Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства “Народно-декоративное искусство Северо-Востока” для V-VI классов


Даны интересные наглядные пособия к урокам ИЗО “Народно-декоративное искусство Северо-Востока” для V-VI классов. Данные наглядные пособия (таблицы к урокам ИЗО, рисунки учителя к урокам ИЗО, примерное содержание урока) можно применять на уроках ИЗО при выполнении заданий по тематическому рисованию и иллюстрированию, на занятиях дополнительного образования учащихся, на ИЗОкружке. Развитие творческих способностей и умений учащихся происходит при выполнении орнаментальной композиции народностей Северо-Востока, применяя цвет и изобразительные элементы.

1. Введение

Актуальнейшая проблема современного образования - формирование у детей непредвзятого взгляда на мир, понимание культуры Крайнего Северо-Востока России, уважение к его национальным традициям в декоративно-прикладном искусстве.

Культура Крайнего Северо-Востока России самобытна и колоритна, гуманистична и нравственна. В её основе - богатый жизненный опыт народов Севера, живущих в суровых природных условиях и всегда готовых прийти на помощь попавшему в беду.

Культура народов Северо-Востока:

  • национальные праздники и обряды,
  • национальные игры,
  • основные виды традиционной одежды.

Художественное развитие учащихся, приобретение знаний и умений не может быть без наглядного обучения. Не случайно Коменский провозгласил принцип наглядности – “золотым правилом дидактики”.

При показе наглядных пособий ученик получает известные зрительные образы, которые помогают ему многое уяснить. Насколько школьник усвоил учебный материал, может показать только его самостоятельная и активная работа, когда он сам начинает проверять на практике то, что ему показал и объяснил учитель. Отсюда вытекает принцип активности и сознательности обучения.

В целях формирования интереса и любви к искусству чукчей и эскимосов и развития у учащихся эстетического чувства можно применять наиболее рациональные формы обучения с использованием наглядных пособий:

  • интегрированные уроки;
  • уроки самостоятельного творчества;
  • уроки – экскурсии.

Комплект наглядных пособий- таблиц состоит из 3 учебных таблиц: “Геометрические орнаментальные мотивы чукчей и эскимосов”, “Сумки”, “Художественно-технологические приёмы обработки кожи”. По своему назначению они могут быть использованы на уроках следующим образом: для показа учащимся при изучении нового материала; как справочный материал.

Проводя уроки по темам “Применение национального орнамента народов Северо-Востока согласно его назначению (на одежде, на предметах быта, на национальных игрушках)”, перед началом практической работы учащихся учитель показывает контурный рисунок одежды (мужской и женской кухлянки, рукавицы), предметов быта (сумки), национальных игрушек (мяча и чукотской куклы) на альбомном листе, чтобы учащиеся знали, как размещать рисунок и где выполнять национальный орнамент.

Представлены рисунки учителя:

  • Сумка народностей Крайнего Севера (два варианта); 
  • Кухлянка женская; 
  • Кухлянка мужская; 
  • Рукавица народностей Крайнего Севера; 
  • Чукотская кукла (два варианта); 
  • Сочетание отдельных мотивов в одном элементе (для выполнения национального орнамента народов Северо-Востока).

На ИЗО - кружке декоративно-прикладного искусства, используя наглядные пособия, учащиеся могут заниматься изготовлением подвесок – сувениров, художественных изделий из меха и кожи, применяя национальный орнамент чукчей и эскимосов.

Наглядные пособия- таблицы и рисунки учителя ИЗО на альбомных листках способствуют творческой самостоятельности учащихся, помогают осознать народно-декоративное искусство как духовную летопись народов Севера.

2. Таблицы к урокам изобразительного искусства “Народно-декоративное искусство Северо-Востока” для V-VI классов 

Основное назначение таблицы – использование её при изучении темы “Виды национального орнамента”.

Знакомство с этой темой следует начинать со вступительной беседы о классификации орнамента, эволюции орнамента под влиянием русского населения, о видах национального орнамента, особенностях меховой мозаики.

Знакомство с орнаментами эскимосов и чукчей показывает, что их искусство во многом обнаруживает черты сходства. В основном это комплекс орнаментальных мотивов строго геометрического характера. На таблице приведены разные типы мотивов: полосы, квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, параллельные линии, точки, прямая и косая сетки из квадратов и ромбов, группа простейших геометрических узоров.

После изучения национального орнамента можно дать учащимся задание:

  • Выполнить эскиз национального орнамента (узкие полосы орнамента, располагающиеся горизонтально).

Закрепление теоретического материала. Вопросы для учащихся:

  • Назовите виды национального орнамента.
  • Назовите геометрические орнаментальные мотивы чукчей и эскимосов.

Таблица может быть использована также  и при изучении темы “Применение орнамента”.

Анализируя орнаменты эскимосов и чукчей можно видеть, что композиция их имеет устоявшийся характер. Это полосы по подолу и краям одежды, по воротнику и низу рукавов. Такие же полосы встречаются на перчатках, рукавицах, торбасах, сумках и т. д. Подобная декорировка подчеркивает конструкцию вещи.

Знакомство с темой “Применение орнамента” следует начинать со вступительной беседы о применении орнамента на одежде, на предметах быта, на орудиях охоты.

Можно предложить учащимся следующие задания:
1. Применение национального орнамента на одежде:
- Выполнить эскиз кухлянки (женской, мужской, детской)
- Выполнить эскиз рукавицы.

2. Применение национального орнамента на предметах быта:
- Выполнить эскиз сумки.
- Выполнить эскиз подвески - сувенира.
- Выполнить эскиз коврика.

3. Применение национального орнамента на орудиях охоты:
- Выполнить эскиз колчана.

Основное назначение таблицы - использование её при изучении темы “Применение национального орнамента на предметах быта (сумки чукчей и эскимосов)”.

Знакомство с этой темой следует начинать со вступительной беседы о декоративно-прикладном искусстве чукчей и эскимосов – художественной обработке изделий из меха и кожи, применения национального орнамента на предметах быта – сумках.

На уроке проводится словарная работа: 
Ровдуга - самодельная замша из оленьей шкуры, которую красят настоем ольховой коры или продымливают над кострами. 
Камус – мех с ног оленя.
Закрепленные: мандарка, розетка. 
Мандарка – шкура нерпы, обработанная особым местным способом с удалением волосяного покрова. 
Розетка – орнаментальная форма.

Основным технологическим приемом для украшения кисетов и сумок из меха служила меховая мозаика.

Примером мозаичных узоров на меховых сумках является полосовой орнамент, состоящий из различных комбинаций геометрических мотивов.

Такой пример приведен в верхней части таблицы – “Сумка охотника из меха оленя”. Передняя часть сумки состоит из четырех горизонтальных полос. Верхняя выкроена из однотонного меха и не имеет орнамента, так как прикрывается крышкой. На трех последующих мастерица с большой изобретательностью варьирует мотивы, меняя в каждом ряду их размеры, цветовое соотношение и ритмический строй. Боковая вставка сумки украшена полосовым орнаментом, состоящим из треугольников, полос и сочетанием отдельных мотивов в одном элементе – т.е. в кольце – круг.

В верхней части таблицы приведено изображение “Сумки охотника из кожи”. Полосовой орнамент было довольно трудно увязать с полукруглым или овальным низом сумок или кисетов. Обладая природным вкусом и развитым чувством формы, мастерицы, используя этот тип декора, старались объединить его элементы в квадратную или прямоугольную композицию и расположить таким образом, чтобы она органично вписывалась в поле сумки, не нарушая её пластической формы.

Простейшими средствами – двумя дугообразными параллельно уложенными полосками светлой кожи, укрепленными на поле сумки и расположенной между ними цепочкой ромбов – мастерица решает центральную часть композиции. Мотив изящно очерченных дуг, повторяющих форму сумки, поддерживается широким полуовалом боковой вставки, выполненной также из светлой кожи с аппликацией из коричневой мандарки. Орнамент на клапане тоже выполнен в технике аппликации и в целом повторяет центральную композицию с той лишь разницей, что ромбы здесь сменяются рядом мелких кружков, а середина акцентирована трехлепестковой розеткой из каплевидных мотивов.

