Конспект урока истории и презентация "Расцвет Древнерусского государства" для 6 класса


Учитель истории

ГБОУ ЦО №1434

Дунаевская Наталия Ивановна


План-конспект урока истории в 6 классе.


Тема: «Расцвет Древнерусского государства».


Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

  • Методы: наглядный, частично-поисковый.

  • Методы контроля: устный, письменный.

  • Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).

  • Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цель: сформировать представление об эпохе правления Ярослава Мудрого как о периоде расцвета Древнерусского государства.

1) Образовательные задачи:

  • Всесторонне изучить время правление Ярослава Мудрого

  • Определить основные направления его деятельности;

  • Сформировать доказательную базу, свидетельствующую о расцвете Древнерусского государства

2) Развивающие задачи:

  • привлекать учащихся к самостоятельному целеполаганию

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

  • развивать умение работать в парах.

  • формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношения к предмету

3) Воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • воспитание коммуникативных качеств у учащихся, культуры живого

межиндивидуального общения.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.


Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.


Создание мотивационной ситуации. Использование приема «ЗХУ»: Знаю; Хочу узнать; Узнал.

Слайды 2,3,4,5,6

Учащиеся формулируют цель урока. Основным результатом этой стадии является убежденность учеников в том, что они крайне мало знают о деятельности Ярослава Мудрого.

2. Изучение нового материала.

Организовать работу по индивидуальному изучению нового материала. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.


Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему, кластер или план.





Постановка задачи, инструктаж по использованию символов.

Слайд 7,8

Вопросы на синтез и на оценку качества предложенной информации, ее значения.


Разноуровневые задания, расширяющие и углубляющие знание и понимание учащихся нового материала.

Решают познавательные задачи.

Знакомятся с текстом.



Озвучивают полученную информацию, синтезируя ее.

Слайд 9,10,11,12


Работают в парах над составлением плана, схемы или кластера.

(2 пары у доски)





3. Первичное закрепление изученного.

Проверить сформированность доказательной базы цели урока

Тест

Слайд 13

Презентация проделанной работы.

Отвечают на экспресс-вопросы.

4. Постановка заданий на дом.

Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

Учебник: §6, отв. На вопросы устно.

Записывают в дневники

5.Подведение итогов урока.

Выставить отметки.

Прокомментировать ответы.


Комментируют свои ответы и ответы одноклассников.


Ход урока


Учитель: Ребята, обратите внимание на первое и последнее слово в данной теме. Как вы считаете, они дополняют друг друга или противоречат друг другу?

Учащиеся: дополняют

Учитель: но нам только предстоит в этом убедиться

Давайте попробуем определить наши цели и задачи на сегодняшний урок. Для этого прошу подумать и ответить на следующие вопросы:


  1. Что я знаю о Ярославе Мудром?

  2. Что я хочу узнать о Ярославе Мудром?


Обобщим и сформулируем одним предложением ответ на 2-ой вопрос:,,,,,,

А теперь посмотрите на слайд, как я сформулировала цель урока, мне кажется они очень совпадают, что дает мне надежду на конструктивную работу на уроке.


Учитель: Чем же Ярослав Мудрый заслужил такое уважение у современников и потомков, что его стали называть Мудрым, ему поставлены памятники в разных городах, его портрет изображен на денежных купюрах.


Учитель: Вы уже поняли, что Ярослав Мудрый внес вклад в различные сферы деятельности государства. Изучая предыдущие темы, мы с вами имеем опыт, что в деятельности каждого древнерусского князя можно выделить внутреннюю и внешнюю политику. Одни из них больше внимания уделяли вопросам внутренней политики, как например князь Владимир Святославович, другие вопросам внешней политики, как например князь Святослав. Сейчас я предложу вам работу по вариантам.


1 вариант - стр. 45-47 – внутренняя политика Я.М.

2 вариант – стр.47-48 – внешняя политика Я.М.

На слайде – условные обозначения:


V – это мне знакомо, об этом я слышал или читал

+ - это новая информация

? – первоначально я думал иначе

! – это меня заинтересовало, надо об этом узнать больше


Учитель: Что же вы узнали о деятельности Я.М. в области внутренней политики? Из внешней политики?

Хорошо, вы представили целый перечень мероприятий, характеризующих деятельность Я.М.





А теперь давайте постараемся систематизировать их.

