Примеры творческих домашних заданий по русскому языку и литературе


В последнее время в методической литературе много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа, реализации основ новых педагогических технологий. Но чаще всего это рассматривается на стадии вызова, осмысления, размышления. Мне же хочется рассмотреть вопрос организации самостоятельной работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания, то есть на стадии контроля. 


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал

Обычно домашнее задание дается учителем одно и то же всему классу одновременно. Но намного интереснее демонстрировать свои знания, облекая их в самые неожиданные формы. Именно такой подход делает процесс обучения увлекательным, раскрывает возможности каждого учащегося и пробуждает его инициативу. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения очень высок, кроме того, он формирует у учеников положительную учебную мотивацию.

Ассоциативный кроссворд

Итак, начну с составления учащимися ассоциативных кроссвордов. Если учителю необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по пройденной теме (например, очерк жизни и творчества писателя), то, наряду с любым фронтальным заданием, составление ассоциативного кроссворда может быть дано индивидуально.

Ученику предлагается на ватмане или большом листе бумаги вписать в клеточки подготовленной «решетки» слова, имеющие отношение к данной теме: названия произведений писателя, фамилии и имена персонажей, круг общения писателя, ключевое слово из его цитаты, названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слова вписываются без пробелов только по горизонтальным и вертикальным линиям. Оценка этому ученику выставляется за содержательную сторону и грамотность при составлении кроссворда в свободные клетки. На следующий урок учитель вывешивает его на доске, и другой учащийся получает такое задание: зачеркнуть карандашом получившиеся слова, дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации, за что и получает свой балл.

Жизнь и творчество А. М. Горького

Нажмите для увеличения

Вопросы, оставшиеся без ответов

Следующий вид работы — это «Вопросы, оставшиеся без ответов», который я использую после проведения в классе стратегии «ЗХУ». Работа по этой таблице идет на протяжении всего урока и заканчивается уже вне класса.

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал»

каждый ученик записывает в этой колонке все, что он помнит и знает из прошлого учебного материала по теме

в данной графе записывает то, что интересует его по этой теме и, конечно, он будет искать это материал в рассказе учителя, в учебнике, а потом может обратиться к дополнительной литературе

записывает полученные знания в колонку, дома закончит работу

Ученик будет действовать более целенаправленно, объединяя знакомое и новое в единую структуру знания и выделяя в этом самое важное и существенное. Этот вид работы хорошо развивает мышление ребят, формирует навыки осознанного обучения. Учитель рисует такую же таблицу на доске. Записывает знания учеников по данной теме и их вопросы, стараясь ответить на них. Если учителю не хватило времени, чтобы ответить на все вопросы по теме в течение урока, то он может оставить их в качестве домашнего задания для сильных учащихся или выбрать учеников по желанию, которые выполнят задание в виде реферата или просто подготовят небольшое устное сообщение по определенному вопросу.

Эссе «Где я могу использовать знания по теме»

Также очень продуктивной является работа в форме устного сообщения или письменного эссе «Где и когда я смогу использовать знания по теме (название темы)». В этом случае ученик продумывает, как и где он сможет практически применить свои знания, полученные на уроке.

На занятиях я всегда стараюсь мотивировать цели изучения русского языка, ставя перед учащимися проблемные задачи. Например, при изучении темы «Имя числительное», предлагаю подумать на протяжении всего урока над вопросом: «Для чего нам нужно изучать имена числительные?» И ребята в своих эссе или устных сообщениях рассказывают о значении работы с данными словами в банковском деле, статистике, строительстве, медицине и других областях деятельности человека, проецируя решение вопроса и на область своей будущей профессии.

Раздаточный материал «Мои открытия»

Для организации самостоятельной работы учащихся по литературе на уроке или дома я готовлю специальные раздаточные листы, которые учащиеся заполняют в процессе изучения художественного произведения. В течение учебного года эти листы могут составить портфолио учащихся, которые они могут поместить в файловые папки. Такая информация в сжатом виде может им в дальнейшем пригодиться при подготовке к государственным или вступительным экзаменам. Более того, это позволяет ребенку отразить свои самые сильные впечатления, зафиксировать свои мысли и чувства в процессе работы над произведением. Такая форма работы называется «Мои открытия». Далее — пример оформления работы.

Пример оформления работы.

Дата начала чтения книги: ________

Автор: В.Г. Распутин

Название: «Прощание с Матерой»

Дата создания произведения: 1976 г.

Биография автора:

Родился в деревне Аталанке на берегу реки Ангары в 1937 г. Родители — крестьяне, выходцы с русского Севера (Мурманска и Архангельска).Отец — герой войны, работал начальником почты. Здесь Валентин Распутин закончил 4 класса, в 1957 г. — Усть-Удинскую среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Начинает печататься в местной газете, а в 1961 г. выходит в альманахе «Ангара» его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки». Хотел стать учителем. Работал на телевидении редактором литературно-драматических программ, затем переехал в Красноярск и снова стал работать в газете. В 1967 г. выходит его первая книга рассказов и повесть «Деньги для Марии».

Краткое содержание:

Для строительства гидроэлектростанции чиновники решили затопить деревню Матеру, которой 300 лет. Она находится на острове и тянется на 5 с лишним верст. Людей решили переселить на правый берег Ангары. Но население деревни противится этому. Оставшиеся старухи и старик Богодул, понимая, что это земля их предков, не могут решиться оставить кладбище, дома, где прошла жизнь нескольких поколений. Клавка Стригунова и Петруха сожгли свои дома без сожаления, за что их осуждают другие жители. В свою очередь, против старух ополчились и «пришлые рабочие», которые хотят сжечь все дома, уничтожить погост. Это им удается. В финале старухи, помыв свои дома, побелив и украсив цветами, в последний раз объединившись друг с другом и с маленьким Колюней, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Понравилась ли эта книга:

Очень, потому что заставляет нас размышлять о духовных проблемах современности: кто мы на этой земле? Что для нас эта земля — мать или мачеха? Земля, взрастившая нас, или же только территория? Книга потрясает искренностью, неравнодушным отношением к людям, к жизни.

Чему учит эта книга:

Писатель предупреждает нас, что бездуховность начинается там, где существует философия беспутья, где человек перестает ценить то, что сделано другими, где один другому — волк. Он предупреждает нас, учит противостоять таким явлениям хотя бы в сознании, быть Человеком.

Герои:

  • Старухи: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима, Аксинья.
  • Богодул, Павел (сын Дарьи), Колюня, Андрей.
  • Никита Зотов (Петруха), Воронцов, Жук, Клавка Стригунова.
  • «Хозяин острова», «Царский листвень».

Характеристика героев:

Дарья Васильевна Пинигина — русская крестьянка, живущая в соответствии с народной моралью. За плечами у нее долгая трудовая, как и у других старух, жизнь, прожитая по совести, в дружбе и взаимопомощи с людьми. Размышления о продолжении рода у Дарьи перемешиваются с тревогой о необходимости сохранения памяти. Ощущая за собой строй поколений предков, она не может смириться с тем, что порвется цепь времен, и просит сына перенести могилы на новое место. Перед сжиганием Дарья моет свою избу, потом белит стены и украшает пихтой и цветами, совершая над домом акт «прощания с покойником». Для нее неприемлемо, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно рубил сук, на котором сидит.

Другие старухи — ведут общую жизнь миром, их девиз: «Греть и греться», т.е. дарить душевное тепло друг другу. Жилье и вещи для них — это одушевленная предками часть их жизни. Род — это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.

Никита Зотов — 40-летний сын Екатерины, болтун и пьяница. Его принцип — «лишь бы прожить сегодняшний день». Народным мнением он лишен своего имени и превращен в Петруху, который, заблудившись в тумане вместе с Воронцовым и Павлом, будет, как маленький, звать свою мать глухо и безнадежно. Накричавшись, заснет и уже ничто не сможет разбудить его (эпизод, символизирующий его душевное равнодушие, глухоту, смерть).

Андрей — внук тетки Дарьи, работающий на строительстве ГЭС. Его манит суета большой стройки. Отрицает извечные ценности, споря до хрипоты с отцом и бабушкой. Он уже не чувствует себя ответственным за связь поколений, род, землю, предков: он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней.

Отрывки или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Когда пришлые работяги трижды хотели сжечь лиственницу — старое дерево, которым, по поверью, Матера крепилась к земле, являясь символом стойкости природного корня жизни, величия природы. Они и топором ее рубили, но ничего не сумели сделать.

Значение каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги:

…наберет в сидор ниток, иголок…(Сидор — мешок).

…бренчало на шее… ботало (Ботало — деревянный звонок или вид глухого колокольчика, который привязывается к шее скота, чтобы его можно было найти в лесу).

Ты сказывал, там подполье… (Подполье — погреб).

Ухваты, сковородник, квашня, мутовки… (Квашня — кадка, в которой квасят тесто, ставят хлеб; мутовка — палочка с крестом, кружком, рожками для мешания и замешивания жидкости).

…достали литовки… (Литовка — большая русская коса)

Иллюстрация:

Дата окончания чтения книги: ________

 Какие книги этого автора ты хотел бы прочитать:

«Что передать вороне?», «Век живи — век люби», «Нежданно-негаданно», «Видение».

Параллельные миры

Нередко я использую частично-поисковый метод при выполнении учащимися домашнего задания. Этот вид работы называется «Параллельные миры». Он рассчитан на то, чтобы ученик определил внутри- и межпредметные связи при изучении определенной темы.

Например, при анализе поэмы «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова учащийся сравнивает литературные образы поэмы с иллюстрациями И.Я. Билибина к этому произведению: в чем совпадает изображение поэтом и живописцем главных героев, а в чем проявляется различное отношение к ним. Ученик отмечает, что 8 работ художника к произведению М.Ю. Лермонтова выполнены в графической манере черной тушью: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Вышел я на страшный бой, на последний бой!», «Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка…», «Прощание с братьями» и др. Иллюстрации И.Я. Билибина отличаются чутким отношением к лермонтовскому слову, стремлением запечатлеть на картинах самое характерное для каждого из героев.

Очень внимателен живописец в передаче обстановки и одежды действующих лиц. Обладая острым чувством линии, он внимателен к многочисленным деталям и подробностям костюмов и характерным особенностям быта XVI в. Поэтому иллюстрации являются даже некоторым дополнением к тексту: «парчовый кафтан», «соболиная шапка» опричника; «узорный платок», «фата бухарская» Алены Дмитриевны. На рисунках изображены и придорожная икона, и тесовые ворота, и церкви за Москвой-рекой. В фигуре Кирибеевича нельзя не заметить сильного порыва, отчаянной решимости, страсти, а в фигуре Алены Дмитриевны — испуга. В «статном молодце» Калашникове художник удачно подчеркивает его намерение постоять за свое достоинство, за «имя честное», за «святую правду-матушку».

Спокойствию, уверенности в своей правоте Калашникова противопоставлена нерешительность, смятение любимого царского опричника, «натуры сильной, могучей» по словам В.Г. Белинского), но все же уступившей мужественной решительности молодого купца в сцене боя. Буквальный перевод поэтических строк на язык графики невозможен, и Билибин талантливо использует возможности, присущие изобразительному искусству: он заставляет Кирибеевича сделать шаг назад, выдать взволнованность жестом левой руки. А в иллюстрации гибели опричника вместо него нарисован упавший ствол дерева, что говорит о разном отношении к герою живописца и поэта. У М.Ю. Лермонтова:

…Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах сердце замерло…

И нам по-человечески жалко опричника, хотя мы и осуждаем его за самоуверенность, недостойное поведение по отношению к жене другого человека, эгоистическое желание делать все, как хочется, попирая честь и достоинство других людей. У художника Кирибеевич — это человек, являющийся символом власти, жестокой и безрассудной, маленьким винтиком в механизме государства, которым правит тиран Иван Грозный, для которого убийство — зрелище.

Поэтому Кирибеевич — один из многих, слуга государя, выразитель его воли. Он такой, каких много, как деревьев в лесу. И жалости в позиции художника мы не чувствуем. Но вообще можно сделать вывод, что иллюстрации И.Я. Билибина служат зримым историческим комментарием к поэме М.Ю. Лермонтова.

Графический органайзер

Очень интересен «Графический органайзер», суть которого заключается в том, что ученик при повторении и закреплении темы имеет возможность сравнить черты новых и менее известных аспектов с теми, которые являются более знакомыми:

 

Части речи

Изменяются

склонение

именные части речи

простые

сложные

Род число падеж

1. имя существительное

- + +

+

+

--

+

2. имя прилагательное

+ + +

+

+

--

+

3. имя числительное

некоторые - +

+

+

+

+

Статические данные

Можно дать в качестве домашнего задания и такую работу как «Статистические данные». Это исследование текста художественного произведения, в процессе которого путем количественного подсчета слов определенных частей речи делаются выводы об особенностях творчества того или иного поэта или писателя. Например, во время знакомства с творчеством А.А. Фета, учитель предлагает прочитать стихотворение «Шепот, робкое дыханье» и посчитать, сколько в нем слов различных частей речи:

  • существительных — 23
  • прилагательных — 7
  • союзов — 3
  • предлогов — 1
  • глаголов — 0 (?!)

Учащиеся делают вывод, что данное произведение, по сути дела, является безглагольным. Это и является характерной чертой многих стихотворений Фета. В данном случае отсутствие глаголов придает стихотворению легкость, воздушность, быструю смену образов, открывает простор для воображения и «додумывания»: каждое слово «обрастает» множеством разнонаправленных ассоциаций, помогающих интерпретировать текст, но при этом не теряется активная энергетика и ритмическая действенность стиха, в котором присутствует и развитие действия, и кульминация. Так как другие части речи «берут» на себя функции глагола и справляются с этим блестяще, то остается ощущение яркого динамизма и эмоциональной напряженности всего строя этой лирической миниатюры. Это говорит о бесспорном таланте замечательного русского поэта XIX в.

Перфокарта

Очень удобным видом работы при опросе или закреплении новой темы является перфокарта. По одному и тому же листу могут ответить несколько учащихся. На дом можно дать отдельным ученикам в качестве индивидуального задания сразу несколько перфокарт по любой теме.

 Окончания глаголов I и II спряжения

Вставь нужную гласную:

 Ответы

1) Всюду люди труд..тся.

Я

 

 

 

 

 

2) Одни паш..т землю.

У

 

 

 

 

 

3) Другие се..т рожь.

Ю

 

 

 

 

 

4) Чертежники черт..т.

Я

 

 

 

 

 

5) Рабочие стро..т дома.

Я

 

 

 

 

 

6) Маляры крас..т стены.

Я

 

 

 

 

 

7) рыбаки тащ..т сети.

А

 

 

 

 

 

8) Они лов..т рыбу.

Я

 

 

 

 

 

9) Повара вар..т обед.

Я

 

 

 

 

 

10) Они всех корм..т.

Я

 

 

 

 

 

11) Барабанщики барабан..т.

Я

 

 

 

 

 

12) Кто показыва..т фокусы?

Е

 

 

 

 

 

13) Зрители хохоч..т.

У

 

 

 

 

 

14) Врачи леч..т больных.

А

 

 

 

 

 

15) Корабли уход..т в море.

Я

 

 

 

 

 

16) Писатели пиш..т книги.

У

 

 

 

 

 

17) Все вер..т в свою работу.

Я

 

 

 

 

 

18) Дети держ..тся руки.

А

 

 

 

 

 

19) Они бор..тся за мир.

Ю

 

 

 

 

 

20) Все ненавид..т войну.

Я

 

 

 

 

 

 

 Ф.И. учащихся и балл:

5

 

 

 

 

 

 Количество ошибок

0

 

 

 

 

 

Рисунки

Рисунки также могут быть использованы в качестве индивидуальной домашней работы для развития наблюдательности, воображения. Они помогают лучше усвоить тему, развивают зрительную память. Необходимо создавать такие рисунки, которые не надо объяснять. Они в серьезной или шутливой форме должны раскрывать основное содержание какого-нибудь правила, понятия или языкового явления. Этому служит выполнение таких заданий как:

1. «Эмблема темы». На этапе обобщения и систематизации знаний при изучении определенного параграфа, раздела или тематического блока ученикам предлагается придумать эмблему, которая будет содержать какую -либо важную информацию. Например, важным моментом при изучении темы «Местоимение» является понимание того, что в речи местоимение способно заменять другие части речи. И оно отвечает на такие вопросы, изменяется так, как те части речи, которые местоимение заменяет. Другими словами, если проводить аналогию со спортом, местоимение является в языке запасным игроком. Из этого и вытекают основные признаки местоимения.

Чтобы создать эмблему темы, учащимся необходимо выделить главную информацию по теме, уметь рассуждать и выразить свое понимание содержания учебного материала в яркой и запоминающейся форме. Вот какие эмблемы создали ученики по данной теме.

2. На заключительном, итоговом уроке по теме учащиеся могут создать «Рекламу темы». Этот вид работы преследует те же цели, но здесь необходимо поместить больший объем информации. Учащиеся могут использовать на уроке и компьютер, создавая слайды или анимационную рекламу, или просто создать рисунок на бумаге. Это может выглядеть так:

 

3. Кроме того, учащиеся могут, например, при изучении темы «Числительное», составить рисунки из чисел, что будет стимулировать изучение довольно сложной темы для шестиклассников, разнообразит учебный процесс:

Синквейны

Можно в качестве домашнего задания предложить учащимся и составление синквейнов двух видов — простого и сложного (даймонда). Синквейн — это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации, изложения учебного материала в кратких выражениях, вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Выполняя данное задание, ученик формирует у себя способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные чувства и представления в нескольких словах.

 1. Синквейн

Местоимение

самостоятельная изменяемая (часть речи)

указывает не называет заменяет

Является всеми членами предложения.

«Запасной игрок»

 2. Даймонд:

Сущ. Ленский

прил. прил. доверчивый мечтательный

глаг. глаг. глаг. сочиняет любит дружит

2 сущ. (синонимы 1-го сущ.) помещик поэт

Фраза «Существо, доступное всему прекрасному». глаг. глаг. глаг. страдает вызывает (на дуэль) погибает

прил. прил. разочарованный благородный

Сущ. (антоним) Онегин

Денотатный граф

И одним из трудных, но не менее интересных заданий является создание денотатного графа. Учащиеся выбирают основные этапы жизни и творчества поэта или писателя и оформляют данные в следующем виде:

Существует еще множество интересных и разнообразных форм самостоятельной работы учащихся, которая может выполняться индивидуально. Некоторые виды работ, их содержание и специфика реализации в качестве домашнего задания были рассмотрены мною в данной книге.

Какие бы формы организации самостоятельной работы не выбрал учитель, он должен выбирать посильные задания, соответствующие возрасту, подготовке учеников, их желаниям и возможностям и всегда поощрять их за стремление к творчеству и инициативе.

Любая информация является отправным, а не конечным пунктом мышления учеников. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В свою очередь, чтобы родилась мысль, надо переработать гору сырья: теорий, текстов, идей, фактов, концепций. Поэтому благодаря именно развитию критического мышления и творчества самих учащихся традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Об авторе: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете, г. Бухара, Узбекистан.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 Lara3172 • 14:48, 03.03.2016
Некоторые виды работ мне уже были знакомы, а некоторые, новые для меня, понравились. Спасибо, буду использовать!
avatar
4 klishe • 15:33, 03.03.2016
Рада, что Вы заинтересовались приёмами работы. Удач Вам и дерзания!
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
1 (иРиШа) • 10:39, 28.02.2016
Спасибо. Будет интересно некоторые приёмы использовать на уроке. Здоровья, успехов Вам.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 klishe • 06:45, 02.03.2016
Благодарю Вас за оценку моей работы, для меня как для учителя ваши слова имеют огромное значение.