В средней части таблицы приведено изображение “Сумки из кожи” - типичный пример, когда принципы кроя и конструирования сумок были тесно связаны с колористическими и композиционными задачами. Кожаная сумка имеет трехчастную композицию, где центр выполнен из широкой темнокоричневой полосы кожи, а боковые части – из отбеленной. Все три части объединяются пятью рядами горизонтальных фигурных и ажурных полос контрастного по отношению к фону цвета. Таким образом,  используя минимум художественных средств, мастерицы умели добиться большого ритмического и декоративного разнообразия.

В средней части таблицы также приведено изображение “Сумки из меха оленя”. Сумка украшена меховой мозаикой. На передней стенки сумки применен полосовой орнамент, состоящий из мотивов строго геометрического характера: полосы, прямоугольники и треугольники.

Геометрические орнаментальные мотивы увязаны с полукруглым низом сумки и клапана. В центральной части композиции – применение растительного мотива.

В нижней части таблицы приведены два изображения сумок. Орнамент женской сумки (“Сумка женская. Мандарка”) состоит из узких ремешков кожи, которые пришиты к основе сумки посредине ремешка продольными стежками темных ниток. Орнамент увязан с полукруглым низом сумки.
Женская сумка (“Сумка женская. Фрагмент. Мандарка”) украшена вырезанными из белой мандарки кружочками, треугольниками, ромбиками и узкими полосками, которые нашивались на кожу в определенном ритме. Орнамент дополняют тончайшие белые ремешки, продернутые в надрезы на коже в шахматном порядке.

Практическая работа.

Учащиеся могут выполнить задание:
- Выполнить эскиз сумки с использованием национального орнамента, т.е. составить свою орнаментальную композицию на передней стенке сумки, клапане, боковой вставке.

Содержание этой таблицы тесно связано с предыдущей таблицей – “Сумки”, с помощью которой осуществляется знакомство с декоративно-прикладным искусством чукчей и эскимосов – художественной обработке изделий из меха и кожи.

Основное назначение таблицы – использование её в объяснении темы “Применение национального орнамента на предметах быта (сумки чукчей и эскимосов)” и на ИЗО – кружке декоративно-прикладного искусства.

Художественная обработка меха и кожи в прошлом была традиционным народным искусством Крайнего Севера. Народы, населяющие Заполярье: чукчи, эскимосы и другие – со времён глубокой древности освоили мастерство обработки шкур северного оленя, изготовления самодельной замши – ровдуги, а также обработки шкур нерпы, меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи.

Эскимосские женщины испокон веков были искусными мастерицами  в области вышивки и аппликации.

Наиболее характерным примером метода аппликации являются различные накладные полосы, вырезанные из кожи. Простейшая из них - прямая лента, которая крепилась на основе изделия в любом соответствующем узору положении (см. “Аппликация из полос кожи”). Более сложные представляют собой цельную узорчатую полосу, образованную рядом геометрически  правильных элементов: треугольных, трапециевидных, зубчатых, иногда имеющих ажурные прорези тоже геометрической формы (см. “Прием аппликации фигурной полосой”, “Ажурная полоса для аппликации”).

Иногда полосы аппликации крепились к основе сложными декоративными швами (см. “Схема укрепления элементов аппликации декоративным швом”).

Сами мастера выделяют три типа аппликационных узоров. Первый – описанный выше, состоящий из накладных простых или ажурных с фигурными фестонами полос. Во втором случае орнамент выкладывался при помощи разрезных полос или мотивов. В этом случае на полосе нужного размера и формы делаются в определенной последовательности надрезы. В процессе притачивания к  изделию полоса слегка растягивается, и каждый зубец последовательно пришивается к основе. Образуется узор “ломаная линия” или “зигзаг” (см. “Узор аппликации из разрезной полосы”).

Кроме того, в аппликации широко распространен третий тип создания орнаментов из отдельно вырезанных элементов, которые составлялись в различных комбинациях и позволяли мастерам достигать большого разнообразия узоров (см. “Узор аппликации из отдельных элементов”).