Для этого я предложу вам разноуровневые задания:


1. Представьте деятельность Я.М. в виде плана (индивидуально или в паре)

2. в виде схемы (работа в паре)

3. в виде кластера (у доски).




Учитель: Вернемся к цели нашего урока. Кто озвучит? Убедились ли вы, что время правления Я.М. является периодом расцвета Древнерусского государства?

Отлично, значит, цель достигнута.

Учитель: А теперь о значках, которыми вы отметили то, о чем вы хотели бы узнать больше.

Учащиеся перечисляют вопросы.

Учитель предлагает подготовить сообщения.

Выставление оценок.

Д/з пар.6.


























Информация для повышения мотивации.

Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды.

В первые годы XI века княжил в Ростове. Сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер.С этим временем нередко связывают основание города Ярославля, названного в честь князя, который по легенде секирой убил священную медведицу и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города.

После смерти старшего брата Вышеслава (по некоторым данным — в 1011 году) был посажен отцом на княжение в Новгород.

Ярослав Мудрый дважды сражался со своим братом Святополком Окаянным (прозванным так за убийство своих родных братьев Бориса и Глеба) за киевский престол: первый раз в 1016 году, когда Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев, но тогда Святополку помог отвоевать город польский король, второй раз в 1019 году на реке Альте Святополк разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал.

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года. Похоронен в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии.

Благоверный князь Ярослав Мудрый, почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви, но 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов, в честь дня поминовения благоверного князя Ярослава Мудрого.

Ярослав Мудрый основал следующие города: Ярославль на Волге и Ярославль в современной Польше[62] (названы его именем), Юрьев (Гюргев, назван по имени его св. покровителя Георгия Победоносца), Юрьев Русский.

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноябряЮрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права.


Демонстрация презентации – слайды – 5,6

1


Слайд 1
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром 
Слайд 2
 Что я знаю о Ярославе Мудром?  Что я хочу узнать о Ярославе Мудром?
Слайд 3
Слайд 4
 сформировать представление об эпохе правления Ярослава Мудрого, как о периоде расцвета Древнерусского государства.
Слайд 5
Города, в которых есть памятники Ярославу Мудрому Киев Ярославль Новгород Белая Церковь
Слайд 6
Слайд 7
1.Внутренняя политика Ярослава Мудрого 2.Внешняя политика Ярослава Мудрого
Слайд 8
Условные обозначения     V – это мне знакомо, об этом я слышал или читал + - это новая информация ? – первоначально я думал иначе ! – это меня заинтересовало, надо об этом узнать больше
Слайд 9
Дочери     Изяслав (1025—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде. Святослав (1027—1076) — князь черниговский, на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда. Всеволод (1030—1093) — женился дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Игорь (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.    Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового. Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I, сына Владислава Плешивого. Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник
Слайд 10
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Реконструкция. В Киевской Руси стали появляться каменные постройки церкви и соборы. Самым древним дошедшим до нас зданием является СпасоПреображенский собор в Чернигове построенный в 11 в. В его облике чувствуется влияние архитектуры Византии.
Слайд 11
Интерьер собора Святой Софии в Киеве Внутренне убранство храма отличалось богатой росписью. Вслед за Византией русские художники использовали в храмах синие и розовые оттенки. Церковные сооружения отличались превосходной акустикой – в стены были вмонтированы горшки.
Слайд 12
С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги создавались на религиозной основе, или это были летописи. Каждая книга украшалась миниатюрами.
Слайд 13
Игорь и Ольга Первыми святыми на Руси были... Борис и Глеб Владимир Князя «Русская правда» была составлена в интересах Знати Всего населения Хазар Ярослав Мудрый разгромил... Печенегов Половцев 980-1015 гг. Ярослав Мудрый правил в 1019-1054 гг. 1113-1125 гг.
Слайд 14
Источники: http://roslev.ru/fotografii/ http://fotki.yandex.ru/users/gakorol/view/139466/ http://www.museum.ru/alb/?type=22&Page=68 http://golden-ring-russia.ru/zolotoe-kolco/kto-est-kto/4740-yaroslav-vladimirovich-mudryj/ http://icona.com.ru/rstr3bg19.html http://arthic.ru/drv/5.htm http://ji-touch.ru/news.php?readmore=62 http://www.liveinternet.ru/users/guvs/post147466607/

Полный текст материала Конспект урока истории и презентация "Расцвет Древнерусского государства" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дунаевская Наталия Ивановна  dnind7
04.05.2012 0 10090 1867

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК