Урок "Песни народов Крайнего Севера" для начальной школы (.docx)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Кепервеем»











Урок музыки

«Личные песни» народов крайнего севера»

(начальная школа)






















Н.И.Филиппова

учитель музыки





2012 г.




Тема: «Личные» песни народов Крайнего Севера»

Цель: познакомить учащихся с традициями индивидуального песне творчества.

Задачи: 1. Знать жанры песенного творчества народов Крайнего севера;

2.Развитие творческой личности;

3.Воспитание эстетических и патриотических чувств;

4.Развитие музыкальных способностей;

5.Воспитание любви к народной музыке.

Музыкальный, дидактический материал: бубен, аудиоматериал, рисунки, презентация, "музыкальные инструменты чукчей".

Ход урока

Начать урок со звучания народной песни и со звучания бубна.
Учитель:Ребята! мы с вами изучали народную музыку украинского, белорусского, кавказского народов. Мы с вами разобрались, что музыкальный язык народов зависит от климата, природы, рельефа и от литературного языка. А сегодня мы с вами попробуем разобраться в песенных жанрах народов Севера и познакомимся с ударным инструментом - бубном.

В начале урока вы слышали звучание музыкального ударного инструмента.

Вопросы: Как называется этот инструмент на чукотском языке? Слышали ли вы этот инструмент раньше и где?

Учитель: У коренных народов Севера, живущих в тундре и на побережье главным инструментом является бубен (ярар). Он и символ музыки, и символ Солнца. Земли. У народов Севера есть «три священные вещи: олень, огниво и бубен» Олень и огниво - несёт в себе жизнь. Бубен - внутренний мир человека.

Все свои чувства человек передаёт через звучание бубна. Бубны бывают различных размеров: мужской бубен большой и с ручкой, женский меньше по размеру и без ручки.

Игра «Белый шаман»

Цель: развивать ритмическую память.

Ход игры:

Дети стоят в кругу ( можно за партами), учитель выстукивает на бубне по очереди каждому ученику разные ритмические рисунки, которые нужно точно повторить, кто не справляется с заданием, выходит из игры. Победитель становится белым шаманом (предложить ребятам быть шаманом).

Учитель: Ребята! Я не случайно начала объяснять тему урока с

инструмента бубна. Ведь бубен сопровождает все песни и танцы народов Севера. Без этого инструмента трудно представить музыкальное творчество коренных народов Севера. Здесь на Чукотке распространена традиция индивидуального песнетворчества. Песенных жанров много - это «личные» песни, их ещё называют песни - обереги, наигрыши, песни - танцы (с элементами пантомимы) шаманские песни - заклинания, песни - дарения, гостевые песни ( когда хозяин сочиняет песню гостю).Рассмотрим один из жанров песенного творчества «личные» песни - обереги.

Каждый человек должен иметь детскую, взрослую и предсмертную песню. В детской личной песне родители желают, ребёнку вырасти и стать хорошим оленеводом, охотником, рыбаком - если это мальчик. Девочке желают стать искусной мастерицей, работящей хозяйкой.

Взрослая личная песня сочиняется взрослым человеком и с годами обновляется. Предсмертная личная песня, когда человек подводит итог всей

жизни. А сейчас я вас познакомлю с человеком, который знает много песен, любит их петь, и является хранителем народного песенного творчества Крайнего Севера. Это Омкыргин Павел Иванович. Он работал оленеводом в Айонской тундре. Послушайте песни в исполнении Павла Ивановича.

Песни:

А мы ребята вместо физкультминутки будем исполнять под пение чукотские танцевальные движения.

Учитель: В чукотском фольклоре если кто - то поёт чужую личную песню, то для автора это считается почётом: «он запел мою песню - значит, он меня уважает». А в эвенкийском фольклоре на такое обижаются: «он запел мою песню - он меня дразнит». Тексты песен разнообразные. В личных песнях люди пели о жизни, о том, что окружает человека, о своих чувствах. А сейчас мы поработаем над чукотской песней «ТАТАКАЙ» Распевание на припеве песни.

Работа над музыкальным и литературным текстом, (дать ученикам подыграть на бубне).

Итог урока: Ребята сегодня мы познакомились с жанрами песенного творчества народов Крайнего Севера. Мы узнали, что у этих народов есть личные песни - обереги, которые сопровождают и охраняют человека всё жизнь.

