисты. Обязанности их широки: это и установка камер видеонаблюдения, и интернет-соединения, и распечатки заданий, и настройка всех компьютеров для экзаменов по иностранному языку, по информатике и проч.
«В прошлом учебном году у нас выпускалось около 110 учащихся. Для них нужно было распечатать каждому по 6 бланков, мой принтер печатает 10 страниц в минуту, поэтому я потратил чуть больше часа. Но самое страшное — это последующее сканирование бланков. Я должен сканировать все бланки, включая пустые, а вот сканирование 660 бланков заняло уже более 6 часов работы. Но ни в одной должностной инструкции учителя информатики такой обязанности не прописано. И это всё я должен сделать в строго оговорённое время, иначе буду долго выслушивать от администрации района, как плохо мы работаем. Вот и спрашивается, а почему я должен делать работу, за которую не платят, но ругают», — объясняет свое желание добиться справедливости Михаил Тиличеев, технический специалист ЕГЭ и ГИА.
- 4,7% — руководители ППЭ.
- 1,6% — сканирующие бланки ответов.
- 9,1% — член предметной комиссии.
- 1,9% — член конфликтной комиссии;
- 3,3% — другое.
Респондент мог выбрать несколько пунктов одновременно.
Подготовка к экзамену: прессинг, стресс и переработка
Все эти работники работают не только в день проведения ЕГЭ, подготовка к экзамену начинается за несколько недель до проведения экзамена: они посещают курсы, проходят инструктаж, знакомятся с законодательством в области ГИА, проводят пробные экзамены. Как правило, на такую учебу работники идут после выполнения своих обязанностей по основной должности или вместо них — тогда основной работой приходится заниматься в выходные дни или после работы.
«Постоянные консультации по ГИА во внеурочное время, постоянное упоминание о штрафах, чуть ли не уголовной ответственности за допущенные промахи», — делится впечатлениями об учебе учитель начальных классов из Республики Коми.
Выплата компенсаций работникам ЕГЭ
В ФЗ «Закон об образовании в РФ» сказано, что работникам, занятым в организации и проведении ЕГЭ, выплачиваются компенсации за счет бюджета региона, выделенного специально на проведение ЕГЭ.
Однако из 896 опрошенных такие выплаты получили 11,5%. Еще 13% опрошенных получили выплаты из премиального и стимулирующего фонда школы, то есть из другой статьи бюджета, а значит, кто-то не получил эту премию за отличное выполнение своих основных обязанностей. 92 человека за день работы на экзамене получили отгул.
«Предоставляют отгулы на основании Приказа районного отдела по образованию (за один день работы организатором на ЕГЭ — 0,5 дня отгулов)», — о таких видах поощрения рассказывает работник из Волгоградской области. И другие учителя продолжают: «Обещают дать отгул, но когда по факту обращаешься, как правило, отказывают»; «Отгул дают, если на ЕГЭ присутствовали во время отпуска».
И 542 человека (60,5%) сообщили, что «Ни о какой оплате речи не было».
Какая разница где сидеть: на экзамене или в школе, ведь у учителей все равно каникулы
Возможно, учителям и другим работникам «ничего не стоит» посидеть просто так на экзамене вместо того, чтобы сидеть в своей школе в каникулы — какая разница, где сидеть.
«После экзаменов приходится работать во 2 смену и вести уроки по расписанию в этот день», — пишет учитель начальных классов из Оренбургской области.
«Нельзя вставать с места организатору и хотя бы немного пройтись...», — поделилась учитель математики из Якутии.
«Постоянные репрессии, нельзя садиться, ходить по своим делам в туалет», «Невозможность выйти даже в туалет, невозможность просто встать и размять ноги в течение 4 часов», «Длительное пребывание в неподвижности, боль в спине, затекшие ноги и головная боль», «При наличии высокой температуры меня посадили в аудиторию и назначили ответственным организатором», «Без еды, стоять на ногах весь экзамен», — делятся впечатлениями работники разных регионов РФ.
Сколько времени длится экзамен для работника ЕГЭ
Как выяснилось, из 895 человек 47,4% работали в день, свободный от учебной нагрузки («методдень», в который присутствие учителя в школе не требуется) и 26,6% работали в выходной день.
Исходя из нормы времени на ставку работы учителя 18 часов, при шестидневной рабочей неделе учитель работает всего 3 часа в день. Сколько же времени потребовалось работникам, чтобы выполнить работу по проведению ЕГЭ: 75% из 903 ответивших потратили на день проведения экзамена 6-8 часов, а 11,6% — по 9-10 часов. И только 4,9% — 3-4 часа.
«Мой ребенок был один дома, а у меня в течение 7 часов не было возможности позвонить ему!», — пишет женщина, вынужденная ради работы на ЕГЭ оставить ребенка одного дома.
При этом 797 человек не считают, что работа по организации и проведению ЕГЭ является частью их должностных обязанностей.
«Как руководитель ППЭ на дому, за материалами еду к 8 утра, после окончания экзамены везу сдавать в РЦОК. Везу в метро секьюрпаки и боюсь их потерять-забыть-уронить. Иначе точно расстреляют», — сообщает работник, которого не обеспечили ни транспортом, ни охраной.
Как же проходит день работников на ЕГЭ? Каковы условия труда?
Из 899 ответивших 71,3% не имели длительной возможности принять пищу, хотя 7,8% смогли съесть сухой паек вместо горячего питания. 63,2% опрошенных испытали сильный стресс и волнение в день проведения ЕГЭ.
«Работала на 9 экзаменах! Страшное напряжение, невозможность принести воду, не приветствуется выход из аудитории, сумки нельзя вообще приносить в ППЭ», — пишет учительница из гимназии Санкт-Петербурга. — Это ваша обязанность! Вы должны! Мы всегда должны! Нигде никому не платят! А будете недовольство высказывать, пожалеете!».
«Не организовано питание и свою еду тоже нет возможности поесть», «Невозможно выйти из аудитории даже в туалет, для этого нужно в обязательном порядке приглашать начальника ППЭ. Нельзя пить воду, не говоря о питании, хотя выезд на пункт ППЭ в 6-45, а возвращение в свою школу (от которой еще предстоит добраться до дома!) в 15-30 или 16-00» (учитель начальных классов сельской школы Самарской области), «Невозможность выйти из аудитории, не было возможность попить воды» (учитель из Санкт-Петербурга), «Забирают ни только сумки, но и лекарства», «Невозможно провести от 8 до 10 часов женщине без возможности привести себя в порядок, особенно в критические дни: это кошмар, предметы личной гигиены (прокладки, пакеты и пр.) нельзя пронести в аудиторию не только организаторам для себя, но и девушкам, сдающим ЕГЭ. Придумавшие инструкции не знают, что такое критические дни! Стыдно перед детьми!!!».
Работник трудоустраивается в организацию, как правило, оценивая несколько параметров, один из которых — удаленность организации от дома, простота проезда. ППЭ, как правило, находятся далеко, туда нужно ехать на транспорте, иногда на такси. 435 человек обычно в свою школу ходят пешком, тогда как в ППЭ были вынуждены добираться на транспорте, 39% пожаловались на то, что проезд занял много времени.
«Едем из села в районный центр (25 км) дорогу туда и обратно никто не оплачивает».
Мы приводим здесь полный список ответов участников ГИА, пунктуация и орфография сохранены. Никакие персональные данные и указания на авторов высказываний не публикуются.
- Высказывания об оплате работникам ЕГЭ.
- Высказывания о том, как проходит экзамен и подготовка к нему.
Однако кому-то все-таки платят
«Когда заполняли справку о количестве отработанных на ЕГЭ часов, организатор ППЭ сказал: "Пишите-пишите! В управлении образования все подправят!" (= уменьшат), — сообщает учитель гимназии в ЯНАО. — Даже если в регионе есть Положение о компенсации, учителей все равно могут надурить в оплате за ЕГЭ».
Выводы
Проанализировав ответы, можно сделать выводы, что:
- нет четкого понимания, как должен вести себя организатор в аудитории: в одних ППЭ в течение всего экзамена у людей не было возможности сесть, у других — встать. При этом мы допускаем, что кто-то мог и сидеть, и стоять;
- во многих ППЭ и на многих курсах намеренно или нет нагнетается обстановка, царит атмосфера запугивания штрафами, ответственностью, накладываются ограничения для работников ППЭ, которых нет в законодательстве — «лишь бы чего не вышло»;
- создаются условия уменьшения оплачиваемой базы часов.
Условия труда не соответствуют нормам цивилизованного общества:
- нет возможности выйти в туалет, нет возможности пронести с собой средства гигиены (а большинство работников ППЭ — женщины);
- нет возможности принять пищу или пить воду;
- нет возможности пронести в ППЭ сумки, телефоны, а значит, люди не могут принять необходимые лекарства или сделать звонок домой;
- при назначении на экзамен никак не учитывается здоровье работника — в необычных для себя условиях работают люди с серьезными заболеваниями, в т.ч. инвалиды;
- у большинства работников никто не спрашивал желания принимать участие в ЕГЭ;
- компенсации за работу на ЕГЭ не выплачиваются, а если выплачиваются, то суммы настолько малы, что не могут в должной мере компенсировать те неудобства, с которыми приходится сталкиваться.
Предложение на будущие годы
Нам кажется правильным, что за счет бюджета, выделенного на проведение ЕГЭ, с 2017 года нужно:
- организовать работу в ППЭ таким образом, чтобы сотрудники (организаторы) менялись через какой-то промежуток времени, то есть могли выйти из аудитории, скажем, на 20 минут, для выполнения личных дел, отдыха, а затем вновь войти;
- организовать бесплатное горячее питание всех работников ППЭ;
- оснастить аудиторию ППЭ кулером с водой, чтобы и работник ППЭ, и сдающий ЕГЭ мог утолить естественную в таких условиях жажду;
- разрешить проносить в ППЭ сумки, брать лекарства, а, если проносить телефоны в ППЭ запрещено, то организовать возможность воспользоваться стационарным телефоном ППЭ для личных нужд работников ППЭ бесплатно;
- организовать бесплатный проезд до и от ППЭ, в первую очередь для сотрудников, далеко проживающих от ППЭ, а также тех сотрудников, которые в силу объема возложенных на них обязанностей вынуждены находиться в ППЭ до позднего вечера или ночи; для сотрудников, проживающих недалеко, компенсировать оплату проезда общественным транспортом;
- проинструктировать тех, кто проводит учебу для работников ППЭ, познакомить с основами психологии, сообщить, что прессинг и запугивание не является лучшим способом мотивации сотрудников, запретить оказывать прессинг и запугивание;
- организовать точную фиксацию отработанного времени в ППЭ для обеспечения возможности честной и прозрачной выплаты.
И, конечно:
- выплачивать достойные компенсации всем работникам ЕГЭ;
- дать возможность сотрудникам самим решать, желают они работать на ЕГЭ или нет;
- предусмотреть ответственность за принуждение сотрудника против его воли к работе на ЕГЭ с возможностью пожаловаться на такое принуждение, открыть горячую линию по данному вопросу или окно анонимных жалоб.
Просим вас поддержать инициативу и направить в Министерство образования и науки РФ вопрос.
Форма связи предполагает небольшой текст вопроса. Вопрос по любому поводу может задать любой гражданин РФ, а орган государственной власти обязан ответить гражданину в течение 30 дней со дня регистрации вопроса. Количество вопросов не ограничено. Увидев, что вопросы оплаты на ГИА волнуют педагогическую общественность, мы надеемся, министерство предпримет меры для решения вопроса. Просим сделать максимальный репост этой записи в социальных сетях. |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.