Конспект урока обобщения с презентацией "Внутренние воды России"; 8 класс

Конспект урока обобщения с презентацией "Внутренние воды России"; 8 класс

Материал представляет собой обобщение и закрепление по теме "Внутренние воды России": структура, основные термины и определения, значение внутренних вод, источники загрязнения. Используются разные формы проведения урока: игровые, соревновательные, групповая. Формируются команды, проводится блиц опрос, затем две команды выполняют тест письменно, а две команды болельщиков работают устно. Предлагаемые задания командам содержат материал, включающий работу с физической картой и контурной, с интерактивной доской, задания на исправление ошибок и объяснения их.  Материал предназначен для учителей географии, работающих в 8 классе.

Цель урока: обобщить и закрепить знания по теме «Внутренние воды России».

Задачи:

  • формировать  навыки коллективной работы, работы с картами и текстовым материалом;
  • формировать знания об основных источниках загрязнения вод,  о путях охраны вод;
  • осуществлять уровневую дифференциацию знаний;
  • развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карты настенные (физическая карта России, настенная контурная карта России), презентация. 

Ход урока: класс делится на 4 команды: две команды игроков и две команды болельщиков. Соревнуются игроки и болельщики (все баллы, полученные болельщиками, прибавляются команде, за которую они болеют).
1.    Организационный момент (3 мин.);
- объявление темы урока, цели и задач;
- вступительное слово учителя (эпиграф). 
     2. Разминка для команд (5 мин.)
     3. Письменная работа-тест (5 мин.)
     4. Соревнования команд и болельщиков (20 мин.)
     5. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин.).

1. Слово учителя: объявление темы урока и цели (слайд 2). 
Мы изучили внутренние воды России. Познакомились с разными типами внутренних вод, особенностями их образования и размещения, с природой   внутренних вод.
    Сегодня мы повторим материал о внутренних водах и поговорим о значении воды для всего живого, об использовании воды человеком.
    На уроках химии вы узнали, что такое вода, каков ее химический состав, свойства…
    В ходе урока от наших ЗНАТОКОВ мы узнаем много нового о воде.
А пока… (слайд 3, 4).
“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой можно наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь” (Антуан де Сент-Экзюпери).
На войне, в пыли прохладной,
В летний зной и холода
Лучше нет простой, природной –
Из колодца, из пруда,  Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,                            
Из ручья, из-подо льда –
Лучше нет воды холодной
Лишь вода была б вода!
У нас сегодня заключительный урок по теме: “Внутренние воды”.
“Вода дороже золота” – утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Вода неоценимое природное богатство. Без нее невозможна жизнь на планете.
И так, внутренние воды. Что же такое внутренние воды?
Право отвечать первыми получит та команда, которая быстрее дешифрует название одной из крупнейших рек России.  (Слайд 5).
Слова для вставки: поверхностные, подземные, реки, озёра, болота, ледники, артезианские, грунтовые, ключи, родники, мерзлота, каналы, водохранилища. 
(За каждый правильный ответ 1 балл).
3-й этап. 
БЛИЦ – ОПРОС.                                    Слайд 7.

  1. РЕКА - … это поток воды, текущий в углублении земной  поверхности.
  2. ОЗЕРО - …это природное углубление в земной коре, заполненное водой.
  3. ИСТОК - …это место, где река берет свое начало.
  4. УСТЬЕ - …это место, где река заканчивается.
  5. РЕЧНАЯ СИСТЕМА - …это главная река со всеми притоками.
  6. БАССЕЙН РЕКИ - …это  территория, с которой река и ее притоки собирают воду.
  7. ПОЛОВОДЬЕ - …это  повышение уровня воды в реке, повторяющееся из года в год примерно в одно и то же время.
  8. МЕЖЕНЬ - …это самый низкий уровень воды в реке.
  9. ПАДЕНИЕ реки - …это превышение  истока реки над устьем.
  10. УКЛОН реки - …это отношение падения реки к ее длине.
  11. ВОДОХРАНИЛИЩЕ - …это искусственное озеро, созданное человеком.
  12. КАНАЛ - …это искусственный  водоток ( искусственная река).

Примечание.  Вопросы задаются по очереди игрокам команд. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимальное количество баллов  по 6 баллов).

4-й этап.
Проверочный тест (раздаётся всем участникам команды, выполняется на специальных бланках). На выполнение работы 5 минут. (Работу организовать нужно так, чтобы на 12 вопросов ответить за 5 минут).
(Приложение 1) – слайды 8-9.
После выполнения теста команды меняются бланками ответов и проверяют друг у друга работы, ставят оценку. Ответы на слайде на экране (слайд 11).

Тест
1. Самые длинные реки России – это:
А. Енисей, Дон, Нева;        В. Обь, Волга, Колыма;
Б. Енисей, Амур, Лена;     Г. Печора, Енисей, Ангара.
2. Крупнейшим горным озером в России является:
А. Чудское;             В. Онежское;   
     Б. Телецкое;           Г. Баскунчак.
3. Окраинным морем России является:
    А.  Черное;            В. Баренцево;
Б.  Азовское;        Г. Балтийское.    
4.  Внутренним морем является:
    А.  Берингово;         В. Белое; 
Б.  Баренцево;           Г.  Японское.                    
4
5. Река Иртыш  является притоком:
А. Лены;            В. Амура;
Б. Волги;            Г. Оби.
6.  К бассейну Атлантического океана относится река:
    А. Индигирка;        В. Ангара;
    Б. Кама;            Г. Дон.    
7. Река Волга берет начало в (на):
    А. Валдайской возв.;    В. Кавказе;        
    Б. Алтае;            Г. Урале.            .
8. Река Енисей впадает в море:
    А. Карское;            В. Азовское;
    Б. Черное;            Г. Лаптевых.
9. Большинство рек России относятся к бассейну:
    А. Атлантического океана;    В. Внутреннего стока;
    Б. Тихого океана;            Г. Северного Ледовитого океана.
10. Озером тектонического образования является озеро:
    А. Кроноцкое;        В. Байкал;
    Б. Таймыр;            Г. Онежское.
11. Для какой реки России характерны весеннее половодье и летний паводок?
    А. Волга;            В. Северная Двина;
    Б. Амур;            Лена.
12. Приведите в соответствие реки и моря, в которые они впадают:
    1. Обь            А. Чёрное
    2. Дон            Б. Лаптевых
    3. Лена            В. Азовское
    4. Кубань            Г. Карское
5-й этап.                                Слайд 10.
Пока команды работают над тестом, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для своих команд. Вопросы задаются по очереди.
«Дальше – дальше…»

  1. Поток воды, текущий в углублении земной поверхности, … (Река).
  2. Главная река со всеми притоками …     (Речная система).
  3. Углубление (котловина) в земной коре, заполненная водой … (Озеро).
  4. Самое большое озеро не только России, но и в мире…. (Каспийское).
  5. Самое глубокое озеро России и мира…         (Байкал).        5
  6. Место, где река берёт своё начало …         (Исток).
  7. Исток реки  Волги …               (Валдайская возвышенность).
  8. Место, где река заканчивается, …            (Устье).
  9. Устье реки Волги …                      (Каспийское озеро).
  10. Ладожское и Онежское – это…        (Озёра).
  11. Какую реку России называют «Матушкой»?     (Волгу).
  12. Волга – матушка, а Енисей - …        (Батюшка).

6-й этап.                            Слайды 12-16.
Работы на интерактивной доске: каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Привести в соответствие термины и определения.        Слайд 13.
  2. Подписать реки на контурной карте России.             Слайд 14.
  3. «Узнай меня!» На фрагментах контурной карты узнать реки и озёра и подписать их.                            Слайд 15.

«Третий лишний».  В цепочке, состоящей из трёх названий, вычеркнуть лишнее. Пример: Братское, Ладожское, Цимлянское. Вычеркнуть нужно Ладожское, так как Братское и Цимлянское – это водохранилища, а Ладожское – озеро.                        Слайд 16.

А. Енисей, Волга, Северная Двина.   (Волга – река бассейна внутреннего стока).
Б. Вилюйское. Ладожское, Красноярское. (Ладожское – озеро, другие – водохранилища).
В. Байкал, Ханка, Рыбинское.  (Рыбинское – водохранилище, Байкал и Ханка – озёра).
Г. Вилюй, Ангара, Витим.  ( Ангара – приток Енисея, Вилюй и Витим – притоки Лены).
Д. Иртыш, Кама, Ока.   (Иртыш – приток Оби, Кама и Ока – притоки Волги).
Е. Онежское, Каспийское, Байкал.  (Каспийское – солёное озеро, Онежское и Байкал – пресные).

7-й этап.                                Слайд 17.
Задания командам «Исправь ошибку».             Приложение 3
 Задание первой команде:  
 1).  Найти ошибку: река Волга берет начало со Среднерусской  возвышенности и впадает в Черное море. Из неё вытекают реки Кама и Ока.
 2). Исправить, показать на карте, сказать о значение реки, к какому бассейну относится.                                            
Задание второй команде:
 1). Найти ошибку: река Енисей берет начало с  Алтайских гор и впадает в Карское море. Из Енисея вытекает река Ангара и впадает в озеро Байкал.
2). Исправить, показать на карте, сказать о значение реки, к какому бассейну относится.

8-й этап.                                Слайд 18.
Пока команды решают задачи и исправляют ошибки, поработаем с командами болельщиков.
«Кто больше?»
- Назовёт крупных рек России и покажет их на карте:

Обь        Лена        Амур                 Дон                   Анадырь
Енисей    Волга        Печора       Кубань          Северная Двина
Яна        Колыма    Хатанга       Терек         Индигирка
Вятка        Ока        Кама                 Иртыш         Ангара
Алдан    Вилюй    Витим            Тунгуски    и т. д.

- Назовёт крупных озёр России и покажет их на карте:
Каспийское            Ладожское            Онежское
Байкал                  Чудское                   Белое    
Таймыр                            Чаны            Ханка
 Ильмень                   Селигер                          Телецкое        
    
(Каждый правильный ответ – 1 балл).
Проверка работы «Исправь ошибку» - правильно выполненная работа – 5 б.

Слайды 19-25.
Учитель. Вода - среда обитания растений и животных. Она необходима для различных видов деятельности человека. Без воды невозможно ведение сельского хозяйства, развитие промышленности. 
Вопрос. Скажите, ребята, что является основными источниками загрязнения вод? 
(Заводы и фабрики, танкеры, буровые установки, водный транспорт, внесение удобрений, животноводческие комплексы, бытовой мусор).

Учитель. Учёные отмечают, что озёра загрязняются быстрее, чем реки. 
Вопрос.  Ребята, а вы можете объяснить, почему так происходит? 
(Ответ: В озёрах вода меняется медленнее, а в реках вода течёт, поэтому водообмен происходит быстрее).

1. Скажите, ребята, в окрестностях нашего города  есть реки или озёра?  (Да. Реки  Воря, Пажа). 
4.    Как вы считаете, можно ли использовать воду из этих рек для питья? 
(Нет, так как реки очень загрязнены промышленными стоками предприятий, бытовым мусором.  Даже купаться в этих реках опасно для здоровья).
3. А можно ли решить эту проблему?  (Да. Улучшить экологию рек можно. Для этого нужно, чтобы предприятие «Электроизолит» перестало сбрасывать грязные стоки, а люди не загрязняли реки мусором, не мыли автомобили на реках, участвовали в субботниках по очистке берегов рек).

Мне хочется прочесть стихи (читаю, они записаны на доске)
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
                                  Э. Огнецвет.

Учитель.  Вода – это ценнейший дар природы. Оценить ее по-настоящему мы сможем, когда лишимся ее. Мы не задумываемся о том, что преступно транжирить это чудо природы, когда забываем выключить воду, когда равнодушно смотрим на бьющий из земли фонтан горячей воды.
Вода нужна всем: маленькой-маленькой букашке, огромному дереву, 
великану – слону, человеку…  Около 1 миллиарда людей на планете не имеют доступа к чистой воде…
Так что давайте бережно относиться к этому бесценному дару природы!

Жюри объявляет результаты игры. (Баллы, заработанные болельщиками, прибавляются командам).
Отмечаются самые активные игроки. Команде – победительнице вручаются дипломы.


Полный текст материала Конспект урока обобщения с презентацией "Внутренние воды России"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аникина Татьяна Николаевна  Публикатор
12.01.2017 0 895 157
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0