Домашнее задание:

1.Сочинить свою личную песню.

2. Оформить свою песню в виде открытки или книжечки.

Пояснительная записка.

Урок предназначен для начальных классов,с использованием национально-регионального компонента. Цель урока - продолжать учить детей высказываться о характере музыки и выразительных средствах песни, слышать и изменять темповые изменения в песне.

Закреплять с детьми умение петь легко, свободно, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова, правильно интонировать мелодию.

Задача - продолжить знакомство с музыкальной культурой народов Севера, стимулировать к образному выполнению танцевальных движений, воспитывать у детей уважение к культуре народов Севера.

Слайд 1
Музыкальные инструменты чукчей Экзаменационная работа по культуре Чукотки учащейся У класса Билибинской детской школы искусств Курмановой Натальи с. Кепервеем – 2011 г
Слайд 2
ярар - бубен ЯРАР -ЧУКОТСКИЙ БУБЕН, СТАРИННЫЙ И САМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЖИТЕЛЕЙ ЧУКОТКИ. НА ДЕРЕВЯННЫЙ ОБОД НАТЯГИВАЮТ КОЖУ ОЛЕНЯ, ДЛЯ ОБОДА ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОЛЬХУ, ЛИСТВЕННИЦУ, БЕРЁЗУ. КОЛОТУШКУ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКИ.
Слайд 3
ванныярар – ротовой бубен ВАННЫЯРАР – «ЗУБНОЙ БУБЕН». ВАННЫЯРАР ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ БЕРЕЗОВОЙ, БАМБУКОВОЙ (ПЛАВУН), КИТОВОГО УСА, КОСТЯНОЙ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЛАСТИНКИ. ПОЗДНЕЕ ПОЯВИЛСЯ ДВУЯЗЫЧКОВЫЙ ВАРГАН. ВНУТРИ ПЛАСТИНЫ ВЫРЕЗАЕТСЯ ЯЗЫЧОК, ПОСТЕПЕННО СУЖИВАЮЩИЙСЯ К КОНЦУ. У ОСНОВАНИЯ ЯЗЫЧКА ИМЕЕТСЯ ДЫРОЧКА С ПРОДЁРНУТОЙ В НЕЙ НИТКОЙ. ИЗМЕНЯЯ ОБЪЁМ ПОЛОСТИ РТА, ПОЛУЧАЮТ НУЖНУЮ ВЫСОТУ И ИСПОЛНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЕ НАИГРЫШИ.
Слайд 4
варган ВАРГАН – ДУХОВОЙ ВАРГАН. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ВИЛКУ С КРУГЛОЙ ПЕТЛЁЙ И ВЫТЯНУТЫМИ КОНЦАМИ. В СЕРЕДИНЕ ПЕТЛИ УКРЕПЛЁН СТАЛЬНОЙ ЯЗЫЧОК С КРЮЧКООБРАЗНО ЗАГНУТЫМ СВОБОДНЫМ КОНЦОМ. ВСТРЕЧАЮТСЯ ВАРГАНЫ С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ ЯЗЫЧКАМИ. ВАРГАНЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ГОРЛОВОМ ПЕНИИ, ПОДРАЖАНИИ ГОЛОСАМ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ.
Слайд 5
тэлитэл ТЭЛИТЭЛ – ЭТО ДВУХЛОПАСТНАЯ ВЕРТУШКА – ВИХРЕВОЙ СВОБОДНЫЙ АЭРОФОН. ВРАЩЕНИЕМ ОБЕИХ РУК ШНУРКИ ЗАКРУЧИВАЮТСЯ. ПОПЕРЕМЕННЫМ УСИЛИВАНИЕМ И ОСЛАБЛЕНИЕМ НАТЯЖЕНИЯ ШНУРКОВ ТЭЛИТЭЛ БЫСТРО ВРАЩАЕТСЯ ТО В ОДНУ, ТО В ДРУГУЮ СТОРОНУ, ИЗДАВАЯ ЖУЖЖАЩИЙ ЗВУК. В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧУКЧЕЙ ТЭЛИТЭЛ ИМЕЛ ОБРЯДОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТОГДА КАК СЕЙЧАС ОН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ.
Слайд 6
въюлгын ВЪЮЛГЫН ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ ДЕРЕВЯННОЙ ДОЩЕЧКИ. НИТКУ ПРОДЕВАЮТ ЧЕРЕЗ ДЫРОЧКУ У ОСНОВАНИЯ ПЕРА, ДРУГОЙ КОНЕЦ НИТКИ ПРИКРЕПЛЯЮТ К РУЧКЕ. ИНСТРУМЕНТ БЫСТРО ВРАЩАЮТ НАД ГОЛОВОЙ. ВЪЮЛГЫН ИЗДАЕТ ЗBУК, ПОХОЖИЙ НА ЗАВЫВАНИЕ ВЕТРА.
Слайд 7
выёпчанан ВЫЁПЧАНАН ИМЕЕТ ВОСЕМЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ. ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ КОРЫ ДЕРЕВА, БОРЩЕВИКА ИЛИ КОСТИ, МОРЖОВОГО ПУЗЫРЯ, ИЗ КОСТИ ЛЕБЕДЯ, МОРЖОВОГО КЛЫКА ИЛИ МЕДВЕЖЬЕГО ЗУБА, ИЗ КУСОЧКОВ БЕРЕСТЫ, КУСТАРНИКА. ПРИ СВИСТКЕ ИЗДАЁТ ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК. ИЗДАВНА ЕГО ПРИМЕНЯЛИ ПРИ СГОНЕ ОЛЕНЕЙ И ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ НА ПТИЦ В КАЧЕСТВЕ МАНКА.
Слайд 8
погремушки ВЭНИВЫРГЫРГЫН - ПОГРЕМУШКИ. ИХ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ИЗ КОСТЯНЫХ, МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПЛАСТИНОК, ИСПОЛЬЗОВАЛИ ТАКЖЕ БУБЕНЦЫ И КОЛОКОЛЬЧИКИ.
Слайд 9
мембранофон МЕМБРАМОФОН – ПОГРЕМУШКА ИЗГОТАВЛИВАЛАСЬ ИЗ ВЫСУШЕННОГО ЖЕЛУДКА КУРОПАТКИ. ВЫЧИЩЕННЫЙ ЖЕЛУДОК НАДУВАЮТ И СУШАТ, ЗАТЕМ НАСЫПАЮТ В НЕГО МЕЛКИЕ РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ КАМЕШКИ (ОКАТЫШИ). СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ. БЕРЕТСЯ ПОРОЖНЯЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. В НЕЕ НАСЫПАЮТ РЕЧНЫЕ КАМЫШКИ И ПЛОТНО ЗАКРЫВАЮТ КРЫШКОЙ. НА БАНКУ НАДЕВАЮТ ЧЕХОЛ ИЗ МАТЕРИИ ИЛИ КОЖИ, УКРАШЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ И ЦВЕТНЫМИ ПОДВЕСКАМИ.  
Слайд 10
флейта СОСУДНАЯ ФЛЕЙТА ИЗ МОРЖОВОГО КЛЫКА ИЛИ МЕДВЕЖЬЕГО ЗУБА. ТЕПЕРЬ ИХ ЗАМЕНИЛИ СВИСТКИ ИЗ ПРОСТОЙ ЖЕСТИ С ЗАГНУТЫМ ЯЗЫЧКОМ, КОТОРЫЙ ОБРАЗУЕТ С ОТВЕРСТИЕМ СВИСТКА НЕБОЛЬШУЮ ЩЕЛЬ. В ЗАГНУТЫЙ ЯЗЫЧОК КЛАДЕТСЯ ТВЕРДЫЙ ГОРОШЕК ИЛИ КАМУШЕК.
Слайд 11
Эйн энэн – смычковая пиколютня РЕЗОНАТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. ЧЕРЕЗ ВСЮ ДЛИНУ ПРОХОДИТ ДЕРЕВЯННАЯ ШЕЙКА. НАТЯГИВАЮТ ДВЕ ТУГО НАТЯНУТЫЕ НИТИ. СМЫЧОК ИЗГОТАВЛИВАЛСЯ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ БАМБУКА. ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА ПАЛОЧКУ СЛЕГКА СМАЧИВАЮТ В ВОДЕ И ВОДЯТ ЕЮ ПО СТРУНЕ.

Полный текст материала Урок "Песни народов Крайнего Севера" для начальной школы (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Филиппова Надежда Ивановна  Довгопол
03.04.2012 1 8637 690

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК