Конспект урока русского языка «Комплексный анализ текста»; 9 класс


Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

«Комплексный анализ текста»

Автор:

 

Везе Наталья Петровна

учитель русского языка и литературы

 

Цель: формирование умения комплексного анализа текста

Задачи:

  • на основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи;

  • развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление;

  • воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Цели, задачи урока.

  2. Обсуждение эпиграфа.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!

Более 65 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века… Давно заросли травою и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.

  1. Знакомство с текстом для анализа:

Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. (Учитель читает текст)

(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.

 

(4) Родина – мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт– Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов-парка.

(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

Л.Успенский.

  • Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. Ответы сдайте на проверку консультанту (он сверяет ответы с ключом, данным учителем).

  1. Тестовые задания.

А.1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

  1. 1

  2. 3

  3. 9

  4. 8

А.2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

  1. Памятники посвящаются только героям Победы.

  2. Памятников много по всему миру.

  3. Памятники напоминают о прошлом.

  4. Памятники павшим ведут между собой перекличку славы, скорби и горести.

А.3. Определите стиль и тип речи текста.

  1. Научный, описание.

  2. Публицистический, рассуждение.

  3. Публицистический, повествование.

  4. Художественный, повествование.

А.4. Укажите средства связи предложений № 1 и № 2.

  1. Синоним.

  2. Повтор.

  3. Однокоренные слова.

  4. Местоимение.

А.5. Какие средства выразительности не используются в тексте?

  1. Олицетворение.

  2. Метафора.

  3. Эпитет.

  4. Гипербола.

А.6. Каково значение слова герой, употребленного в тексте?

  1. Главное действующее лицо литературного произведения.

  2. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

  3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

  4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

А.7. Укажите предложение, в котором не использованы эпитеты?

  1. 2

  2. 3

  3. 5

  4. 9

  • Пока наш консультант работает, давайте выразительно прочтем текст и выполним следующие задания:

Подберите заголовок к данному тексту.

Сформулируйте тему текста.

Определите позицию автора.

Согласны ли вы с его точкой зрения?

А теперь дадим слово консультанту. Каковы результаты выполнения теста?

  1. Анализ текста.

  • Организация работы в группах:

1-я группа: Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, укажите структуру речи, выделите основные микротемы.

(Микротемы: а) перекличка памятников Победы в разных концах мира; б) Пискаревское братское кладбище в Санкт-Петербурге; в) памятник на Мамаевом кургане; г) бронзовый воин в Берлине; д) памятники напоминают о прошлом.

2-я группа: Охарактеризуйте художественные средства выразительности и лексические особенности (книжная и нейтральная лексика; архаизмы, славянизмы, неологизмы и т.п., контекстуальные синонимы и антонимы).

  • Выступления учащихся с результатами самостоятельной работы.

  • Обобщающее слово учителя:

Действительно, памятники жертвам войны и героям Победы есть в любом населенном пункте, в любом местечке, где проживают люди, помнящие и уважающие людей, победивших фашизм и принесших мир нашей стране.

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока, вспомним эпиграф к уроку и текст Л.Успенского. Подумайте, какое ключевое слово объединяет эпиграф и текст, какое слово красной нитью прошло через наш сегодняшний урок?

 

Это слово память. Память о людях, которые отвоевали мир для своих потомков, о героях, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Этих людей среди нас с каждым годом становится все меньше и меньше, редеют ряды ветеранов. Поэтому мы должны оказывать им посильную помощь, проявлять заботу о них. Не надо забывать и об ушедших из жизни. Будьте благодарными потомками своих героических предков.

 

  1. Домашнее задание.

Сочинение в жанре эссе на тему: “Близкое эхо далекой войны”, “Память о военном лихолетье”

 

Приложение. Контрольный лист.

Контрольный лист

п/п

Ф.И.
учащегося

Тест
по тексту

Анализ текста
в группе

Участие
в диспуте

Количество
баллов

Оценка
за урок

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

Примечание: на каждом этапе консультант фиксирует количество верных ответов и активность учащегося на уроке, затем выставляет итоговую оценку.


 

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка «Комплексный анализ текста»; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Везе Наталья Петровна  nveze
24.10.2018 0 759 30

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0