Урок географии по теме "Западная Сибирь" в 8 классе


ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

План изучения

  1. ГП. Рельеф

  2. Климат, внутренние воды

  3. Природные зоны

  4. Природные ресурсы

ТЕМА 1.

Цели:

  1. Особенности ГП (природные рубежи, площадь, особенности равнины);

  2. Формирование рельефа: тектоническое строение, внешние факторы (оледенение);

  3. Обозначение на контурной карте объектов номенклатуры карты


  1. Природные рубежи:

- Какими природными рубежами ограничена?

- Третья по величине в мире после Русской равнины. Ее площадь -2 745 000 кв.км. На ее территории могли бы поместиться: Великобритания, Франция, Испания, Австрия, Италия, Финляндия, Швеция, Норвегия.

II. АНАЛИЗ карты:

- Что можете сказать о типе равнины: плоская или холмистая?

- Что еще можно узнать об ее внешнем виде? (Заболоченная)

- Максимальная высота равнины?

- В чем причина такой плоскости равнины? Откройте тектоническую карту. Что лежит в основании? (Плита) Какого возраста? (Палеозойского)

- После палеозоя это была территория морского бассейна в течение длительного времени. Весь мезозойский период. Это сколько лет? Осадочный чехол перекрыл все неровности фундамента.

- Но даже в кайнозое территория не поднималась, а прогибалась. Повлиял и ледник, но он не пошел дальше 60º с.ш.

- Рисунок 72 в учебнике. Какова мощность этих морских наносов? (Более 2000 м)

- Как вы думаете, что в прошлом представляли собой Сибирские Увалы? (Это край ледника)

- Какой общий уклон поверхности? (К северу)

- Что наблюдаете в рельефе на юге Западно-Сибирской равнины? (?)

- Это область какой складчатости?

- Какие полезные ископаемые характерны для палеозоя? Мезозоя? А что в вы видите на карте?

- О происхождении нефтегазоносносных месторождений мы поговорим на другом уроке, а сейчас нанесем природные объекты, которые вы должны знать и уметь показывать на карте.

    1. Практическая работа в контурных картах.

    2. Обобщение пройденного

- Выберите прилагательные, которые характеризуют Западно-Сибирскую равнину:

«Европейская, азиатская, холмистая, плоская, древняя, молодая, мощный, тонкий, речные, ледниковые, нефтяные, железорудные, осадочные, магматические»


ТЕМА 2. Климат и внутренние воды.

Цели:

  1. Характеристика климата;

  2. Причины суровости климата;

  3. Обилие внутренних вод, наличие болот и артезианских бассейнов;

  4. Обозначение на контурной карте рек

  1. Повторение пройденного на уроке:

- Особенность ГП Западно-Сибирской равнины по сравнению с Русской?

- Как они различаются по внешнему виду? Докажите примерами высот и форм рельефа.

- Что общего в истории образования равнин? (Это древние структуры, устойчивые участки земной коры)

- Какое различие есть в тектоническом строении? (Нет щитов)

- Какое влияние оказало оледенение на Западно-Сибирскую равнину? ( В меньшей степени, далеко не пошел)

- Что было на территории равнины во время мезозойского периода?

- Что происходило с равниной во время кайнозоя? (Опускалась)


  1. Характеристика климата.

- Климатические пояса и области. Вывод: разнообразный климат

- Изменение температур с севера на юг, изменение количества осадков. Вывод: суровый климат.

III. Причины суровости климата:

- ГП: умеренные широты немного солнечной радиации;

- Влияние океана: удалена от Атлантики и Тихого океана ;

- Рельеф: равнинность территории позволяет ВМ из Карского моря проникать на юг, а из Азии на север континентальный климат + горы по периферии отгородили от влияния других воздушных масс.

IV. Особенности:

- Когда возможны циклоны? УЧЕБНИК.

V. Внутренние воды.

А. Реки

- Перечислите реки. Почему так много? (Невысокая испаряемость)

- К бассейну какого океана относятся реки Западной Сибири? Какая самая крупная река? Дадим ей характеристику, которая будет отражать особенности рек всей Западной Сибири.

1. ИСТОК: слияние ре Бия и Катунь, Алтай

2. Куда впадает: Обская губа, Карское море, СЛО

3. Направление течения: с юга на север

4. Притоки: Иртыш, Васюган, Кеть, Вах, Чулым, Сосьва

5. Характер течения: равнинный.

-Доказательство: найдем уклон реки

А) У города Бийска указана высота164, впадает в Обскую губу, значит 0 м. Падение реки 164- 0=164 м

Б) уклон реки (падение в см на длину в км): 16400: 3650 км = 4,5 см/км

- Если взять падение от истока Иртыша, то 18500: 5410=3 см/км

6. Питание: преимущественно снеговое

7. Режим: весенне-летнее половодье: осенний паводок из-за уменьшения испарения.

