Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ТМР


В данном документе предлагается характеристика ребёнка с ТМР (тяжелыми множественными нарушениями в развитии) и примерный план работы на год.  Чтобы правильно составить план работы также предлагается примерная диагностика  учащегося на начало, середину и конец учебного года.  В середине года педагог диагностирует  ребёнка с целью коррекции дальнейшей работы с учащимся. Это может быть продолжена работа по ранее разработанному плану,  программа может быть усложнена или упрощена.

Девочка поступила в коррекционное образовательное учреждение из многодетной семьи. Дошкольное образовательное учреждение не посещала. 

Отношение в семье к ребёнку безразличное. Мама недостаточно уделяет времени воспитанию и развитию девочки, родительские обязанности перекладывает на старшую дочь. 

Девочка относится к группе часто болеющих детей. Физическое развитие ребёнка  соответствует возрасту, но наблюдается нарушение координации движений  (походка неуклюжая, с повышением тонуса мышц ног, присутствует плоскостопие).  При физических нагрузках быстро утомляется. 

Уровень развития речевых навыков не соответствует возрасту ребёнка. Активный и пассивный словарь   бедный. Речь плохо доступна для понимания окружающими.  Наблюдается нарушение фонематической стороны речи,  звукопроизношения и слоговой структуры речи, а также грамматического  строя речи. На поставленные вопросы  девочка даёт односложные ответы. Самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, по картине или пересказать небольшой рассказ, прочитанный педагогом, не может. Владеет элементарной  речью, которая не выходит за пределы личных потребностей. 

Игровая деятельность в основном процессуальная.
К занятиям  проявляет интерес, но быстро устает. Внимание рассеянное, с одного вида деятельности на другой переключается медленно. При выполнении  действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться на посторонние раздражители.  Воспринимает учебный материал преимущественно через игровые действия. В воспринимаемых  объектах улавливает второстепенные свойства и качества. Преобладает зрительное восприятие. 

Ребёнок испытывает трудности при классификации предметов по заданным признакам, установлении причинно-следственных связей. Не умеет обобщать, делать выводы, умозаключения, находить сходства и различия в предметах. 
Знания об окружающем мире сформированы на бытовом уровне. 

Учебный материал усваивает медленно и не в полном объеме. Прочность запоминания кратковременная. Лучше всего запоминает цифры. Названия геометрических фигур и основные цвета путает. Процесс припоминания – ассоциативный (н-р, возьми желтый карандаш, как солнышко). 

Представления о величине предмета (длина, высота, форма, ширина, объем) сформированы частично. Изученные буквы и цифры запоминает с большим трудом. Порядковый счет в пределах 5. Знает  и воспроизводит наизусть 3-4 небольших стихотворения. Мелкая моторика руки и графомоторные навыки развиты слабо.  Девочка плохо штрихует, вырезает, раскрашивает, лепит.  Ориентируется на альбомном листе с помощью педагога.

К неудачам относится безразлично. При подготовке к обучению  предпочтений не выявлено.
По характеру девочка спокойная, добрая, ласковая. Пассивная, проявляет неуверенность, испытывает трудности в установлении контактов.

Общение с одноклассниками избранное (из-за речевых проблем).  Предпочитает играть одна. С педагогами в контакт вступает легко. Настроение преобладает позитивное. 

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
  • Развитие обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
  • Развитие основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыков группировки и классификации.

Цели, которые необходимо достичь

Критерии достижения        цели

Используемые способы, мероприятия для достижения цели

Уточнение и расширение словарного запаса

Обогащение словаря  синонимами, антонимами, прилагатель-ными, существитель-ными  по лексическим темам.

- Дидактические игры на

подбор синонимов и антонимов, прилагатель-ных, обобщающих понятий;

-Чтение художественной литературы;

- Разучивание стихов, потешек, прибауток.

(Д/И « Я знаю пять названий..», «Скажи по другому», «Противоположности»)

Формирова-ние связной речи

Развитие монологичес-кой  речи:

- пересказ  рассказов и сказок;

- составление описательных рассказов.

 

 

-Пересказ небольших текстов по наводящим вопросам;

- Пересказ рассказов, сказок по опорным картинкам;

-Составление описательного рассказа о предмете  с использованием мнемокарты;

-Разучивание стихов, потешек, прибауток;

- Составление предложений  по тематическим картинкам;

- Дидактические игры на составление простых распространенных предложений, на нахождение грамматических ошибок в предложении, на установление  логической последовательности событий.

(Д/И «Составь предложение»,

«Найди ошибку»,  «Что сначала, а что потом» и т.д.)

 

Развитие фонемати-ческого слуха

Развитие слухового восприятия и внимания, слуховой памяти.

- Дидактические игры и упражнения  на развитие слухового внимания, восприятия и слуховой памяти; умение выделять нужный звук в словах, определять его наличие в лове, подбирать слова на заданный звук, выделять звук в словах. (Д/И «Поймай звук», «Где спрятался звук», «Кто в домике живет», ««Волшебные слова со звуком..» и т.д.)

- Фонетическая гимнастика

- Игры имитации.

Развитие познавательных процессов

Развитие памяти (прочность запоминания)

- Дидактические игры и упражнения  на развитие памяти;

- Упражнения на повторение логической последовательности (работа с раздаточным материалом,  графические задания);

- Индивидуальные трудовые поручения и выполнение творческих заданий (умение запоминать многоступенчатую инструкцию);

-разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц;

(Д/И «Запомни и повтори», «Что изменилось», «Продолжи цепочку», «Найди сходства и различия» и т.д.)

Развитие мелкой моторики руки и графомотор--ных навыков.

Формирова-ние навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином. Развивать умение работать с мелкими деталями конструктора

Развитие гибкости кисти рук и пальцев.

- Игры с мазайкой;

- Пальчиковый театр;

- Игры с нитками

«Ниткорафия» (выкладывание предметов, сюжетов сказок на фланелеграфе с помощью ниток);

- Обводка предметов по шаблону;

- Штриховка;

- Упражнения на развитие кистей рук («Погладим кошечку», «Моляр», «Бабочка», «Листопад и т.д.)

- Работа с бумагой (оригами);

- Игры с предметами обихода («Шнуровка», «Застегни- расстегни», «Открутим и закрутим»  и т.д.)


Полный текст материала Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ТМР смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Майданкина Инна Викторовна  Публикатор
учитель начальных классов, ГБОУ Самарской области "Школа - интернат №2 для обучающихся с ОВЗ" г.о. Жигулевск
02.04.2017 1 154 31
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Комментарии • 19:16, 10.04.2017
Спасибо, Инна, что вы щедро делитесь со всеми наработанным материалом. Очень мало методической литературы по этой теме, ведь Вы тоже знаете об этой проблеме, как никто другой. Здоровья! Терпения! Оптимизма! Ольга