Урок географии "Путешествие в страну лимнологию"; 6 класс (.docx)


Сергеева Ольга Владимировна учитель географии МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары.

Конспект урока .

Тема урока Путешествие в страну Лимнологию.

Человек, вооруженный знанием – непобедим.

М. Горький

Цель:

  1. Создать условия для усвоения знаний об озёрах, используя информационно – коммуникативные технологии.

  2. Формирование представления о многообразии озер планеты Земля и их происхождении.

  3. Формирование географической культуры, эстетического восприятия природных объектов.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать знания об озерах, разнообразии их котловин.

рассмотреть с учащимися новые понятия и термины «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», «рациональное природопользование», «нерациональное природопользование»; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождения озерных котловин,

Развивающие:

способствовать развитию исследовательских компетенций: самостоятельной работы с дополнительными источниками знаний; мыслительных компетенций: умений анализировать, обобщать.

предложить учиться оценивать себя поэтапно и обобщать результативность своей работы на уроке с помощью работы в группах;

Воспитательные:

способствовать воспитанию чувства любви к своей Родине, гордости за свой край

способствовать экологическому воспитанию школьников, формированию культуры рационального водопотребления;

тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация «Гидросфера. Озёра», атлас «Физическая география» 6 класс, маршрутные листы, видеофильм (фрагмент 2 мин.) « Озера Чувашии»

Главная мысль: Без воды невозможна жизнь не только на Земле, но и во Вселенной. Жизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, сточное и бессточное озеро, рациональное природопользование, нерациональное природопользование.

Метапредметный подход : рисунок и схема

Надпредметные компетентности: способствовать воспитанию чувства любви к своей Родине, гордости за свой край



Межпредметные связи : география, литература, химия, родной край.













































Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала.

Добрый день, мои юные географы, исследователи и путешественники. Ребята вы любите путешествовать? А чем вас привлекает путешествия? ( ответы детей) .

Сегодня я предлагаю совершить путешествие в удивительную страну – «Лимнологию» Чем же уникальна эта страна? А чтобы узнать, я предлагаю отгадать загадку. ( слайд 1). Правильно, наука, которая изучает озера называется Лимнология. ( слайд 2)

Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки. А с какими словами она ассоциируется у вас? (Ответы детей, большое, маленькое, чистое, глубокое).

Сегодня в стране лимнология, мы должны узнать…( ответы детей, все об озерах), такое озеро, озерная котловина, сточное и бессточное озеро, рациональное природопользование, нерациональное природопользование.

Ну что мои путешественники мы отправляемся в научную экспедицию в удивительную страну.

Для успешной работы вы уже объединились (4 ) в научные экспедиции, которые в течение урока будут отвечать на различные вопросы и получать карточки, каждая карточка 1 балл. Ваша цель: работать быстро и набрать как можно больше баллов. Команда победительница получит большое вознаграждение отличные оценки. Записи сегодня на уроке мы будем вести ни в тетрадях, а в Маршрутных листах, которые лежат у вас на парте.



Что же такое озеро? Подумайте и попробуйте сформулировать определение, что такое озеро?

( Команда которая дала правильный ответ, получает карточку). Давайте проверим

( слайд 3)

Слайд 4.

Гидрологи предполагают, что на Земле более 5 миллионов озер. Они занимают 1,8 процентов или 2,7 млн. кВ. км. площади суши. сколько воды на Земле.

Вопрос учащимся : 1.Чем отличается море от озера? (отвечают дети море часть океана, а озеро нет 1 балл),

2.А чем отличается река от озера? ( река течет в выработанном русле 1 балл).

Слайд 5.

Самое большое озеро на Земле это Каспийское море – озеро. Ребята, почему Каспий называют морем – озером? ( правильный ответ 1 балл). За свои свойства воды и размеры Каспий и получил такое название. Площадь озера 371 тыс. кВ. км.. Каспий сформировался примерно 10 милл. Потомками океана Тетиса стали Средиземное море и Паратетис – в будущем он превратится в Черное и Каспийское моря.  В Каспий впадает 130 рек, из них 9 имеют устье в форме дельты. Ребята давайте определим какие реки впадают в Каспийское море – Волга, Терек ( 1 балл). Максимальная глубина Каспийского - Южно Каспийская впадина 1025 метров

Слайд 6.

А самое глубокое, самое чистое озеро, самое большое по объему пресной воды чистейшей воды ( 20 процентов мировых запасов) мира. Озеро Байкал- необыкновенное явление нашей планеты, одно из величайших озер .Самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Площадь 31,5 тыс. кВ. км Как красиво описывают озера Байкал поэты:



БАЙКАЛ (Можно дать слова детям)

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка - просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полѐт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

Всѐ это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь



Вопрос учащимся: А знаете ли вы почему Байкал самое чистое озеро? ( 1 балл). Рачок эпишура - эндемик Байкала – составляет до 80 процентов биомассы зоопланктона и является естественным фильтром.