8. Хозяйственное использование: судоходна, рыболовство. 50 видов ценных рыб, половина имеет промысловое значение (осетр, стерлядь, сиг, пелядь, судак, щука, налим, лещ, карась, окунь)

Б. Болота, артезианские бассейны, многолетняя мерзлота

- Причины заболоченности? (Избыточное увлажнение, плоский рельеф, многолетняя мерзлота, торф удерживает влагу)

- Много озер

В. Практическая работа в контурных картах (обозначить крупные реки)

VI. Итоги урока:

«Реки –это отражение климата». Как это утверждение проявилось на Западно-Сибирской равнине? Как еще климат повлиял на внутренние воды природного района? А рельеф?


ТЕМА 3.

Цель: широтная зональность Западно-Сибирской равнины по сравнению с Русской равниной; особенности (урманы, гривы, колки)

    1. Проверочная работа по номенклатуре карты (Приложение. №1).

    2. Объявление темы и целей урока

    3. Анализ карты:

- Какой природной зоны нет? Почему?

- Какая занимает наибольшую площадь? (Тайга)

- По карте растительности проследите состав древесных пород? §18, рисунок 47. (На Русской нет пихты и кедра) Почему?

- Определите особенность каждой природной зоны на

Западно-Сибирской равнине, используя текст учебника §

Тундра: суровость климата.

Лесотундра: улучшение термического режима.

Таежная лесоболотная: заболоченные участки на плоских участках – урманы.

Тайга: мало певчих птиц.

Лиственные леса: небольшая площадь (осина, береза).

Лесостепь: много озер, живописные пейзажи создают колки, возвышенные участки – гривы. Много солончаков и солонцов.


4. Домашнее задание: учить географические объекты

ТЕМА 4.

Цели:

  1. природные ресурсы Западно-Сибирской равнины;

  2. месторождения нефти и газа;

  3. трудности освоения равнины;

  4. особенности занятий коренных жителей.


    1. Проверочная работа (тесты по природным объектам)

    2. Объявление темы и целей урока.

    3. Повторение знаний о видах природных ресурсов.

- Полезные ископаемые – минеральные ресурсы

- Реки, озера, артезианские источники – водные

- Древесина, пушнина – биологические

- Хороший климат, плодородные почвы – агроклиматические

    1. Изучение нового материала.

  1. Общая характеристика природных ресурсов (анализ карт Атласа)

- Рассмотрите физическую карту. Какого полезного ископаемого много? (Нефти и газа)

- На юге, в предгорьях Алтая? (Уголь, железная руда, соль)

- О каком природном ресурсе еще может рассказать физическая карта? Чего много? (Рек) Значит, чем богата Западно-Сибирская равнина? (Водными ресурсами)

- Равнина сильно заболочена, о чем это может нам рассказать? (Есть торф).

- Но он не годится для разработок, потому что это низинные болота, здесь торф пропитан влагой.

- Больше нам физическая карта ничего не рассказала, но могут рассказать гербы городов. Записывайте в столбик, какие богатства есть еще в Западной Сибири.

- Лес, рыба, пушнина, пшеница. Значит, Западная Сибирь богата еще и какими ресурсами? (Биологическими)

УТОЧНЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ УЧИТИЛЕМ

  1. Агроклиматические ресурсы.

- Тематические карты помогут нам больше узнать о природных ресурсах района. Откройте «Агроклиматические ресурсы». Дайте оценку северной (Салехард), центральной (Нижневартовск) и южной части (Омск), занося данные в таблицу


Населенный пункт

Что можно культивировать

Оценка

(-), (+)

Салехард

Малотребовательные овощи

(-)

Нижневартовск

Ранние культуры

(-)

Омск

Пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник

(+)


- Прокомментировать и исправить ошибки, дополнить, пояснить наличие черноземов, кратко об истории освоения степной зоны Западной Сибири.

3. Водные ресурсы.

- Мы с вами отметили обилие рек. Но этого совсем мало при характеристике водных ресурсов. В Западной Сибири огромное количество артезианской воды. Есть и горячие источники. Артезианский бассейн, который скрывает Западная Сибирь, самый большой в мире. Для сравнения: второй по величине в Австралии.

4. Нефтяные и газовые месторождения

- Конечно, главное богатство Запанной Сибири – это нефть и газ. Она очень хорошего качества. Ее запасы огромны. По количеству газа столько, сколько вся Саудовская Аравия. А у нас ведь есть и другие месторождения.

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ месторождений.

-  Ресурсная база бассейна размещалась в невиданных по своей тяжести географических условиях. Дело даже не только в суровом и нездоровом климате. На территории развития бассейна (причем нередко в самых «интересных» местах) до 70% территорий занимали практически непроходимые болота. На огромной территории Западной Сибири вечная мерзлота не давала поверхностным водам нормально инфильтрироваться в природные резервуары, что приводило к высокой заболоченности территорий. Работать геологам можно было только в зимний период, когда значительная часть болот (но не все) промерзали и выдерживали тяжелую технику. Буровикам и геофизикам приходилось трудиться при тридцатиградусных морозах (а ведь иной раз столбик термометра опускался до 50°C градусов), при сильных шквалистых северных ветрах. И все это в диких, необжитых местах, при полном отсутствии регулярных коммуникаций и средств сообщения. Коллективы геологов жили и трудились в тяжелых бытовых условиях. Отсутствовало сколько-нибудь приличное жилье (долгое время жили в балках), плохо было с продуктами питания, с тем, что называется соцкультбытом. В общем, как справедливо отмечала местная газета, Тюменская область была отнюдь не райским местечком.


- Самое крупное газовое месторождение: Новый Уренгой, Медвежье, Ямбургское

- Нефтяные месторождения: Сургут, Мамонтовское, Нижневартовск.

Вам их надо будет обозначить на контурной карте.

    1. Обобщение пройденного.

Итак, вернемся к началу нашего урока. Его тема звучала «Природные ресурсы». Перечислите их. Значение этих ресурсов менялось вместе с освоением Сибири. Проследите это, сравнив гербы городов разных исторических периодов.

    1. Домашнее задание.

- Самостоятельно: традиционные промыслы коренного населения + отметить крупные месторождения нефти и газа.

КРОССВОРД «ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ»





  1. Стихийное бедствие на юге Западной Сибири летом.

  2. Линейно вытянутые возвышенности среди болот Западной Сибири.

  3. Пушное богатство Западной Сибири.

  4. Крупная река в Западной Сибири.

  5. Он «покорил» Сибирь.

  6. Главное полезной ископаемое Западной Сибири.

Слайд 1
Автор: Кангизер Виктория Ремуальдовна, ГОУ СОШ № 26 Невского района, г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
1. 2. 3. 4. Определить наличие природных ресурсов Западно-Сибирской равнины Дать им хозяйственную оценку Узнать об особенностях освоения природных ресурсов Практическая работа в контурных картах по обозначению месторождений полезных ископаемых
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Населенный пункт Салехард 66ºс.ш., 65º в.д. Нижневартовск 62ºс.ш., 76º в.д. Омск 55º с.ш.,73º.в.д. Что Оценк выращивают а (-); (+)
Слайд 6
Нижневартовск Салехард
Слайд 7
Ханты-Мансийск Сургут
Слайд 8
Тюмень
Слайд 9
Новосибирск
Слайд 10
Омская область
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Тобольск
Слайд 14
1 1 Стихийное бедствие на юге Западной Сибири летом З А С У Х А ОТВЕ
Слайд 15
2 Линейно вытянутые возвышенности среди болот Западной Сибири З А С У Х А 2 Г Р И В Ы ОТВЕ
Слайд 16
3 Пушное богатство Западной Сибири З А С У Х А Г Р И В 3 Ы С О Б О Л Ь ОТВЕ
Слайд 17
4 Крупная река в Западной Сибири З А С У Х А Г Р И В Ы С О Б О Л Ь 4 И Р Т Ы Ш ОТВЕ
Слайд 18
Он «покорил» Сибирь 5 З А С У Х А Г Р И В Ы С О Б О Л Ь И Р Т Ы Ш 5 Е Р М А К ОТВЕ
Слайд 19
Главное полезное ископаемое Западной Сибири 6 З А С У Х А Г Р И В Ы С О Б О Л Ь И Р Т Ы Ш Е 6 Н Е Ф Т Р М А К Ь ОТВЕ
Слайд 20
1.Коренное население Западной Сибири: народы, традиционные промыслы, занятия, праздники. 2. Отметить в контурных картах месторождения нефти и газа 3. Объекты Дальнего Востока(Камчатка, Курильские острова, остров Сахалин) для туристического агентства «Виктория»
Слайд 21
Использованные источники: 1. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии: природа России: 8 класс. – М. : «ВАКО», 2005, 352 с. – (В помощь школьному учителю).- ISBN 5-94665-168-4 2. Западно-Сибирская равнина [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.geonature.ru/rusgeo /2_1.html , свободный 3. Тюменский Север. История освоения [Электронный ресурс] // Путь в Сибирь. Режим доступа: URL: http://goo.gl/dOSI7, свободный. 4. http://goo.gl/avUUI 5. http://goo.gl/nPVWS 6. http://goo.gl/ic4um 7. http://goo.gl/MqeMc 8. http://goo.gl/xQLVo 9. http://goo.gl/EHqUQ 10. http://goo.gl/alF71 11. http://goo.gl/sdAzP

Полный текст материала Урок географии по теме "Западная Сибирь" в 8 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кангизер Виктория Ремуальовна  Кангизеруша
17.08.2011 0 15127 2394

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК