Интегрированный урок по теме "Энергетика. Экологические проблемы энергетики"; 9 класс




Разработка интегрированного урока по географии и физики 9 класс.
учителя географии Булыгиной Л.Н., учителя физики Юшиной Л.Н.
МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)



Тема: Энергетика. Экологические проблемы энергетики.


Цели и задачи:

1.Образовательная: дать определения понятиям: «электроэнергетика, энергосистемы». Познакомить с особенностями разных типов электростанций разных типов и их расположением. Рассмотреть превращение различных видов энергии в электрическую

Организация МАГАТЭ. Экологические проблемы.

2.Воспитывающая: воспитывать бережное отношение учащихся к природе.

3.Развивающая: развивать учения работать в группах, работать с картами.


Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов

учебной деятельности.

Формы: групповая.

Методы: познавательный, практический.


Ход урока.


I.Организационный момент.

Цели урока (слайд 2)

Учащихся класса делят на 5 групп: геологи, гидрологи, физики-атомщики, вулканологи, экологи.

II. Изучение нового материала.

Сегодня у нас необычный урок, проводить его будет учитель географии и физики.

Слайд 3-4

Вопросы для беседы по географии:

1.Значение энергетики для хозяйства страны.

2. Энергетика водит в состав какого отраслевого комплекса?

3. Какие виды ресурсов использует энергетика?

Вопросы для беседы по физике: (слайд 5)

1 Как получают электрический ток?

2. Как передается ток на большие расстояния?

3. Какие превращения энергии происходят в генераторе?

4. Что такое: электрический ток, генератор, трансформатор, электромагнитная индукция?


Учитель географии:

В жизни человека окружающая природная среда является источником существования, а ископаемые природные ресурсы и вырабатываемая из них энергия являются неотъемлемой частью развития современного общества. Без энергетики у человека нет будущего, в настоящее время эти слова очень актуальны.






Электроэнергетика –отрасль, которая производит электроэнергию на станциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач(ЛЭП).(cлайд 6)

Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия.. Электроэнергия производится на станциях разных типов., но ведущими остаются гидравлические, тепловые и атомные.

Виды станций: (слайд 7)

1.Гидравлические – ГЭС. ( слайд 8). ГЭС стоятся на реках, образуют водохранилища. Преимущества ГЭС: дешевая энергия и экологически чистая(нет дыма). Недостатки: длительное и дорогое строительство (15-20 лет). Строительство сопровождается затоплением населенных пунктов. Водохранилища регулируют сток рек, влияют на климат. Вода быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится «мертвой», поскольку в ней погибают микроорганизмы.

Работа с картой: отметить на контурной карте крупные ГЭС.

Учитель физики: рассмотри превращение энергии в электрическую (слайд 9)


Учитель географии:

2.Тепловые (слайд 10) работают на топливе, поэтому их можно строить в разных районах страны. Преимущества: ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем АЭС и ГЭС. Разновидностью тепловых станций являются ТЕЦ (теплоэлектроцентрали), которые кроме энергии вырабатывают тепло. ТЭЦ строят в городах, так как горячая вода передаются на расстояние не более 20-30 км ( остывает)

Недостатки ТЭС: работают на невозобновимых ресурсах; много отходов; дорогая энергия.


Учитель физики: рассмотри превращение энергии в электрическую (слайд 11)


Работа с картой: отметить на контурной карте крупные ТЭС.


Учитель географии:

3. Атомные электростанции (АЭС) (слайд 12)работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве энергии России составляет 14%.Преимущества: строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна. Экологически чистая при соблюдении правил эксплуатации. Недостатки: риск катастроф; проблемы переработки и хранения радиоактивных отходов.


Учитель физики:

Атомная энергетика это результат работы многих великих ученых в первой половине ХХ века. Благодаря этому человечество получило огромный источник энергии. Рассмотри цепную реакцию (слайд 13).

Как происходит превращении энергии в атомном реакторе? (слайд 14)

Работа с картой: отметить на контурной карте крупные АЭС.


Учитель географии: (слайд 15)

Контроль за использование атома в мирных целях ведет МАГТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели.




МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. (слайд 16)

Учитель географии:

Мы с вами рассмотрели энергоресурсы прошлого, они невозобновимые.

( слайд 17 -18).

Теперь рассмотрим энергоресурсы современности. (слайд 19) К данному виду технологий в основном относятся неисчерваемые природные ресурсы, такие как солнце, земля, вода- альтернативные источники энергии.


Приливная электростанция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанций, использующий энергию приливов. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды.(слайд 20)

Учитель физики:

Рассмотрим схему выработки электроэнергии на ПЭС. (слайд 21)

Учитель географии:

Геотермальная энергетика существует во многих странах мира. (слайд 22 - 23)

Геотермальный метод называют самым экологически чистым. Электричество получают из пара. Причем, пар, отдав тепло, уходит обратно, под землю. Своеобразный вечный двигатель

Энергия ветра. (слайд 24)

Раньше энергию ветра использовалась только мельницами, предназначенными для перемокли зерна в муку. Теперь эти мельницы (современные ветрогенераторы) производят уже электроэнергию. (Куликовская ВЭС Калининградская область)

Энергия Солнца. (слайд 25-26)

Солнце давало энергию всему живому ещё до появления человека. Превращать энергию нашей звезды в электричество люди научились только в ХХ веке. В России построена первая Белгородская СЭС.

Способ передачи электроэнергии.

Энергосистема-группа электростанций разных типов объединенные линиями электропередачи (ЛЭП).

Цель:

1.Надежное обеспечение энергией.

2. Покрытие «пиковых» нагрузок.

3. Использовать разницу во времени на территории России.

III. Повторение.

Учащиеся работают в группа. Им предложены карточки с заданием.

Карточка 1 Тепловые электростанции (геологи)

1.Какой вид топлива используют?

2.Достоинства.

3.Недостатки.

4.Виды станций?

5.Отметить на контурной карте крупные станции страны.


Карточка 2. Гидравлические станции. (гидрологи)

1.Какой вид ресурса использую?

2. Достоинства.

3.Недостатки.

4. Отметить на контурной карте крупные станции страны.


Карточка 3. Атомные станции. (физики-атомщики)

1.Какой вид ресурса используют?

2.Достоинства.

3.Недостатки

4. Отметить на контурной карте крупные станции страны.


Карточка 4. Альтернативные источники энергии. (вулканологи)

1.Какой вид ресурса могут использовать?

2. Достоинства.

3.Недостатки

4.Какие виды станций используют в России. Размещение.


Карточка 5.Экологи.

1.Вывод о значении энергетики для страны.

2. Какие меры должен предпринять человек, с целью охраны окружающей среды, в развитии энергетики?

Защита выступления по группам.

IV Подведение итогов. Д.з.




























































































































Слайд 1
Энергетика. Экологические проблемы энергетики. Интегрированный урок по географии и физике. Авторы: Булыгина Л.Н. учитель географии, Юшина Л.П. учитель физики, МОУ сш №94 г.Тольятти
Слайд 2
Аннотация Данная презентация дает уникальную возможность получить полную информацию о развитии важнейшей отрасли страны - энергетике.
Слайд 3
Цели и задачи: 1.дать определения понятиям: «электроэнергетика, энергосистемы». 2 Познакомить с особенностями разных типов электростанций и их расположением. 3.Рассмотреть превращение различных видов энергии в электрическую. 3. Организация МАГАТЭ. 4.Экологические проблемы.
Слайд 4
Вопросы для беседы: 1.Значение энергетики для хозяйства страны. 2. В состав какого отраслевого комплекса входит Энергетика? 3. Какие виды ресурсов использует энергетика?
Слайд 5
Классификация энергоресурсов
Слайд 6
Вопросы для беседы 1Что такое: электрический ток, генератор, трансформатор, электромагнитная индукция 2.Как получают электрический ток? 3. Как передается ток на большие расстояния? 4. Какие превращения энергии происходят в генераторе?
Слайд 7
Электроэнергетика –отрасль, которая производит электроэнергию на станциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач(ЛЭП)
Слайд 8
Электроэнергетика гидравлические тепловые атомные
Слайд 9
Гидравлические
Слайд 10
Превращение энергии в электрическую Механическая (потенциальная) энергия воды Механическая энергия двигателей Механическая Внутренняя (кинетическая)э энергия проводов нергия воды Механическая (кинетическая) энергия воды турбины Электрическая энергия Внутренняя энергия нагревательных приборов Внутренняя энергия аккумуляторов
Слайд 11
Тепловые ТЭЦ ТЭС
Слайд 12
Превращение энергии в электрическую Энергия топлива Внутренняя энергия пара Механическая (кинетическая) энергия пара Внутренняя энергия проводов Электрическая энергия Механическая (кинетическая) энергия турбины Механическая энергия двигателей Внутренняя энергия нагревательных приборов Внутренняя энергия аккумуляторов
Слайд 13
Атомные Атомная энергетика это результат работы многих великих ученых в первой половине ХХ века. Благодаря этому человечество получило огромный источник энергии
Слайд 14
Цепная реакция При попадании нейтрона в ядро урана происходит реакция, при которой ядро распадается на несколько частей (осколки деления) и выделается 2-3 нейтрона. Реакция продолжается далее, как по цепочке.
Слайд 15
Схема атомного реактора
Слайд 16
МАГАТЭ Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене.
Слайд 17
Чернобыльская АЭС
Слайд 18
Энергоресурсы прошлого и уходящего настоящего К данным технологиям можно отнести невозобновляемые ресурсы нашей планеты, такие как уголь, нефть и газ.
Слайд 19
Параметр возобновляемости ресурса Уголь, нефть и газ являются невозобновимыми источниками энергии. На их повторное образование нужны десятки миллионов лет, в то время как человечество потребляет данный вид сырья с огромной скоростью. С таким ростом добычи и использования ископаемого топлива как сейчас нефть и газ закончатся через 50 лет, а уголь- через 200 лет
Слайд 20
Энергоресурсы современности К данному виду технологий в основном относятся неисчерваемые природные ресурсы, такие как солнце, земля, вода альтернативные источники энергии.
Слайд 21
Приливные электростанции Приливная электростанция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанций, использующий энергию приливов. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды.
Слайд 22
СХЕМА «УСТРИЦЫ» СХЕМА « НЕПТУНА»
Слайд 23
Геотермальная электростанция ГЕоТЭС расположена в районе с.Паужетка около вулканов Кошелева и Камбального. Действует с 1966г. Геотермальный метод называют самым экологически чистым. Электричество получают из пара. Причем, пар, отдав тепло, уходит обратно, под землю. Своеобразный вечный двигатель.
Слайд 24
Геотермальная электростанция. Расположена к северовостоку от вулкана Мутновский в юговосточной части полуострова Камчатка на отметке 780 метров от уровня моря в 116 км от ПетропавловскаКамчатского.
Слайд 25
Энергия ветра Куликовская ВЭС. Раньше энергию ветра использовалась только мельницами, предназначенными для перемокли зерна в муку. Теперь эти мельницы (современные ветрогенераторы) производят уже электроэнергию.
Слайд 26
Энергия Солнца Солнце давало энергию всему живому ещё до появления человека. Превращать энергию нашей звезды в электричество люди научились только в ХХ веке.
Слайд 27
Белгородская СЭС Мощность энергостанции составляет около 100 киловатт
Слайд 28
В жизни человека окружающая природная среда является источником существования, а ископаемые природные ресурсы и вырабатываемая из них энергия являются неотъемлемой частью развития современного общества. Без энергетики у человека нет будущего, в настоящее время эти слова очень актуальны. (Р. Эмерсон)
Слайд 29
http://nnm.ru/blogs/OlDi/obrashenie_narodnogo_komiteta_bezopasnosti_sayano-shushenskoy_ges Саяно-Шушенская http://alvion.ucoz.ru/index/0-2 ТЭЦ http://iecosite.narod.ru/air_contamination.htm ТЭС http://www.nuclear.ru/rus/press/nuclearenergy/2115854/ АЭС Ленишградская http://www.gosnadzor.ru/photo/leningr.html АЭС Ленишградскаяъ http://vadinsk.archive.pnzreg.ru/root/ss/1046190110/09270411-1?action=print_version&popup=1 Чернобыльская АЭС http://www.mayak.sbor.net/node/12909 спасатели ЧАЭС http://fotki.yandex.ru/users/junglist2007/view/424833 Кислогубская ПЭС http://fotki.yandex.ru/users/alexander-solomonov/view/12186 Генераторная паужетской ГЭОТЭС. http://faktzafaktom.ru/page/16/ Мутновская ГеоЭС http://www.tourjournals.ru/content/калининградская-область-ii Куликовская ВЭС. http://www.psytrance.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=4&t=58259 Белгородская СЭС http://ru.wikipedia.org/wiki/ эмблема МАГАТЭ, штаб квартира

Полный текст материала Интегрированный урок по теме "Энергетика. Экологические проблемы энергетики"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Булыгина Л.Н., Юшина Л.П.  алмаз
11.01.2012 0 14117 1581

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК