Урок-открытие "Есть ли у Земли край?"; 6-7классов




урок-открытие «Есть ли у Земли край»







провела: учитель географии Морозова Е.В.





Алатырь 2006

Цель урока: познакомить учащихся с формированием представления

устройства мира разными народами. Опираясь на исторические факты

доказать, что Земля это шар. Подвести к пониманию «малая Родина».

Учить доброте и любви к своей Земле.







Наглядность: Глобус.


На доске:

1 рисунки устройства мира разных народов.


2 рисунок Земли.


3 Кроссворд.













Учитель: Было это давно… Как-то летом, в очень жаркий день, когда

солнце прошло ровно половину своего пути по выгоревшему от зноя

небу, увидело ясно солнышко, как повстречались на пыльной дороге два

путника. Измученные долгой дорогой и испепеленные полуденным солнцем, они были рады встрече и нечаянному отдыху.

И вот, спрятавшись от вездесущего солнца в тени придорожного куста, повели путники,-один-старый, мудрый, другой- молодой, беседу о том, о сем: о погоде, о новостях, о чудесах…

И тут повернула их беседа на дорогу: если все идти и идти по дороге каждому в свою сторону, то куда придешь в конце концов? Да и вообще, есть ли у Земли край?



Сценка (разыгрывают ученики)


Старик: -Да знаешь ли ты, что у этой дороги ни в ту, ни в другую сторону нет конца! – Если идти много дней и ночей подряд в ту сторону, где солнце прячется на ночь, то войдешь с той стороны, где солнце утром встает. Потому что Земля круглая и конца-края у нее нет.


Юноша: - Слышал я, что Земля плоская, как блин, и со всех сторон ее обступают высокие горы. - а вон там, там и там, только нам не видно, потому что далеко, - лежит на четырех столбах огромная хрустальная чаша – небо


Старик: Как же ты веришь в такую чепуху ? – Ну, какая там чаша? вот меня один странник уверял, будто плаваем мы по бескрайнему морю на громадном тростниковом плоту, обмазанном глиной. Надо же было такое придумать!




Юноша: - Это уж действительно сказки! Какой еще плот?! Кто бы смог его построить… - Но небо все же твердое!




Старик: - Ах ты невежа! – Не хочу тебя обидеть, но говоришь ты чепуху! Видел ли ты небо ночью? Если небо твердое и держится на столбах, то почему же оно тогда поворачивается ночью? Если наблюдать за ночным небом, то заметишь, что все звезды движутся по кругу.



Юноша ( сомневаясь ) : - я попробую лучше нарисовать.



Учитель: - Юноша торопливо сломил веточку, оборвал с нее жесткие листья и начертил прутиком в придорожной пыли блюдце – Землю, горы, четыре столба, а сверху опрокинутую на них чашу – небо.



Юноша: - Только по такому небосводу могут ходить Солнце, Луна и Звезды. – Да и кто знает, может быть, наши небесные светила – это огнедышащие звери, которые стерегут наш мир днем и ночью поочередно.



Старик: - Ну, тогда объясни, куда же прячутся твои чудо-звери? Уж не тонут ли они в бескрайнем море. Поверь мне, если и ходят Солнце и Луна дозором поочередно вокруг Земли, то видят, что твориться и на другой ее стороне. Земля – шар, так говорят ученые люди, и я им верю.




Учитель: Разные народы Земли по – разному представляли себе устройство мира.



Ученик: Индейцы Северной Америки были уверены, что мироздание подобно этой статуэтке; Земля -. это кит плывущий среди нескончаемых вод, фигурки мужчины и женщины олицетворяют человечество; а небо – парящий могучий орел. ( ученик демонстрирует рисунок ).




Ученик: Византийский ученый Козьма Индиклопов утверждал, что мироздание подобно сундуку. Вслед за ним стали так же представлять себе землю и небо в Древней Руси.




Ученик: Древнегреческие жрецы утверждали, что небо это сверкающая звездами богиня Нут, склонилась над богом Шу – своим отцом, который ее поддерживает. Шу – бог света и воздуха.



Учитель: А в Древнем Китае считали, что Земля – это лепешка с обрезанными краями.


И все – таки нашелся в том очень отдаленном времени, человек приблизившийся к истине. Именно он сделал предположение, что Земля имеет форму шара. Узнать имя этого ученого мы сможем отгадав кроссворд




Вопросы к кроссворду:



1. Один из старинных городов Чувашии, возникший в середине 16 века. Основанный 1552 году Иваном Грозным.


2. Количество влаги, переходящее в газообразное состояние с поверхности Земли. Как называется этот процесс?



3. Легкий, местный ветерок, образующийся с побережья крупных водоемов и меняющий свое направление два раза в течение суток.



4. Маленький ручеек, с которого начинается река.



5. Самое крупное морское млекопитающее.



6. Символ и любовь России, мать русских рек « Красавица народная, как море полноводная», воспетая в сотнях песен. О какой реке идет речь?



7. Полосатое животное из семейства кошачьих.


8. Столица Чувашской Республики.

9. Самая маленькая птичка в мире.


10. Светлая часть суток.




Учитель: Аристотель сделал предположение, что Земля имеет форму шара. А вот доказать это на практике смог Фернан Магелан – совершивший кругосветное путешествие.



Ученик: (рассказывает о путешествии Магелана)

(источник Большая серия знаний. Новая и Новейшая история/сост.А.М. Цирульников.-М.: «Мир книги».Изд-во Современная педагогика»,2005.

Поиск прохода вокруг Америки в Южное море стало делом жизни опытного португальца моряка Фернана Магелана поступившего на службу к королю Испании. Его корабли пересекли Атлантику и начали спускаться вдоль американского берега к югу в поисках прохода. В ноябре 1520 года суда вышли в Тихий океан. На Филиппинских островах в благодарность за прием Магеллан встал на сторону местного раджи в его распрях с жителями острова Матан, где погиб от удара копья. Испанские солдаты, вооруженные аркебузами, даже не сумели отбить у туземцев тело своего адмирала. Его команде удалось достичь Молуккских островов, но трагическая одиссея на этом не закончилась: испанцам предстояло пересечь Индийский океан, где господствовали их соперники португальцы. Капитан Себастьян дель Кано сумел провести корабли вокруг Африки, но в Севилью после трех лет скитаний приплыли лишь 18 моряков из 253. Политическим следствием кругосветного плавания стал Сарагосский договор 1529 года, разграничивший зоны влияния Испании и Португалии в Тихом океане. Отныне земной шар, подобно яблоку, был поделен между ними пополам.

Кругосветное путешествие Магелана имело огромное научное значение, доказав на практике, что Земля – шар. Кроме того, согласно записям в судовом журнале, который вел итальянец Антонио Пигафетта , следовало, что, постоянно двигаясь на запад, за три года моряки «сэкономили» один день. Последнее указывало на то, что Земля вращается вокруг своей оси.



Учитель: Теперь мы с вами точно знаем, что Земля имеет форму шара!

(рассматриваем глобус)

Глобус, пожалуй, можно назвать игрушечной землей. А поскольку Земля большая, а глобус очень маленький, то и нарисованы, обозначены на нем только самые важные и очень большие земли, моря, горы. Самые, самые… И есть на планете - Земля – роднее, которой нет

- это Россия. Наша Родина!

Ученик:

Необозримая ширь полей.

Развесистые белоствольные березы.

Разливы рек. Степей необъятный простор.

Это - Россия!

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами.

Это – Россия!

Руки матери. Ее песни у твоей колыбели.

Душистый хле6 за праздничным столом.

Это тоже Россия!( http://www.norsun12.narod.ru)


Исполняется песня «Ты, Россия моя»
Слова С. Острового 
Музыка С. Туликова (можно заранее подготовить с детьми и пригласить на урок учителя музыки)


Учитель: У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к отчему краю. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас Земли. Первые самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями» - говорил писатель В. Г. Распутин .


Ученик читает стихотворение:

«Как не любить мне эту землю»

автор В. Лазарев(http://sovmusic.ru)

Как не любить мне эту Землю,

Где мне дано свой прожить,

И эту синь, и эту зелень,

И тропку тайную во ржи!


Земля, под грозами ты мокла,

Сквозь вьюги шла и ожила.

Скажи, а все ли сделать смог я,

Чтоб ты любить меня могла…



Когда к тебе я припадаю,

В туманной нежности полей,

В твоем тепле я вспоминаю

Ладони матери моей!


Ученик читает стихотворение:


В.Фирсов «Чувство Родины»( http://ocr.krossw.ru)

Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда?

Все проходит –

Остается Родина-

То, что не изменит ни когда

С ней живут,

Любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь,

Над грозою

Торжествует радуга,

А над смертью
Торжествует жизнь!

Медленно история листается,

Все стареет.

Родина - не старится.

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россиею.

От сохи до звездного крыла.

А взгляни –

Все то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.


И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущие пути.
Но светлей и чище чувства Родины,

Людям никогда не обрести.

С этим чувством рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет,

А Родина – останется,

Если мы то чувство сохраним.



Учитель:

А.Дементьев(http://www.stiur.narod.ru)

Как на Земле сейчас тревожно

И все страшней день ото дня

Не потому ль один и тот же

Кошмар преследует меня:


Как будто я смотрю в окошко,

И сажей в космосе пыля.

Как испеченная картошка,

Несется бывшая Земля.


Неужто это мы позволим?!

Мы, всем обязанные ей,

Чтобы над вечным Русским полем

Ни зорь, ни крика журавлей?


Я не могу себе представить,

Что нашу славу, нашу речь

Не сбережет людская память –

Их будет некому беречь.


Не только словом, цветом кожи

И местом, где мы рождены,

А чем – то большим люди схожи…

Быть может, тем,что мир тревожен

Тот мир, что мы спасти должны.



Я надеюсь, что каждый из Вас сохранит в своем сердце любовь к Родине.


И уходя сегодня с нашего урока, унесет в своих душах только самые добрые и светлые чувства.


Полный текст материала Урок-открытие "Есть ли у Земли край?"; 6-7классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морозова Елена Васильевна  vesna6505
10.12.2011 0 4437 739

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК