Ставропольский период в жизни и творчестве К.Л. Хетагурова


«Заря осетинского народа»,  «башня народной славы», « звезда осетинской  литературы» - такими именами называют обычно осетины Коста Хетагурова. И действительно, не смотря на то, что Коста Хетагуров писал свои стихотворения-песни еще в 80-х годах IX столетия, он все же остается не небе осетинской литературы и истории общественной жизни Осетии, звездой первой величины.

Коста!.. многочисленные и разнообразные мысли и чувства, воспоминания и надежды вызывает это имя в душе осетина. Тут и гнет, и произвол царского самодержавия и его местных агентов, тут и мечты маленького, вконец забитого и угнетенного народа об освобождении, о собственной культуре, тут и призыв к борьбе и единению, тут и тонкие, непревзойденные еще и доныне напевы - мотивы «Осетинской бандуры» «Ирон фæндыр», тут и страдальческий лик поэта-борца  и общественника, тут и любовь «к бедному своему народу и к бедному своему аулу…»

И разве найдется еще в Осетии  хоть один человек, кто бы знал, кто бы не слыхал о Коста, пропевшем свою призывную песню «с высот Нарских гор», кто бы слышал или сам не певал, роняя слезы, песню о «Матери сирот»…

Поистине, Коста Хетагуров продолжает и после смерти самым популярным человеком в Осетии.

Ставрополь по праву может называться второй родиной Коста. В этом городе прошла большая часть жизни поэта, здесь написаны его основные произведения, множество статей общественно-политического характера. Некоторые из них непосредственно касаются жизни  Ставрополя.

1873 год - Коста отдают в Ставропольскую гимназию, и начался тот важный период  жизни Коста, который неразрывно связан с его творчеством.

После смерти отца, в 1892г, которого он, по его собственному признанию, «не только  любил, но обоготворял»… «Эта смерть окончательно потрясла мои нервы», - пишет Коста в одном письме, - «и я впал в полнейшее отчаяние». Теперь уже ничто не связывало нашего поэта  с родительским домом.

Весной 1893 года Коста переехал в Ставрополь. Здесь отдался многообразной общественной деятельности, работал без устали, «как каторжный», становится постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ»,  много времени продолжает уделять живописи. В целом ставропольский период жизни поэта, охватывающий около пяти лет, характеризуется неутомимой творческой и общественной деятельностью,  полным раскрытием его многогранного таланта. «Я переехал в Ставрополь,- писал он в 1989 г.- Трудно себе представить, с какой горячностью я отдался там самой  разнообразной общественной деятельности… но, увы! Ни газета, каждую строчку которой я переживал, казалось, всеми фибрами своей души, ни живопись, которой  я увлекаюсь всегда до изнеможения, ни всевозможные благотворительные, научные и артистические учреждения и собрания, в которых я принимал всегда самое лихорадочное участие… ничто  не могло заслонить от меня дорогого видения».

Однако главной для Коста была работа в газете северный Кавказ»,  которой он придавал исключительно важное значение для осуществления  своих литературных замыслов, а именно:  превращение газеты в орудие против колониальной политики царизма, его ставленников и местной горской знати. Известно, что газета «Северный Кавказ» была основана ставропольским присяжным поверенным Д.И.Евсеевым,  ставшим ее  издателем и редактором, и известным правоведом Г.Н.Прозрителевым. еще до переезда Коста в Ставрополь  активное участие в ее работе принимал журналист Я.В.Абрамов, основатель знаменитой  горской поземельной «Абрамовской комиссии».  Редакция сумела привлечь в качестве сотрудников народных учителей, мелких служащих из разных местностей Северного Кавказа.  На страницах газеты печатались произведения Салтыкова-Щедрина и Чернышевского,  памятные даты отмечались статьями  о великих деятелях русской культуры. Естественно, с приходом в газету Коста,  ставшего секретарем редакции, а после заключения договора (1896 г.) с Евсеевым и его создателем, можно сказать, почти полным владельцем, газета стала трибуной  распространения  революционно- демократических идей. На ее страницах печатались статьи о великих русских революционных демократах, о Горьком, анализировались труды Маркса, Эегельса, Ленина.

Известно также, что многие произведения Коста, написанные на русском языке, были напечатаны на страница этой газеты. Только за 1893 г. Поэтом опубликовано в ней 24 стихотворения; две поэмы («Перед судом», «Кому живется весело» - подражание Н.А.Некрасову);  пьеса «Дуня», три статьи («Письма из Владикавказа»; Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»; «Не везет нам на старшин»).  Кроме того, в этом же году Коста опубликовал в Петербургском журнале «Детское чтение» (№3) рассказ «Охота за туром», написал и подготовил к печати много стихотворений для своего знаменитого сборника «Ирон фандыр», занимался живописью.  Последующие годы были для поэта не менее плодотворными. Работа в редакции, кратковременные корреспондентские поездки по различным местам северного Кавказа давали ему ценный материал для публикаций, в частности, многочисленных газетных статей, поднимавших острые политические и социальные проблемы, связанные с колониальной политикой царизма на Кавказе.  По подсчетам М.Шагинян, с 2893 по 1897г. Коста написал 18 статей, а с 1893 по 1902г. (до болезни) – 25. «Для все, кто интересуется прошлым Кавказа, политикой царизма, ростом горской общественности, эти статьи Коста, - писала она, - представляют драгоценный в своем роде материал.  Историк, этнограф, политик, экономист найдут в них обширные данные.  Коста откликался буквально на все проблемы устройства Кавказа… видел и понимал всю преступность царской политики на Кавказе, все самодурство чиновников, все хищничество первых капиталистов,  начинавших грабить богатства Кавказа и эксплуатировать его рабочую силу».

Среди публицистических статей поэта особо выделяется статьи «Неурядицы северного Кавказа», опубликованная в четырех номерах газеты «С.-Петербургские ведомости»,  раскрывающая все пороки колониальной политики царизма в этом регионе.

Большим событием стал выход в 1895 г. Первого сборника стихотворений Коста на русском языке, в который наряду с лирическими стихами вошли такие поэмы как «Фатима», «Перед судом».  В то же время из сборника было изъято цензурой 196 стихотворных строк, и полностью выпали стихотворение «Я не пророк» и поэма «Кому живется весело».  Тиражом около 2000 экз. сборник разошелся бесплатно подписчикам газеты «Северный Кавказ». Известный грузинский композитор Д.Аракишвили вспоминает, что в конце 90- х годов в Армавире этот сборник Коста ему подарил брат, который в дни молодости дружил с поэтом.  Самое большое впечатление на него произвело стихотворение «На смерть горянки». Первую свою музыку  композитор сочинил на слова этого стихотворения. Позже он возвращался к поэзии  Хетагурова и написал музыку на стихотворения «Песня пастуха», «Догорела заря», на поэму «Фатима».

Живописные работы Коста ставропольского периода малоизвестны и освещаются только по воспоминаниям современников. По ним мы знаем, что Коста, поселившись в доме своего учителя В.И.Смирнова (ныне музей им. К.Л.Хетагурова), занимал в нем две комнаты нижнего этажа, где размещалась и его мастерская. Здесь же он принимал и заказы на картины, которые поступали к нему в основном от церковников и богатых горожан. Как-то Коста писал одному своему знакомому: «Богов мажу. Заказ получил от одной церкви, вот и стараюсь теперь. Что поделать, кушать-то надо, попы деньги хорошо платят». С мая 1893 г. В газете «Северный Кавказ» печаталось объявление: «принимаю заказы  по церковной, портретной, декоративной живописи. К.Л.Хетагуров».

Современники отмечали большое мастерство Коста Хетагурова как художника. Е.Адельберг, собиравший сведения о Коста- художнике этого периода у ставропольских старожилов, отмечал, что «в доме редактора «Северного Кавказа» Евсеева всегда с большим интересом рассматривали работы Коста». Здесь же приводит и слова художницы Д.К.Фирсовой: «От Василия Ивановича Смирнова я узнала об очень даровитом художнике – Коста Хетагурове. Приходилось  видеть мне в доме Василия Ивановича и картины Коста. Они были написаны очень хорошо, искусно».

Возможно, что  в Ставрополе в 1898 г. Написана Коста известная карикатура на начальника Терской области ген. Каханова, опубликованная в петербургском  журнале «Стрекоза» (11). Подпись под изображением Каханова,  стоящего перед красавицей, гласит: «Кавказское признание в любви» и дальше: « Полуби мэнэ, старого дурака, полуби  мэнэ, старого ишака, ми для тэбэ весь Кавказ обворуем, всех перережем, потому мы самый большой разбойник и мошенник считаемся».

Как уже отмечалось, в этот период жизни на ряду с поэзией, журналистикой, живописью Коста  отдавался «самой разнообразной общественной деятельности».


Полный текст материала Ставропольский период в жизни и творчестве К.Л. Хетагурова смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каргинова Фатима Казбековна  f-fi
замиститель директора по воспитательной работе, МОУ СОШ п. В. ФИАГДОН Алагирского района РСО - Алания
06.07.2016 0 381 108
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0