В Байкал впадает 336 рек , а начало берет только одна ( Ангара).



Слайд7.

Мы выяснили, что озеро это природное углубление , а углубление это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Какие природные процессы и явления могли привести к образованию котловин? Да ребята, вопрос сложный, но созданные нами экспедиции помогут нам ответить на этот вопрос.

На столах у вас лежат листы, где указаны типы озерных котловин. Ваша задача заполнить вторую колонку, пользуясь учебником. Каждая экспедиция будет описывать только 2 типа происхождения озерных котловин. Будьте внимательны. На подготовку даю 2 минуты. После лидеры групп будут у настенной карты отчитываться о своей работе и показывать уже внесенные в таблицу озера.

Слайд 14

Наша Республика тоже богата озерами. На территории насчитывается 754 озера. Крупных озер у нас не имеется. Большинство озер относятся к карстовым. Озера Заволжья к межденным, такие как Большое Лебединное и Малое Лебединное. Они расположены между песчаными холмами.

Просмотр видео « Озера Чувашии»



Вопрос ученикам : Если бы вы были озером чем бы питались? ( 1 балл) . Озеро это котловина, которая заполнена водой. А откуда же берется вода в этих углубления? Чем питается озеро? Слайд 15.

Ответы детей( осадками, водами втекающих рек….) за каждый ответ 1 балл.

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 основные группы слайд

Сточные и бессточные озера, глухие озера. Слайд 16 Сточные озера считаются – из которых реки вытекают, хотя бы одна . Бессточные из которых ни одна реки не вытекает, а глухие вообще не связаны с реками. Пользуясь атласами давайте определим в маршрутных листах озера по сточности. ( работа в группах) . Проверка того что написали. Слайды 17,18,19.

Теперь известно, что в одни озера реки втекают, в другие вытекают. Как вы думаете, может ли это влиять на соленость воды в озере? ( Ребята думают и отвечают)

Слайд 20.

Все озера по химическому составу делятся на 3 группы

Пресные Солоноватые минеральные

Байкал, ладожское каспийское балхаш соленные

Баскунчак, мертвое море слайд 21

. Послушайте, что рассказывает об одном из самых соленых озер, Мертвом озере, человек, побывавший на его берегах:

«Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус. Иногда из реки Иордан в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».

Обратите внимание на условные знаки обозначения озер Пресные голубым, синим цветом, а соленные сиреневым.

Соленые чаще всего бессточные озера, так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах)



Давайте попробуем ответить еще на один вопрос. Где чаще всего встречаются соленные и минеральные озера относительно экватора, тропиков и полюсов. ( Дети отвечают)



Слайд 22

Как долго живут озера? По -разному. Обычный срок крупных озер десятки тысяч лет. Некоторые зарастают и превращаются в болото.



Слайд 23

Озера с древних времен используются человеком. Человек использует озера в хозяйственной деятельности, как объекты водоснабжения, рыбного промысла, транспортных артерий. Сегодня, как и остальные водоемы многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. Озера можно назвать Голубые глаза планеты и сейчас они просят помощи у людей, роняя чистые слезинки. Даже самому крошечному озеру, наполненному живой водой, следует относится как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чащу бесценной живительной влаги.

Беседа с детьми. А что мы с вами должны сделать, чтобы Голубые глаза нашей планеты перестали плакать. Ответы детей.







Сейчас ребята проведем рефлексию, посмотрим насколько вы усвоили сегодняшнее занятие. Я предлагаю вам фразы, которые вы должны закончить.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось



Пора подводить итоги. Каждая экспедиция считает заработанные баллы и получает большое вознаграждение. Выставляем оценки. Благодарю всех за внимание.





























Маршрутный лист

Тема урока: “Путешествие в страну Лимнологию»”

Озеро - __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Типы озерных котловин

Тип котловин


Причина образования, форма озера


Примеры


Тектонические разломах



Тектонические в прогибах (остаточные)



Ледниковые




Вулканические



Карстовые


Озера Чувашии, Светлое

Запрудные




Старицы




Междюнные озера


Озера Чувашии, Большое и Малое Лебединое, Астраханка

По расходу и приходу воды

Сточные


Бессточные


Глухие


По солености

Пресные до 1%о


Солоноватые 1-25%0


Солёные, минеральные от25 и выше



Домашнее задание.


Заполнить таблицу:

Описание озера по типовому плану

План описания озера


Характеристика озера


1. Название



2. На каком материке находится, и в какой его части

3. Между какими меридианами и параллелями располагается


4. Происхождение котловины


5. Сточное или бессточное.


Впадающие и вытекающие реки


6. Соленое или пресное





Полный текст материала Урок географии "Путешествие в страну лимнологию"; 6 класс (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сергеева Ольга Владимировна  географиньчик
09.05.2012 0 3146 699

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК