Экзаменационный материал для подготовки учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

Московской обл.











Экзаменационный материал для подготовки учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации

2 варианта









учитель истории и обществознания:

Свечкарь Ольга Петровна.



2011 г.

Вариант Ι

Часть 1

А 1. К экономической сфере жизни общества относится

  1. разработка и принятие законов

  2. создание произведений искусства

  3. организация выборов

  4. производство продуктов питания

А 2. Понятие «личность» используется для характеристики

  1. деятельности человека

  2. совокупности социально значимых качеств человека

  3. неповторимого своеобразия человека

  4. человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

А 3. В результате землетрясения были разрушены и повреждены многие постройки. Этот пример иллюстрирует

  1. влияние культуры на жизнь общества

  2. глобальные экологические проблемы

  3. воздействие природы на жизнь общества

  4. влияние людей на природу

А 4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества

Б. Общество развивается независимо от природы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



А 5. Что является отличительным признаком науки?

  1. обращение к сверхъестественным силам

  2. открытие объективных законов природы

  3. представление о добре и зле

  4. использование художественных образов


А 6. Верны ли следующие суждения о морали?


А. Нормы морали устанавливаются государством и являются общеобязательными.

Б. Нормы морали существуют только в письменной форме

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 7. Производительностью труда называют

  1. количество продукции, произведенной за единицу времени

  2. процесс производства товаров и услуг

  3. выполнение работником только одной отдельной операции

  4. разницу между доходом предприятия и общими издержками


А 8. Предприятие выплачивает своим работникам вознаграждение за труд. Это вознаграждение называется

  1. прожиточным минимумом

  2. прибылью

  3. налогом

  4. заработной платой


А 9. Работники небольшой фирмы выполняют заказы на ремонт и строительство дачных домиков. Вопросы о развитии фирмы и распределении прибыли они решают сообща. Какую форму собственности представляет фирма?

  1. акционерную

  2. государственную

  3. кооперативную

  4. общенародную


А 10. Верны ли следующие суждения о рынке?


А. Рынок регулирует производство и потребление товаров и услуг

Б. Развитие рынка неизбежно сопровождается экономическими кризисами

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 11. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку?


  1. пассажиры

  2. демократы

  3. малоимущие

  4. горожане


А 12. Национальная принадлежность человека является характеристикой его


  1. прирожденного статуса

  2. социальной роли

  3. достигаемого статуса

  4. общественного престижа


А 13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?


А. Семья охраняет сферу личной жизни человека

Б. Основной функцией семьи является производственно-экономическая

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 14. Что является признаком любого государства

  1. федеративное устройство

  2. демократический режим

  3. разделение властей

  4. сбор налогов


А 15. Конституция РФ гласит, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право


  1. равное

  2. пассивное

  3. активное

  4. прямое


А 16. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?


А. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий

Б. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на духовную жизнь общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 17. Что является административным правонарушением

  1. порча чужого имущества

  2. причинение тяжкого вреда здоровью человека

  3. безбилетный проезд в автобусе

  4. нарушение трудового договора


А 18. Гражданин взял в банке кредит на покупку земельного участка. Его отношения с банком регулируются нормами права

  1. трудового

  2. гражданского

  3. административного

  4. коммерческого


А 19. Что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?


  1. обращаться в государственные органы

  2. избирать и быть избранным

  3. участвовать в управлении государством

  4. платить установленные налоги и сборы


А 20. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?


А. Федеративное устройство РФ предполагает отсутствие у субъектов каких-либо суверенных прав

Б. Субъекты РФ выделены как по национальному, так и по территориальному признаку

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



Часть 2

В 1. Пятиклассник Андрей живет с родителями и старшей сестрой. Сравните две малые группы – семью и школьный класс , в которые входит Андрей. Запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – номера черт различия этих малых групп.

  1. совместное хозяйство

  2. родственные отношения

  3. групповые нормы и правила

  4. непосредственные личные контакты


Черты сходства

Черты отличия





В 2. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

Виды доходов: Факторы производства:

А) рента 1) капитал

Б) прибыль 2) земля

В) зарплата 3) труд

Г) проценты

А

Б

В

Г






Запишите в таблицу выбранные цифры


В 3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой

(А) Ученые многих стран изучают процесс глобального потепления. (Б) Вряд ли его последствия отрицательно скажутся на общественном развитии. (В) Вкладывать большие средства в развитие этого научного направления нецелесообразно.





Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А

Б

В




Ответ:





Прочитайте текст , проанализируйте диаграмму и выполните задание В 4 и В 5.


Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


В 4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Показатели неучастия граждан в выборах находятся на стабильно высоком уровне.

  2. Процент граждан, участвующих в демонстрациях и митингах, уменьшился.

  3. Доля граждан, заявляющих о своем членстве в партиях, стабильно растёт.

  4. Процент тех, кто следит за прессой и интересуется политическими событиями, незначительно вырос.

  5. Более половины опрошенных заявили о том, что не интересуются политикой.


Ответ: _________________________



В 5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Активная политическая жизнь не является приоритетом.

  2. Снижение интереса в к политике может быть вызвано отсутствием ярких лидеров.

  3. Очевидно, возрастает митинговая уличная активность граждан.

  4. Думается, что за период проведения опросов СМИ не потеряли доверие граждан.

  5. Доверие к политическим партиям возросло, они стали признанными лидерами общества.


Ответ: __________________________



Часть 3


Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные из них проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регулятором поведения людей. Право и мораль служат общей цели.

Мораль регулирует более широкую область отношений, чем право. Так, правовому регулированию не подлежат взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье.

Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в них выражается воля государства. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека.

Право, закон имеют в качестве особой гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.



С 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.



С 2. Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?



С 3. Чем различаются, по мнению автора, требования морали и права? Что обеспечивает исполнение требований морали?


С 4. Что, по мнению автора, обеспечивает исполнение норм права? Проиллюстрируйте тремя примерами это «обеспечение»


С 5. Гражданин А., защищая свою жену от оскорблений компании нетрезвых подростков, нанес одному из них телесные повреждения. Соседи и знакомые признали правоту гражданина А., поскольку он защищал близкого человека от неправомерных действий подростков, но он был осужден. Объясните ситуацию с точки зрения различия моральных и правовых оценок. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.



С 6. Автор отмечает, что право и мораль служат общей цели. Приведите три аргумента (объяснения), подтверждающих это суждение.

















































Ответы на задания Части 1 (каждое задание – 1 балл)


задания

Ответ

задания

Ответ

А 1

4

А 11

3

А 2

2

А 12

1

А 3

3

А 13

1

А 4

1

А 14

4

А 5

2

А 15

2

А 6

4

А 16

4

А 7

1

А 17

3

А 8

4

А 18

2

А 9

3

А 19

4

А 10

3

А 20

2




Ответы на задания Части 2


В 1, В 3, В 4 – 1 балл; В 2, В 5 – 2 балла (1 балл – с 1 ошибкой)


В 1

3412

В 2

2131

В 3

122

В 4

124

В 5

14





Ответы на задания Части 3


С 1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:


  1. Право и мораль: общие черты

2) Область регулирования морали и права

3) Отличительные признаки права


2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 2. Общие черты права и морали, указанные в тексте:

  1. входят в содержание культуры

  2. являются ценностными формами сознания

  3. имеют нормативное содержание

  4. служат регулятором поведения людей

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 3. Требования морали, по мнению автора, отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения.
Требования права более конкретны, в них выражается воля государства.

Исполнение требований морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием.

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 4. Исполнение норм права обеспечивает авторитет и сила государственной власти, а при необходимости и меры государственного принуждения.

Примеры:

  1. За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан работниками милиции.

  2. После принятия новых правил дорожного движения, водители более дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось.

  3. Гражданин Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.

3 балла (2 балла – ответ + 1 пример; 1 балл – только 1-2 примера)


С 5. Моральная оценка такова: гражданин поступил правильно, т. к. защищал свою жену от оскорблений. Правовая оценка: мужчина нарушил закон, за нанесение телесных повреждений он понесет либо административную, либо уголовную ответственность.

Фрагмент текста:

«Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом…»

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 6. Право и мораль служат общей цели; т. к.:

  1. Обеспечивают порядок стабильность в обществе;

  2. Являются регуляторами поведения людей в обществе;

  3. Формируют общую культуру человека;

  4. Формируют ценности и идеалы людей.







































Вариант ΙΙ

Часть 1

А 1. Реформа образования относится преимущественно к деятельности

  1. материально-производственной

  2. социально-преобразовательной

  3. научно-познавательной

  4. художественно-эстетической


А 2. К социальным потребностям человека относится потребность в

  1. питании

  2. самосохранении

  3. продолжении рода

  4. общении


А 3. В стране Н. развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. К какому типу общества относится страна Н.?

  1. традиционному

  2. информационному

  3. индустриальному

  4. аграрному


А 4. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность человека проявляется в осознанной активности направленной на преобразование окружающего мира.

Б. Деятельность человека очень многообразна.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 5. Отличительным признаком искусства является

  1. представления о добре и зле

  2. стремление к получению истинного знания

  3. обращение к сверхъестественным силам

  4. использование художественных образов


А 6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука активно участвует в решении многих проблем современного общества.

Б. Наука не связана с производством, важнейшие открытия остаются достоянием ученых.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 7. Какой признак характеризует командную экономику?

  1. свобода экономической деятельности

  2. централизованное ценообразование

  3. многообразие форм собственности

  4. преобладание сельского хозяйства




А 8. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, называются

  1. налогами

  2. доходами

  3. тарифами

  4. расходами


А 9. В 2011 году расходы федерального бюджета превысили доходы на 50 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о

  1. падении курса рубля

  2. увеличение налогов

  3. росте инфляции

  4. дефиците государственного бюджета


А 10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Частная собственность является основой командной экономики.

Б. Национализацией называется переход государственной собственности в частную.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 11. И нация, и класс

  1. осуществляют публичную власть

  2. являются элементом социальной структуры

  3. обладают суверенитетом

  4. занимают определенное место в системе производства



А 12. В семье ребенок усваивает правила взаимодействия с людьми. В этом проявляется роль семьи в

  1. ведении хозяйства

  2. организации личного времени

  3. предоставлении социального статуса

  4. социализации личности


А 13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Любое отклоняющееся поведение разрушает семью и общество в целом.

Б. Отклоняющееся поведение обязательно предполагает нарушение правовых норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 14. Одной из характеристик государства является форма правления. Укажите термин, обозначающий одну из форм правления

  1. диктатура

  2. республика

  3. федерация

  4. демократия


А 15. Главной особенностью организаций гражданского общества является

  1. проявление инициативы граждан

  2. наличие коммерческих интересов

  3. участие в деятельности государственных органов

  4. участие в правительственных программах


А 16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Демократический режим предполагает многопартийность.

Б. Политическая партия объединяет единомышленников.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А 17. К культурным правам человека относится:

  1. право собственности

  2. избирательные права

  3. право на занятие творчеством

  4. право на жизнь


А 18. Что отличает конституцию от других правовых актов?

  1. поддержка силой государства

  2. высшая юридическая сила

  3. письменная форма

  4. обязательность исполнения


А 19. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

  1. добро и зло

  2. высшая юридическая сила, всенародное голосование

  3. нормативность, обязательность

  4. деяние, противоправность, виновность


А 20. Верны ли следующие суждения о государственной власти в РФ?

А. Правительство РФ управляет федеральной собственностью.

Б. Государственная Дума осуществляет судебную власть.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Часть 2


В 1. Среди указанных черт индустриального и информационного обществ выберите черты сходства и черты различия.

  1. создание культурных ценностей

  2. развитие промышленности

  3. наличие норм общественной жизни

  4. развитие сферы услуг


Черты сходства

Черты различия






В 2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни:

Факты Сферы жизни общества

А) предвыборная агитация 1) экономическая

Б) конкуренция производителей 2) социальная

В) реформа образования 3) политическая

Г) принятие конституции


А

Б

В

Г











В 3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой:

(А) Добро – это одна из категорий морали. (Б) На наш взгляд, благие побуждения, не проявившиеся в действиях, ещё не стали реальным добром. (В) Может быть потому, хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов, нельзя считать в полной мере добром.







Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер данных положений.


А

Б

В




Ответ:



Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните

задания В4—В5.


Учёные страны Z провели опрос 18-летних и 40-летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В 4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Уход из ситуации наиболее популярен среди опрошенных обеих групп.

2) Противоборство 18-летние выбирают чаще, чем 40-летние.

3) Большая часть 40-летних выбирают сотрудничество, а не уход из ситуации.

4) Одинаковый процент опрошенных обеих групп отмечают уступку как наиболее эффективный способ разрешения межличностного конфликта.

5) Среди 18-летних сотрудничество менее популярно, чем уступка.

Ответ: ________________________







В 5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Люди среднего возраста в большей степени, чем молодёжь, склонны к агрессии.

2) Большая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

3) Современная молодёжь отличается повышенной толерантностью.

4) При выборе способа разрешения конфликта проявляются возрастные различия.

5) Молодёжь в большей степени, чем люди среднего возраста, склонна открыто бороться за свои интересы.

Ответ: _________________________















































Часть 3

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.


В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни госу­дарственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознан­ный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выбо­рах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыбор­ной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не до­пускать фальсификаций, оскорблений своих оппонен­тов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кан­дидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для ис­комой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено нака­зание, чаще всего это — штраф.


С 1. Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


С 2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Ука­жите три позиции.


С 3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?


С 4. Что, по мнению автора текста, предпринимает го­сударство для обеспечения равных возможностей для кандидатов и партий, участвующих в избира­тельной кампании? Как кандидаты могут ознакомить избирателей со своей программой? Приведите 3 примера.


С 5. В 1990-е годы в РФ возник острый политический кризис. Президент Б. Ельцин обратился к народу за поддержкой. Был проведен референдум. Что Вам известно о референдуме. Чем он отличается от выборов?


С 6. В тексте отмечается, что в некоторых странах уча­стие в выборах не только право, но и долг граж­дан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.






Ответы на задания части 1 (каждое задание – 1 балл)


задание

Ответ

задания

Ответ

А 1

2

А 11

2

А 2

4

А 12

4

А 3

3

А 13

4

А 4

3

А 14

2

А 5

4

А 15

1

А 6

1

А 16

3

А 7

2

А 17

3

А 8

1

А 18

2

А 9

4

А 19

4

А 10

4

А 20

1



Ответы на задания части 2

В 1, В 3, В 4 – 1 балл; В 2, В 5 – 2 балла (1 балл – неполный ответ)


В 1

1324

В 2

3123

В 3

122

В 4

23

В 5

45


Ответы на задания части 3


С 1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты текста:

  1. Значение выборов

  2. Принципы предвыборной кампании

  3. Требования к кандидатам

  4. Участие в выборах – право или обязанность?

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 2. Значение всеобщих выборов состоит в следующем, выборы позволяют:

  1. выявить расстановку политических сил в стране.

  2. определить степень доверия избирателей к той или иной партии.

  3. избирателям сделать выбор в пользу той программы развития, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 3. Автор выделяет следующие принципы проведения предвыборной кампании:

  1. обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов

  2. недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов

  3. невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 4. Для обеспечения равных возможностей для кандидатов и партий государство:

  1. берет на себя финансирование предвыборной кампании

  2. СМИ предоставляют всем кандидатам равное время на государственном радио и телевидении

Примеры:

  1. Кандидаты в депутаты организовали «круглый стол», где в дискуссионной форме рассказали о своих программах.

  2. На телевидении был запущен рекламный ролик партии, участвующей в выборах.

  3. Кандидат от «Единой России» провел встречу с избирателями, где подробно рассказал о своей программе, ответил на вопросы слушателей.

3 балла (2 балла – ответ только на один вопрос + 1 пример; 1 балл – нет примеров)


С 5. Референдум, как и выборы, является формой избирательной активности граждан. Это всеобщее голосование по наиболее важным вопросам жизни страны. Например, принятие новой конституции, решение вопроса о доверии Президенту или правительству.

Отличие референдума от выборов состоит в том, что на выборах избиратель проявляет свое отношение к тому или иному кандидату, а на референдуме выражает мнение по какому-либо вопросу.

2 балла (1 балл – неполный ответ)


С 6.

  1. В случае согласия указаны аргументы:

- чем больше граждан участвуют в выборах, тем более политически активно общество;

- из-за низкой явки избирателей выборы могут не состояться, а это большие экономические потери;

- активный избиратель не может быть равнодушным к судьбе своей страны.

2) В случае несогласия:

- в условиях демократии каждый человек сам решает, голосовать ему или нет;

- те, кто не ходит на выборы, это чаще всего люди политически неграмотные, безразличные, их мнение неважно для страны, они повлиять на результат не могут.

2 балла (1 балл – неполный ответ)








Полный текст материала Экзаменационный материал для подготовки учащихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свечкарь Ольга Петровна  olgasvechkar
23.08.2011 2 3911 814

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК