Интегрированный урок «Новгородская боярская республика»


2



Рисунок 1




1


Рисунок 3. Основные категории населения.







Смирнова Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №461 Колпинского района.

Тамбовцева Наталья Викторовна,

учитель информационных технологий

ГБОУ СОШ № 461 Колпинского района.



Интегрированный урок для учащихся 6-х классов по истории и информационным технологиям «Новгородская боярская республика»

Тип урока: урок изучение новой темы.

Форма урока: комбинированный урок.

Время проведения: один час.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства.

  2. Выделить общие и особенные черты в развитии Новгородской земель.

  3. Реализация межпредметных связей.

Задачи урока:

  1. Контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт.

  2. Продолжить работу над развитием творческого мышления уч-ся, самостоятельности, способностей к анализу, систематизации и обобщению.

  3. Воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группах, умение прислушиваться к другим.

Оборудование:

  • персональные компьютеры,

  • мультимедиа проектор,

  • экран,

  • школьная доска.

Программное обеспечение:

  • графический редактор Paint,

  • программа Microsoft Office Word,

  • программа Microsoft Office Power Point.

Демонстрационный материал:

  • мультимедийная презентация,

  • подготовленные материалы (контурные карты, картины),

  • тексты исторических документов.

Подготовка к уроку

Учителем:

  1. Подготовка демонстрационного материала и дидактического материала на каждом компьютере.

Учащимися:

  1. Опережающее задание уч. подготовить сообщение «Занятия новгородцев»

План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Объявление темы урока и постановка цели учащимся.

  3. Контроль и закрепление знаний.

  4. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

  1. Организационная часть.

  2. Изучение нового материала:

  1. Территория Новгородской земли.

  2. Занятия новгородцев.

  3. Основные категории новгородского населения.

  4. Политические особенности новгородской земли.

  5. Культура новгородской земли.

  1. Закрепление.

  2. Домашнее задание.

Учитель истории: Сегодня мы с вами должны узнать как управлялась Новгородская земля и почему мы изучаем Новгород отдельно от других княжеств. Может быть, кто-нибудь уже догадался?

Обучающиеся: Мы говорили о княжествах, а Новгород – республика.

Учитель истории: Правильно. Что такое республика? Как вы думаете, почему в Новгороде была боярская республика?

Обучающиеся: -

Учитель истории: Мы уже не раз говорили, что географическое положение определяет не только занятия населения, но часто и государственное устройство. Давайте рассмотрим карту и определим, где находилась Новгородская республика.

Задание 1. Учащимся предлагается самостоятельно определить географическое положение Новгородской земли по исторической карте «Русские земли в XII-начале XIII века» (карта высвечивается на экране, см. Приложение).

Учитель информатики: Результатом работы на нашем уроке сегодня станет проект, заготовка для которого уже есть. Правильно выполняя задания, мы должны закончить работу над ним и сделать презентацию «Новгородская боярская республика».

Задание 2. Определить расположение Новгородского княжества на электронной контурной карте, залить область цветом и подписать ее. Фрагмент контурной карты, с которой пойдет работа, находится в рабочей папке.

Учитель информатики: Скажите, пожалуйста, какой графический редактор наиболее удобен и прост в использовании при работе с изображением?

Обучающиеся: «Paint».

Учитель информатики: Давайте откроем изображение в выбранном нами графическом редакторе. Границы княжеств обведены штрихпунктирной линией. Скажите, можем ли мы прямо сейчас залить область, изображающую Новгородское княжество, зеленым цветом?

Обучающиеся: Нет, так как в «Paint» можно залить цветом только замкнутый контур. Поэтому сначала нужно обвести область и потом залить ее цветом с помощью инструмента «Заливка».

Учитель информатики: Найдите Новгородское княжество на карте, залейте его зеленым цветом, сохраните, а затем вставьте изображение карты в заготовку презентации (слайд №2). Какой пункт меню позволит нам это сделать?

Обучающиеся: Вставка – Рисунок – Из файла…

Учащимся предлагается прослушать сообщение-рассказ уч-ся “Занятия новгородцев” по картине А.М. Васнецова “Новгородский торг” (см. Приложение 2). Иллюстрация картины высвечивается на экране.

Задание 3. Исходя из занятий новгородцев, назвать основные категории новгородского населения и выполнить схему «Основные категории новгородского населения».

Учитель информатики: Давайте выполним задание «Состав населения»: пользуясь картиной А.М. Васнецова «Новгородский торг», составьте схему, отражающую основной состав населения Новгорода (слайд №4). Скажите, где можно найти основные фигуры, которые понадобятся нам для создания схемы на слайде?

Обучающиеся: Панель инструментов «Рисование».

Учитель информатики: Знаете ли вы как можно изменить внешний вид и размер фигур?

Обучающиеся: В контекстном меню объекта выбрать «Формат автофигуры (надписи)».

Учащиеся выполняют задание.

Учитель истории: Отсутствие внешних врагов до 12 века позволяло новгородцам не допускать усиления власти князя. Давайте познакомимся с политическими особенностями Новгородской земли.

Ребятам предлагается прочитать исторический источник «Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем» 1270 года, чтобы ответить на следующие вопросы:

  1. На каких условиях приглашали Новгородцы князя?

  2. Кто в городе имел настоящую власть?

Вече – главный орган государственной власти Новгорода. В состав вече входили люди из богатого и знатного боярства. Кроме боярства видное место принадлежало купцам. Общегородское вече выбирало:

  • Посадника, который руководил системой управления, ведал судом, назначал должностных лиц.

  • Тысяцкого.

  • Архиепископа.

Учитель информатики: Закончили? Давайте выполним последнее задание.

Задание 4. Система власти в Новгороде: дополнить имеющуюся в заготовке схему недостающими элементами (слайд №5).

Учитель информатики: на слайде №5 уже имеется недоконченная схема, отражающая систему власти в Новгороде. Ваша задача – дополнить ее определениями с помощью инструмента «Надпись».

Учитель истории: Сделаем вывод. Оставаясь княжеством, Новгород по сути был боярской республикой с системой городского самоуправления. В Новгороде были хорошо развиты торговля и ремесло.

Учитель информатики: Для того, чтобы проект принял завершенный вид, оформим его.

Задание 5. Оформление презентации: выбор фона для слайдов, настройка анимации объектов на каждом слайде и смены слайдов.

Учитель информатики: Какие команды нам нужно выполнить, чтобы сделать это?

Обучающиеся: 1) Формат – Фон. 2) Показ слайдов – Смена слайдов. 3) Показ слайдов – Настройка анимации.

Учитель истории: Давайте запишем домашнее задание, а подготовленные сегодня проекты сохраним, чтобы использовать для выступлений на следующем уроке.

Домашнее задание: параграф 16, вопросы и задания к нему.

Слайд 1
Новгородская боярская республика Автор проекта
Слайд 2
Географическое положение
Слайд 3
Слайд 4
Состав населения
Слайд 5
Система власти в Новгороде Ведал церковными делами, казной, руководил внешней политикой Был руководителем системы управления, ведал судом, назначал должностных лиц. Следил за сбором налогов, руководил ополчением. На основе договора руководил войском в военное время

Полный текст материала Интегрированный урок «Новгородская боярская республика» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова О.Н., Тамбовцева Н.В.  Саккаи
28.09.2012 0 3818 609

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК