Родительское собрание "Педагогическая культура родителей"


«Щенок, воспитанный пинком
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели - пеньки»
С. Михалков

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?

Попробую ответить на этот вопрос сейчас, после проведённого родительского собрания.

Целью родительского собрания было:

Актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми; убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания.
В ходе подготовки родительского собрания была проведена беседа с детьми на тему: «Кто для нас наши родители?», анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений с детьми.

В результате индивидуального анкетирования, я выяснила, какой психологический климат в семьях моих подопечных.

Класс мой – коррекционный, воспитанием шестерых детей занимаются только мамы, т.к. пап в этих семьях нет. Только одна мама работает в лесозаготовительном участке, остальные мамы – безработные. Два ребёнка воспитываются в детском социальном приюте. В этих семьях родители не уделяют должного внимания детям, некоторые родители систематически злоупотребляют спиртным.

Разумеется, дети из таких семей рано узнают всё о пьянстве, скандалах, драках. Если этим впечатлениям противостоят другие, лучшие влияния, то всё это, может, и не развратит детей. Но ни один ответственный родитель, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, не станет специально - в «воспитательных» целях - показывать маленькому ребёнку подобные сцены.

Если мы ведём дурную жизнь, она отражается и на наших детях.

Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью: «Я буду напиваться, как мой отец». Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, своим образом жизни, каждым своим поступком.

И этот факт налагает на нас огромную ответственность. Наша жизнь, отражённая таким образом в душе детей, перейдёт вместе с ними в будущее – к нашим внукам и правнукам.

На первый вопрос анкеты: «Ласкова – ли со мной мама?» - только двое ребят ответили положительно, а как это страшно.… Только один ребёнок на вопрос анкеты: «Кричит – ли на меня мама?» - ответил отрицательно. И на вопрос анкеты: «Может ли мама меня шлёпнуть или ударить?» - только двое детей ответили – «никогда».

Наиболее незащищёнными являются дети из трудных семей, как правило. Это дети, которых никто из взрослых не захотел одарить своей дружбой и доверием. Это дети, которые в раннем детстве могли испытывать так называемый тактильный голод, т.е голод в прикосновениях. Несостоявшийся эмоциональный контакт с матерью – основа многих вариантов психического неблагополучия. От того, в какой мере удовлетворяется потребность ребёнка в эмоциональном контакте с родителями и педагогами, сверстниками, зависят и его интеллектуальные возможности, характер его взаимоотношений с окружающими, а затем со своей семьёй и детьми.

Школьники, подвергающиеся физическому насилию в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особо конфликтны.

Организовав в начале собрания анкетирование родителей, выяснилось, что родители не уделяют должного внимания ребёнку, не знают своих прямых обязанностей как родителя. Но в то же время они могут делать замечания не только своим детям, но и чужим, могут кричать на своих детей, хотя дети – это зеркальное отображение их самих.

Родители думают, что - ребёнка можно «шлёпнуть», потому что боль невелика, а польза несомненна; чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.

Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.
Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоническому росту и всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и жестокое обращение с ребёнком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностью и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не научит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь, и обман.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест; обиду, чувство оскорблённости; разрушение «нравственных тормозов»; стремление к обману, изворотливость; потерю способности к здравому рассуждению; ребёнок перестаёт видеть границу между «можно» и «нельзя»; агрессивное поведение; снижение самооценки; ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Но ещё более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо если это будет взрослый.
Да дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей. Без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию, помогут следующие рекомендации, составленные Б.М.Бим-Бадом в книге для родителей: «Мудрость воспитания».

  • Прислушайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка. Но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
  • Принимайте решения совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения; ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые установил сам. При этом я не отрицаю, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам, выбирать из нескольких возможностей.
  • Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
  • Требуя, что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
  • Не требуйте от ребёнка непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  • Не действуйте сгоряча. Остановитесь и подумайте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе.

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Всё это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребёнок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме задержки психического развития, я выявила, что все дети с неосложнённой формой ЗПР могут быть успевающими учениками массовой школы, но их необходимо своевременно заметить и осуществить по отношению к ним строго индивидуальный подход.

Если учителю достался класс, с такими особенностями развития, ему необходимо тщательно изучить и проанализировать характер затруднений в изучении и поведении этих детей и разработать индивидуальный план работы с ними. Понимание характера отклонений у детей само по себе даёт учителю возможность найти наиболее правильные пути педагогического воздействия.

Одна из основных причин – это незнание родителями закономерностей психического развития ребёнка, и их низкая осведомлённость об имеющихся возможностях психолого-педагогической помощи, а иногда и отсутствие социальной ответственности у членов семьи.
Для того чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на развитие детей с задержкой психического развития, нужно обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях.

Надо учитывать, что ребёнок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха. Именно для ребёнка с задержкой психического развития данная ситуация необходима.
Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру: так дикое лесное растение, когда его пересадят в сад и подвергнут уходу садовника, делается и пышнее цветом и вкуснее плодом.

Далеко не всем нашим питомцам быть инженерами и врачами, учёными и художниками, а отцами и матерями быть всем, без исключения, мужьями и жёнами – быть всем…


Полный текст материала Родительское собрание "Педагогическая культура родителей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Биккулова Альбина Ринатовна  учитель3797
11.04.2010 9 20318 3289
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 8
avatar
8 irinka809197 • 04:53, 16.12.2010
спасибо большое
avatar
7 Luba7483 • 18:38, 30.11.2010
Интересный и полезный материал. Данная тема, мне кажется, очень актуальна на данный момент. Следующее собрание, я думаю посвящу этой проблеме.
avatar
6 ТЛМ • 23:31, 19.11.2010
Альбина Ринатовна, большое спасибо за материал, обязательно использую в своей работе!
avatar
5 zhanna09111973 • 23:17, 17.11.2010
спасибо!!!! материал действительно актуален!
avatar
4 brn • 14:34, 08.11.2010
Спасибо, очень нужный материал!
avatar
3 Swetaaa • 19:19, 25.09.2010
Полезный материал. Пригодится мне в работе.
avatar
2 учитель3797 • 22:05, 21.09.2010
Извините, только увидела комментарий. Заархивировала. Заранее благодарна.
avatar
1 K@tti • 19:21, 15.04.2010
Тема важная.
Пожалуйста архивируйте материалы.