Техника их использования проста. Элементы аппликации вырезаются из кожи или ровдуги (самодельная замша из оленьей шкуры, красят настоем ольховой коры или продымливают над кострами) и затем в соответствии с задуманной композицией укрепляются на основе стежками “за край”, несущими одновременно рабочую и декоративную функции. Так, мелкие прямоугольники из кожи, нашиваемые на кожаную же основу – это очень древний эскимосский орнамент.

Орнаменты в ранних изделиях состояли преимущественно из простейших геометрических форм. С возникновением в орнаментах изобразительных мотивов на кожаных панно, меховых коврах и других изделиях стали помещать силуэтные изображения животных: касаток, китов, моржей, нерп, медведей (см. “Фрагмент вышивки тамбуром”).

Выразительные возможности собственно метода аппликации расширял способ многослойного наложения элементов орнамента на основу в два и более рядов. На “Схеме выполнения узора методом многослойной аппликации” изображён орнаментальный ряд, состоящий из ромбов, выполненных методом аппликации. Каждый из них в свою очередь служит основой для ромбов меньшего размера, изготовленных из того же материала, но контрастного цвета.

Путем продёргивания разноокрашенных кожаных или ровдужных ремешков через прорези на основе изделия или на отдельных полосах кожи, которые затем подшивались в качестве составляющего элемента в орнаментальные каймы, получали полосовые орнаменты. Группируя продержки в несколько плотно расположенных рядов, образовывали различные варианты шашечных узоров.

Рисунок узора определяется расстоянием между прорезями. Если оно равняется ширине продёргиваемого ремешка, то образуется узор из чередующихся квадратов, а в многорядных продержках – шашечный. Если же расстояние между прорезями сокращать или увеличивать, то образуется узор из вертикально или горизонтально расположенных прямоугольников (см. “Схема проложения многорядных продержек”).

Вышивка цветными нитками у северян получила развитие гораздо позже, чем такими традиционными материалами, как сухожильные нитки или олений волос. Цветные нитки появились на Севере со времени проникновения привозных товаров, в том числе и тканей.

Наиболее древние конструктивные и декоративные швы выполнялись сухожильными нитками. Примером могут служить кожаные розетки, на которых орнамент выполнен одним из самых старых швов – швом “вороньи лапки” (см. Образец шва “вороньи лапки”).

Получили применение те швы, которые соответствовали традиционным приёмам декора: стебельчатый – для оконтуривания элементов орнамента, гладьевый, и ещё целый ряд швов, состоящих из крестообразных узоров (“козлик”, шов “лапками”, “косая решетка” и тому подобные.

Шов тамбуром, широко распространённый по всему дальневосточному региону, применялся и для оконтуривания, и для застилки деталей узора (см. “Фрагмент вышивки тамбуром”).

Меховая мозаика представляет собой соединение контрастных по цвету кусочков меха, сшитых вместе. Кусочки меха вырезали в виде полос, ромбов, треугольников и сшивали их так, что со стороны волосяного покрова нитки были совершенно не видны, поскольку кожа нерпы лишь слегка прихватывалась иголкой.

Особенность меховой мозаики - позволяет только геометрический орнамент. Меховой мозаикой эскимосские женщины украшали одежду, обувь, головные уборы, различного назначения сумки (см. таблицу “Сумки” – “Сумка охотника из меха оленя”), а также коврики.

Закрепление теоретического материала. Вопрос для учащихся:

  • Назовите художественно-технологические приемы, которыми пользуются мастерицы при изготовлении сумок.

Материал таблицы широко используется учащимися при выполнении заданий:

  • Выполнить эскиз кухлянки (женской, мужской).
  • Выполнить эскиз рукавицы.
  • Выполнить эскиз подвески – сувенира.
  • Выполнить эскиз коврика.
  • Выполнить эскиз колчана.

Таблицу можно использовать при закреплении учебного материала других тем программы по теме “Народно-декоративное искусство Северо-Востока”. 


Полный текст материала Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства “Народно-декоративное искусство Северо-Востока” для V-VI классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Акулёнок Галина Александровна  akula55
27.05.2018 0 383 6

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0