Статья "Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству"


Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству

Настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время в современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Несмотря на обширный педагогический опыт по совершенствованию художественного образования, выявляется недостаточность теоретической и практической разработанности данного вопроса, в частности, проблемы повышения эффективности преподавания изобразительного искусства через использование художественно-дидактической игры.

Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе

Исходя из вышесказанного, целью исследования мы поставили: рассмотреть и изучить вопрос применения игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству.

В соответствии с поставленной проблемой, целью проводимого исследования ставятся и решаются следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Определить виды дидактических игр, используемых в обучении школьников.

3. Определить значение использования дидактических игр на всех этапах обучения.

4. Разработать методику проведения отдельных уроков с использованием игровых технологий.

Исходя из вышесказанного, в качестве гипотезы выступает следующее предположение: использование художественно-дидактических игр на занятиях будет эффективно.

Объектом исследования выступает процесс обучения школьников изобразительного искусству.

Предмет исследования: художественно-дидактическая игра в процессе обучения школьников изобразительному искусству.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Теоретический анализ -- это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений.

Игровые педагогические технологии и их использование при обучении изобразительному искусству

В настоящее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса.

Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнению, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, их смысл именно в том, чтобы стать для ребёнка школой жизни.

Современная психология определяет, что игра охватывает все периоды жизни человека,что это вовсе не возрастной признак, а важная форма его жизнедеятельности. С игрой связана вся жизнь человека, изменяются лишь мотивы игры, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций.

Игра -- явление многогранное, как феномен культуры она учит, развивает, даёт возможность отдохнуть.

Заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного обучения. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что детям предоставляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности, ориентирует на выбор профессии и способствует развитию индивидуальности.

Урок - главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной степени сосредоточивается на уроке. В мастерской каждого учителя существует большое количество разнообразных приемов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит свои коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого педагога постоянно пополняется [16, с.43]

Игровые технологии в обучении, пожалуй, самые древние и давно заняли прочное место в практике проведения уроков. Игра помогает учащимся по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса к учебному предмету. Использование игровых технологий на уроках помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразовательную к главной цели -- творчески-поисковой деятельности.

В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Она является одной из генетических основ художественного творчества, способствующая его формированию и сопровождающая его.

Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Платон, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы -- А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев.

В советской психологии теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С.Выгодский, А.Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.

Проблеме развития творческого потенциала учащихся в игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства и художественного труда посвящены работы Б. Неменского, Б. Юсова, С. Коновец, В. Тименко.

В дидактическом словаре-справочнике К. Баханова игра представлена как "вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воспроизведение и усвоение общественного опыта, в котором создаётся и совершенствуется самоуправление поведением".

Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.

Игровая модель обучения призвана реализовывать, помимо основной дидактической цели, ещё и комплекс задач: обеспечение контроля над эмоциями; предоставление ребёнку возможности самоопределения; воодушевление и помощь в развитии творческого воображения; предоставление возможности развития навыков сотрудничества (в социальном аспекте), а также развития умений формулировать и высказывать своё мнение. педагогический изобразительный дидактический игра

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические и творческие процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Из всех значений игры нас в основном интересует ее роль в становлении, формировании личности, ее значении как средства духовно- нравственного и эстетического развития ребенка, подростка, юноши в процессе воспитания и обучения, и в частности на уроках изобразительного искусства.


Полный текст материала Статья "Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гадельшина Светлана Сергеевна  svetagadelshina
13.10.2018 0 356 7

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0