Индивидуальная карта исправления речи у ребёнка с ОВЗ


Индивидуальная карта исправления речи у ребёнка с ОВЗ

Подоплеловой Натальи Сергеевны, МБОУ СОШ № 25 г. Кирова


п/п

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Причины трудностей (психологическая симптоматика)

Задания для коррекции

1

Ограниченность словарного запаса, резкое преобладание пассивного словаря над активным

Неподготовленность к обучению (педагогическая запущенность)


Неправильное отношение к учению


Астенические состояния, вызванные частыми заболеваниями, сниженная работоспособность


Низкая продуктивность деятельности


Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами)


Преобладание процессов возбуждения и торможения


Несформированность чувства языка


Замедленность и искажённость формирования всех психических процессов


Снижение умственной активности (слабая зависимость деятельности от поставленной цели; подмена цели более простой, знакомой; ошибочное решение задач при изменении условия, затруднение в поисках общего способа решения задач, когда надо осуществить широкий перенос), недостаточность интеллектуальной инициативы


Снижение памяти, опосредованного запоминания


Слабость памяти и речевых средств

  • Для обогащения словаря задание на усвоение значений слов путём подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова (приём описания признаков объекта). Но учитывать, что любое речевое действие представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи.

  • Различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению, придумывание и отгадывание загадок и др.

  • Развитие познавательной и речевой деятельности, коррекционные приёмы формирования лексики

  • Игра: умение выполнять взятую на себя роль, спланировать и удержать в памяти программу сложного сюжета, осуществить контроль за ходом игры, сличать ход игры с соответствующей жизненной ситуацией.

  • Словесный отчёт о выполненном задании (сначала взрослый делает такой отчёт сам, а ребёнок слушает его; потом проделанная работа описывается совместно; и только потом ребёнок самостоятельно рассказывает о том, что он сделал).



2

Неточное, недифференцированное употребление слов

3

Сужение понятий

4

Бедность содержания, неадекватность осмысления понятий

5

Недостаточность слов, обозначающих общие понятия, конкретизирующих эти понятия, раскрывающих их суть

6

Редкое употребление сравнительных оборотов

7

Разрозненность знаний, связь их с конкретной ситуацией

8

Зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности: неточности восприятия, неполноценности анализа и др.

9

Затруднённость активизации словарного запаса

Создание условий для речевого общения

10

Своеобразие словообразовательных процессов

Упражнения на изменение исходного слова и получение его форм или родственных ему слов; сравнение значения исходного слова и полученных при его изменении; сопоставление форм исходного слова и новых слов, выделение морфем, которыми они отличаются; сопоставление двух предложений, отличающихся одним словом; анализ предложения с помощью интонирования; придумывание предложений с заданным словом и определение числа слов в них; анализ заданного предложения с помощью материальных опор (работу начинать с простых примеров).

11

Трудности между формированием практических умений и навыков в области пространственных отношений и возможностью их понимания и отражения в речи



Трудности в понимании логико-грамматических структур, в произвольном оперировании словами


Пространственные и временные нарушения



Развитие пространственных представлений с оречевлением действий: узнавание геометрических фигур, сличение геометрических узоров, срисовывание, конструирование, работа с мозаикой, изготовление аппликаций; тренировка в выполнении инструкций, основанных на понимании пространственных отношений (формы творительного падежа; непривычный порядок слов; атрибутивные конструкции родительного падежа; сравнительные конструкции, если нет наглядного образца)

12

Трудности понимания логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения; сложно дать отчёт при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений

13

Нарушение продуктивности использования интеллектуального приёма



Незнание способа решения

Развитие активной познавательной деятельности в сфере языка (способствуют формированию обобщённых словесных классов и их дифференциации): подбор родственных слов, номинация действующих лиц, аналогии, образование родственных слов другой части речи, сравнение грамматически верных и ошибочных форм слов.

14

Нарушения процесса перешифровки логико-грамматических структур языка на единицы смысла.

Трудности в понимании и употреблении сложных грамматических структур


Низкий уровень развития вероятностного прогнозирования

  • Развитие механизма контроля правильности речи (появляется в результате речевого опыта), речевой динамический стереотип

  • Организация речевой практики ребёнка (оречевление); окончание слов, предложений, связного текста; построение рассказа с опорой на картинку; отгадка продолжения сказки, рассказа; оценка слова, предложения, текста со смысловыми искажениями, но формально построенных верно; с формальнозвуковыми и грамматическими искажениями при общем сохранном смысле высказывания; оценка текстов (смысловая и формальная стороны, найти и исправить ошибки)

15

Аграмматизмы: пропуск или избыточность членов предложения; ошибки в управлении и согласовании; ошибки в употреблении служебных слов; ошибки в определении времени глаголов; трудности в слово- и формообразовании; структурная неоформленность высказывания; пространность сложноподчинённых предложений.

Дефекты речи


Малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания (очень бегло просматривает образец, не сверяется с ним ни во время выполнения задания, ни после его завершения даже при неудовлетворительном выполнении задания)

  • Подражание, прослушивание звучащего образца (запись говоримой, а не озвученной письменной речи, лучше детской)

  • Обсуждение устных высказываний товарищей, запись рассказа самого ребёнка на магнитофонную плёнку с последующим его прослушиванием и анализом


16

Неумение выделить предложение из текста

Трудности в планировании и развёртывании речевого сообщения


Динамические нарушения речевой деятельности, выраженные в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования (оформление высказывания)


Импульсивность действий


Недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ, импульсивность действий


Отсутствие целенаправленности в работе (хаотичность, неумение подчинить свою деятельность единой цели, обдумать ход выполнения работы)


Нарушение или утрата программы деятельности (упрощение, повторения)

  • Пересказ по готовому образцу

  • Составление плана рассказа при помощи наглядной опоры (умение самостоятельно составлять программу высказывания)

  • Составление рассказа по опорным словам (помогают сделать программу высказывания стабильной, удерживают от соскальзывания), по серии картинок (оречевить готовую наглядную программу высказывания), по серии с нарушенной последовательностью (самостоятельно построить программу высказывания из разрозненных элементов и реализовать её)

  • Умение проанализировать ситуацию, выделить самое существенное (подобрать название)

  • Самостоятельная активная речевая деятельность ребёнка (побуждение к диалогу, к беседе, высказываниям, умение отвечать на вопросы, спрашивать, продолжение начатого разговора)

  • Составление предложений с заданным словом (актуализация средств высказывания), переименование предмета

  • Задания на конструирование предложения из набора слов

  • Завершение предложений, продолжение заданных предложений

17

Неумение строить программу предложения и грамматически её развёртывать

18

Трудности в построении предложений, сочетании слов в предложении; в осознании значений, которое вносит во фразу каждое слово

19

Нарушение порядка слов в предложении, предложения с составными именными сказуемыми, стереотипность словосочетаний, их неадекватность, несогласованность определения с определяемым словом

20

Трудности в понимании и употреблении сложных грамматических структур

21

Трудности в дифференцировании грамматических понятий

22

Частое использование личных и указательных местоимений, усиливающие повторения

23

Трудности привлечения своего сенсорного опыта к описанию воспринимаемого



Развитая неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия


Недостаточность регулирующей функции речи


Ситуативный характер речи


Сложности словесного отчёта о проделанной работе


Трудности в совмещении речевой и предметной деятельности


Недостаточность интеллектуальной деятельности функционального характера, связанная с неустойчивостью внимания


Невладение определёнными интеллектуальными операциями

  • Словесные игры во время экскурсии

  • Увеличение времени для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений

  • Дать отчёт о выполненной работе (на начальных этапах по ходу деятельности), обучение самоконтролю, развитие мотивационной стороны речевой деятельности, введение добавочных мотивов, похвала, значимость для данного ребёнка, создание проблемных ситуаций, неоднократность повторения

24

Трудности перевода зрительных впечатлений в словесную форму (простое перечисление изображённого, многочисленные аграмматизмы, быстрое соскальзывание с одной темы на другую, стереотипность, постоянное возвращение к высказанной мысли)

25

Нарушения в формировании монологической речи , трудности при самостоятельном воспроизведении текста

  • Инструкции: выделение в многочленной инструкции составных частей (возможно использование внешних опор); выполнение задания материализуется (фишки); приём демонстрации выполняемых действий одновременно с проговариванием

  • Задания, целью которых является обучение ребёнка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, нахождение связи между предложениями:

  • Конструирование предложений из наборов слов

  • Окончание начатого предложения

  • Окончание начатого текста

  • Установление логической связи между 2-3 предложениями


26

Трудности в овладении навыками чтения и письма, дисграфия

27

Нарушения опосредованного запоминания

28

Неподготовленность к языковым наблюдениям







Полный текст материала Индивидуальная карта исправления речи у ребёнка с ОВЗ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подоплелова Наталья Сергеевна  Публикатор
08.07.2023 0 389 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК