Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ТМР


В данном документе предлагается характеристика ребёнка с ТМР (тяжелыми множественными нарушениями в развитии) и примерный план работы на год.  Чтобы правильно составить план работы также предлагается примерная диагностика  учащегося на начало, середину и конец учебного года.  В середине года педагог диагностирует  ребёнка с целью коррекции дальнейшей работы с учащимся. Это может быть продолжена работа по ранее разработанному плану,  программа может быть усложнена или упрощена.

Девочка поступила в коррекционное образовательное учреждение из многодетной семьи. Дошкольное образовательное учреждение не посещала. 

Отношение в семье к ребёнку безразличное. Мама недостаточно уделяет времени воспитанию и развитию девочки, родительские обязанности перекладывает на старшую дочь. 

Девочка относится к группе часто болеющих детей. Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту, но наблюдается нарушение координации движений  (походка неуклюжая, с повышением тонуса мышц ног, присутствует плоскостопие).  При физических нагрузках быстро утомляется. 

Уровень развития речевых навыков не соответствует возрасту ребёнка. Активный и пассивный словарь бедный. Речь плохо доступна для понимания окружающими. Наблюдается нарушение фонематической стороны речи, звукопроизношения и слоговой структуры речи, а также грамматического  строя речи. На поставленные вопросы  девочка даёт односложные ответы. Самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, по картине или пересказать небольшой рассказ, прочитанный педагогом, не может. Владеет элементарной  речью, которая не выходит за пределы личных потребностей. 

Игровая деятельность в основном процессуальная.
К занятиям  проявляет интерес, но быстро устает. Внимание рассеянное, с одного вида деятельности на другой переключается медленно. При выполнении  действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться на посторонние раздражители.  Воспринимает учебный материал преимущественно через игровые действия. В воспринимаемых  объектах улавливает второстепенные свойства и качества. Преобладает зрительное восприятие. 

Ребёнок испытывает трудности при классификации предметов по заданным признакам, установлении причинно-следственных связей. Не умеет обобщать, делать выводы, умозаключения, находить сходства и различия в предметах. 
Знания об окружающем мире сформированы на бытовом уровне. 

Учебный материал усваивает медленно и не в полном объеме. Прочность запоминания кратковременная. Лучше всего запоминает цифры. Названия геометрических фигур и основные цвета путает. Процесс припоминания – ассоциативный (н-р, возьми желтый карандаш, как солнышко). 

Представления о величине предмета (длина, высота, форма, ширина, объем) сформированы частично. Изученные буквы и цифры запоминает с большим трудом. Порядковый счет в пределах 5. Знает  и воспроизводит наизусть 3-4 небольших стихотворения. Мелкая моторика руки и графомоторные навыки развиты слабо.  Девочка плохо штрихует, вырезает, раскрашивает, лепит.  Ориентируется на альбомном листе с помощью педагога.

К неудачам относится безразлично. При подготовке к обучению  предпочтений не выявлено.
По характеру девочка спокойная, добрая, ласковая. Пассивная, проявляет неуверенность, испытывает трудности в установлении контактов.

Общение с одноклассниками избранное (из-за речевых проблем).  Предпочитает играть одна. С педагогами в контакт вступает легко. Настроение преобладает позитивное. 

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
  • Развитие обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
  • Развитие основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации.

Цели, которые необходимо достичь

Критерии достижения        цели

Используемые способы, мероприятия для достижения цели

Уточнение и расширение словарного запаса

Обогащение словаря  синонимами, антонимами, прилагатель-ными, существитель-ными  по лексическим темам.

- Дидактические игры на

подбор синонимов и антонимов, прилагатель-ных, обобщающих понятий;

-Чтение художественной литературы;

- Разучивание стихов, потешек, прибауток.

(Д/И « Я знаю пять названий..», «Скажи по другому», «Противоположности»)

Формирова-ние связной речи

Развитие монологичес-кой  речи:

- пересказ  рассказов и сказок;

- составление описательных рассказов.

 

 

-Пересказ небольших текстов по наводящим вопросам;

- Пересказ рассказов, сказок по опорным картинкам;

-Составление описательного рассказа о предмете  с использованием мнемокарты;

-Разучивание стихов, потешек, прибауток;

- Составление предложений  по тематическим картинкам;

- Дидактические игры на составление простых распространенных предложений, на нахождение грамматических ошибок в предложении, на установление  логической последовательности событий.

(Д/И «Составь предложение»,

«Найди ошибку»,  «Что сначала, а что потом» и т.д.)

Развитие фонемати-ческого слуха

Развитие слухового восприятия и внимания, слуховой памяти.

- Дидактические игры и упражнения  на развитие слухового внимания, восприятия и слуховой памяти; умение выделять нужный звук в словах, определять его наличие в лове, подбирать слова на заданный звук, выделять звук в словах. (Д/И «Поймай звук», «Где спрятался звук», «Кто в домике живет», ««Волшебные слова со звуком..» и т.д.)

- Фонетическая гимнастика

- Игры имитации.

Развитие познавательных процессов

Развитие памяти (прочность запоминания)

- Дидактические игры и упражнения  на развитие памяти;

- Упражнения на повторение логической последовательности (работа с раздаточным материалом,  графические задания);

- Индивидуальные трудовые поручения и выполнение творческих заданий (умение запоминать многоступенчатую инструкцию);

-разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц;

(Д/И «Запомни и повтори», «Что изменилось», «Продолжи цепочку», «Найди сходства и различия» и т.д.)

Развитие мелкой моторики руки и графомотор--ных навыков.

Формирова-ние навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином. Развивать умение работать с мелкими деталями конструктора

Развитие гибкости кисти рук и пальцев.

- Игры с мазайкой;

- Пальчиковый театр;

- Игры с нитками

«Ниткорафия» (выкладывание предметов, сюжетов сказок на фланелеграфе с помощью ниток);

- Обводка предметов по шаблону;

- Штриховка;

- Упражнения на развитие кистей рук («Погладим кошечку», «Моляр», «Бабочка», «Листопад и т.д.)

- Работа с бумагой (оригами);

- Игры с предметами обихода («Шнуровка», «Застегни- расстегни», «Открутим и закрутим»  и т.д.)


Полный текст материала Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ТМР смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Майданкина Инна Викторовна  Публикатор
02.04.2017 2 2379 318

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 lar-galushina • 16:15, 20.12.2017
Посмотрела только одну страницу - грамматических ошибок не менее пяти. Даже в названии.... Что обозначает аббревиатура "ТМР"? Что такое ТМНР я знаю, но что такое ТМР?