Материалы к уроку истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина" для 9 класса.


Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) провел дет­ство и молодость в Литве, Западной Белоруссии, где были поместья Столыпиных, в Швейцарии, где он учился и где он мог наблюдать жизнь крестьян-фермеров, собственни­ков земли. Когда же он попал в свое поместье под Сара­товом, он увидел других крестьян — общинников, и сде­лал вывод: «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, всегда будет представлять собой горючий материал». Позже он заме­тил: «Совместная жизнь крестьян в деревнях облегчала работу революционерам».


Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) был сыном севастопольского героя генерал-адъютанта А. Д. Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета он начал свою служебную карьеру в Министерстве внутренних дел, был губернским предводителем дворянства, губернатором. В 1903 г. Столыпин был переведен на должность губернатора Саратовской губернии, едва ли не самой революционной в России. С началом революции он занял решительную и бескомпромиссную позицию по отношению к зачинщикам беспорядков, к какому бы лагерю они ни принадлежали. В апреле 1906 г. саратовский губернатор был назначен министром внутренних дел. В отличие от многих членов правительства, он часто посещал заседания I Государственной думы, выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: «успокоение и реформы». В июле 1906 г. Столыпин стал Председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.



Вариант №1


1. Первая Государственная Дума начала свою работу:

а) 9 января 1905г;

б) 17 октября 1905г;

в) 27 апреля 1906г.


2. В России избирательных прав были лишены:

а) женщины;

б) молодежь до 25лет;

в) рабочие крупных промышленных предприятий;

г) военнослужащие;

д) чиновники.


3. В первой Государственной Думе самой многочисленной была фракция:

а) трудовиков;

б) монархистов;

в) кадетов.


4. Вторая Государственная Дума работала с :

а) 20 февраля по 2 июня 1907г.;

б) 9 ноября 1906г. по 1 сентября 1911г.;

в) 3 июня 1907г. по 9 июня 1912г.


5. Вторая Государственная Дума была названа «красной», потому, что:

а) в её работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;

б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;

в) она заседала в Красном зале Таврического дворца.


6. Назовите лидеров партии:

а) эсеры;

б) Союз 17 октября;

1. В.Ленин;

2. В.Чернов;

3. А.Дубровин;

4.П.Милюков;

5.А.Гучков.







Вариант №2


1. Закон о выборах в первую Государственную Думу был принят:

а) 17 октября 1905г.;

б) 11 декабря 1905г.;

в) 20 февраля 1906г.


2. 20 февраля 1906г. был опубликован указ Николая второго о преобразовании Государственного Совета. Отныне этот орган:

а) являлся верхней законодательной палатой;

б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной Думы;

в) контролировал исполнение решений Государственной Думы.


3. Первая Государственная Дума работала с :

а) 17 октября по 11 декабря 1905г.;

б) 27 апреля по 8 июня 1906г.;

в) 20 февраля 1906г. по 3 июня 1907г.


4. Выборы в первую Государственную Думу бойкотировали :

а) социал-демократы;

б) эсеры;

в) монархисты .


5. События, связанные с роспуском второй Государственной Думы и публикацией нового избирательного закона 3 июня 1907г., явились государственным переворотом, потому что :

а) Дума была разогнана при помощи армии;

б) император не имел права распускать Думу;

в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.


6. Назовите лидеров партии:

а) РСДРП;

б) кадеты;

1. В.Ленин;

2. В.Чернов;

3. А.Дубровин;

4.П.Милюков;

5.А.Гучков.




Разработка урока



«РЕФОРМЫ

П. А. СТОЛЫПИНА»


8 класс





Урок: «РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА». 8 класс.

Учитель истории, Максименко О.Я.


Эпиграф урока:

Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.


П. А. Столыпин

Цели:

1. Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ Столыпина.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина П.А. не нашли широкой социальной поддержки в стране.

3. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.


Ход урока:


I. Организационный момент.


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Первая российская революция. Изменения в политической системе Российской империи».


Беседа с классом по вопросам:


- Назовите главные причины первой российской революции.

В конце XIX в. средний крестьянский надел составлял до 2,6 десятины (в то время как, по подсчетам экономистов, для рентабельного ведения хозяйства было необходимо иметь минимум 10,5 десятины). Поэтому главным требованием крестьян в начале ХХ в. был раздел между ними помещичьей земли. Отказ правительства удовлетворить это требование стал главной причиной участия крестьян в революции 1905–1907 гг., выразившегося в массовых крестьянских волнениях. Неспособность крестьянских хозяйств исправно платить налоги и массовые беспорядки сделали необходимым проведение аграрной реформы.


- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?


- Назовите основные положения Манифеста 17 октября 1905 года.


Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г. заключались в следующем:

1) даровать населению незыблемые основы гражданское свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;

2) создание Государственной Думы;

3) образование буржуазных партий.


- Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?


- Какой представительный орган появился в России в ходе первой революции?


- Какие гражданские права получило население России?


- Как вы понимаете слова Ленина о первой Государственной Думе: «Самый революционный и самый бессильный в мире парламент»?


- Можно ли считать Манифест 17 октября 1905 года Конституцией? Гарантировал ли он права, которые провозглашал?


III. Изучение новой темы


План:

1. Третьеиюньская монархия 1907 г.

2. Аграрная реформа: ее цели, суть, направления.

3. Методы проведения реформы.

4. Сопротивление реформе.

5. Результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.


1. Сущность "третьеиюньской политической системы": лавирование царизма между правыми и либералами. Попытки сохранить существующий режим посредством реформ.

Основа "третьеиюньской системы" – более послушная Дума. Новый избирательный закон: в 2 раза уменьшено представительство крестьян, рабочих, националов; увеличено количество помещиков, самая крупная фракция в III Думе – октябристы.

Ключевая фигура системы – Петр Столыпин: председатель Совета Министров и министр внутренних дел в 1906–1911 гг. Сочетание репрессий и серьезных реформ.


2. Цели:

Главной целью реформы было разрушение общинного землевладения для ускорения развития капитализма и достижения экономического подъема в сельском хозяйстве.

Снятие социальной напряженности на селе. Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.

Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян - широкого слоя мелких собственников.

Продолжение модернизации России.

Сохранение всех форм частной собственности (включая помещичью).

Направления:

Разрушение крестьянской общины.

Создание хуторов и отрубов.

Переселенческая политика. • Развитие крестьянской производственной кооперации.

Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам (создание Крестьянского банка).

Обеспечение юридического равноправия крестьянства.


3. Реформы Cтолыпина. Основное – в аграрном вопросе. Главное – создать слой крепких хозяев как опору режима и главный фактор подъема сельского хозяйства.

Основное содержание реформы состояло в следующем. Крестьянам разрешался свободный выход из общины с закреплением причитавшейся им доли надельной земли в частную собственность. Государство оказывало помощь крестьянам, желавшим переселиться на пустующие земли в Сибири. Активизировалась деятельность Крестьянского банка по кредитованию вышедших из общин крестьянских хозяйств и по содействию им в приобретении земель. Повышался уровень агрономической образованности крестьян путем организации образцовых хозяйств, лекций, а также проводилось содействие мелиорации на крестьянских землях.

Вначале реформа шла довольно активно. Из общины выходили самые зажиточные крестьяне, имевшие возможности для создания крепких хозяйств, а также самые бедные, рассчитывавшие продать землю, так как они все равно не могли вести хозяйство самостоятельно. Обе эти группы составляли лишь небольшую часть крестьянства.

Основные меры:

Указ о разрешении выхода крестьян из общины и закреплении их наделов в частную собственность (9 ноября 1906 г.). Проект П. А. Сто­лыпина предусматривал выход крестьянина из общины и получение земли в собственность, создание фонда из части казенных и императорских зе­мель, для покупки которых, а также для возможности покупки земель у помещиков Крестьянский банк давал денежную ссуду.

Отруб — объединение всех наделов в один равноценный им участок. Перенесение на этот участок двора с жилыми и хо­зяйственными постройками превращало его в хутор.

Активизировалась деятельность Крестьянского банка, который стал скупать казенные и помещичьи земли, дробить их на мелкие участки, а потом перепродавать отрубникам и хуторянам на льготных условиях. Крестьяне также могли получить ссуду в банке с рассрочкой на 55 лет.

Большое внимание власти стали уделять аграрному просвещению. Крестьян из центральных районов даже возили на экскурсии в те районы империи, где существовало высокоразвитое хуторское хозяйство (Прибалтика, немецкие поселения в Поволжье), были поездки и за границу.

Поощрялась кооперация, по размаху которой Россия занимала тогда одно из первых мест в мире (к началу 1917 г. в стране насчитывалось около 55 тыс. разного рода кооперативов). Например, крестьяне из пригородных деревень, создавая кооперативы по продаже в городе молока, мяса ит. п., могли рассчитывать на финансовую, юридическую и техническую помощь государства.

Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.).

Наконец, важнейшей составной частью аграрной реформы стало переселение крестьян из густо населенных центральных губерний на свободные земли Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. Для этого давались ссуды, создавались казенные склады сельскохо-зяйственных машин, агрономические консультации, оказывалась ме­дицинская и ветеринарная помощь. Переселением крестьян занималось специально созданное Переселенческое управление. Оно подыскивало земли, пригодные для земледелия, оплачивало проезд, выдавало крестьянам ссуды на обзаведение хозяйства (переезд осуществлялся в специальных вагонах из расчета «40 человек = 8 лошадей», получивших наименование «столыпинских»).


4. В проведении реформы Столыпин столкнулся с мощным сопротивлением почти всех общественных сил.

Левые партии увидели в его действиях опасную для них попытку утвердить в русской деревне частнособственнические отношения и тем самым предотвратить новую революцию (В. И. Ленин назвал реформу «последним клапаном»).

Многим кадетам были чужды идеи Столыпина о крепком государстве, опирающемся на богатых крестьян.

Крайне правые обрушились на премьера за попытку вырастить в деревне «чумазое дворянство» — в нем они углядели конкурента настоящему дворянству.

Царь тоже стал тяготиться деятельным премьером. Способность Столыпина находить общий язык с III Думой вызывала политическую ревность царской четы, что стало одной из причин быстрого их охлаждения к Столыпину.

Но, самое главное, реформа встретила сопротивление значительной части крестьян.

Выход из общины означал разрыв привычных, давно сложившихся связей. Крестьяне боялись остаться без помощи в случае неурожая или другого несчастья. Нередко выход сопровождался опасением мести общинников. И страх этот был оправдан: так, только в 1909—1910 гг. полиция зарегистриро­вала около 11 тыс. случаев поджога хуторов. В некоторых местностях мешали создавать отруба вполне практические соображения: получишь единый участок на возвышенности — жди неурожай в засушливое лето, в низине — в дождливое.

Власти нередко проводили реформу формально, как очередную кампанию. Многие чиновники насильно насаждали хутора, думая лишь о том, как отчитаться перед начальством. Переселения сопровождались неразберихой.


5. Результаты: вышло из общины 26 % хозяйств, переселилось 3,1 млн. Создано 1,6 хуторов и отрубов, их владельцы составили 10 % крестьянских семей.

Сложная оценка реформ и фигуры Столыпина. Сейчас нередко – прославление: идеальный реформатор, твердый и гибкий. Реформы общины проводилось путем бюрократического нажима. Выход из общины и переселения уменьшались, 450 тыс. переселенцев вернулись назад.

Снижению активности проведения реформы способствовало и то, что в 1911 г. террористом был убит П.А. Столыпин. Формально основные законоположения, касающиеся реформы, оставались в силе до 1917 г., но желающих воспользоваться ими находилось все меньше и меньше.

Убийство Столыпина – (сентябрь 1911г.) рассматривается, как потеря еще одного существенного шанса для эволюционного преодоления трудностей, модернизации.


Экономические показатели развития сельского хозяйства улучшились: к 1913 г. средняя урожайность зерновых увеличилась в полтора раза, их валовой сбор – в два раза (за счет увеличения пахотных площадей). Но весь этот прирост был получен в основном за счет кулацких хозяйств.

Была достигнута и еще одна из целей реформы – создан значительный капиталистический сектор в сельском хозяйстве: к 1913 г. кулацкие хозяйства давали 30–40% валового сбора зерна и 50% – товарного зерна. Это позволило не только обеспечить хлебом городское население и армию, но и расширить экспорт зерна.

Капиталистическая модернизация аграрного сектора повлекла за собой ускорение экономического расслоения крестьянства. К 1916 г. из общин выделилось 26% крестьянских хозяйств, 10,3% превратились в хозяйства кулаков (сельской буржуазии). Остальные выделившиеся из общин крестьяне разорились, продали землю и превратились в пролетариев (промышленных рабочих или сельских батраков). Поскольку государство не обеспечивало социальную защиту малоимущих слоев, то почти две трети крестьян не рискнули покинуть общину, которая давала такую защиту, хоть и минимальную. Положение этой части крестьянства вследствие нерешенности проблемы малоземелья продолжало ухудшаться. В 1911 г. малоимущие слои деревни вновь поразил голод.

П.А. Столыпин надеялся, что кулаки создадут для правительства широкую социальную опору и это приведет к укреплению политической стабильности в государстве. Но возникновение кулачества вызвало усиление социального конфликта в деревне. К борьбе всего крестьянства против помещиков добавилась борьба бедняцких и середняцких слоев против кулачества, которое стремилось использовать экономические трудности этих слоев для их закабаления и эксплуатации.

В результате продолжавшихся ухудшений условий жизни произошел рост антиправительственных настроений большей части крестьян, считавших реформу несправедливой, так как не было удовлетворено крестьянское требование о разделе помещичьей земли.



IV. Закрепление изученного на уроке.


V. Подведение итогов урока.


Домашнее задание:


Прочитать § 34 учебника. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

- Каковы цели, содержание и значение аграрной реформы П.А. Столыпина?







Слайд 1
Урок по истории России для 9 класса АГРАРНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА Учитель истории МБОУ «Кокоревская СОШ» Максименко Оксана Яковлевна
Слайд 2
Актуализация знаний        Назовите главные причины первой российской революции. Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции? Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции? Какой представительный орган появился в России в ходе первой революции? Какие гражданские права получило население России? Как вы понимаете слова Ленина о первой Государственной Думе: «Самый революционный и самый бессильный в мире парламент»? Что послужило причиной прекращения работы I и II Думы?
Слайд 3
Причины подъёма революционных выступлений после издания Манифеста 19 октября 1905 года  В конце XIX в. средний крестьянский надел составлял до 2,6 десятины (в то время как, по подсчетам экономистов, для рентабельного ведения хозяйства было необходимо иметь минимум 10,5 десятины). Поэтому главным требованием крестьян в начале ХХ в. был раздел между ними помещичьей земли. Отказ правительства удовлетворить это требование стал главной причиной участия крестьян в революции 1905–1907 гг., выразившегося в массовых крестьянских волнениях.
Слайд 4
Тема урока: АГРАРНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА
Слайд 5
Эпиграф урока Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы. П. А. Столыпин
Слайд 6
План урока  1. Третьеиюньская монархия 1907 г.  2. Аграрная реформа: ее цели, суть, направления.  3. Методы проведения реформы.  4. Сопротивление реформе.  5. Результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
Слайд 7
Третьеиюньская монархия     23 апреля 1906г. – назначение на пост министра внутренних дел П.А. Столыпина. 7 июля 1906г. – председатель Совета министров. 3 июня 1907г. – издание манифеста о роспуске II Думы. П. А. Столыпин определял новый политический курс, который собирался проводить словами «порядок и реформы». Отношение Столыпина к Думе. Считал, что Дума полезна для поддержания порядка в стране, но она должна стать «послушной», управляемой со стороны власти. Для этого и был принят новый избирательный закон. Положение о выборах, принятое 3 июня 1907 г. изменило процедуру голосования. Городская курия была разделена на два разряда, четко отделявших крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам городской мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. По сравнению со старым избирательным законом соотношение между представительством помещиков и крупных буржуа изменилось не очень значительно (раньше было 1:3). Зато по сравнению с крестьянством и рабочими помещики и буржуа выбирали во много раз больше депутатов, чем раньше.
Слайд 8
Задание: На основании высказываний П.А. Столыпина определить цели реформы. Документ 1  «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.»
Слайд 9
Документ 2  «Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий.»  Закон должен быть ориентирован на «разумных и сильных, а не слабых и пьяных. Нельзя ставить преграды обогащению сильного — для того чтобы слабые разделили с ним его нищету».
Слайд 10
Документ 3  «Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».  «Необходимо поднять нашу обнищавшую... слабую, истощенную землю, так как земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия».
Слайд 11
Документ 4  «Государственная власть не может признавать права собственности на земли за одними и в то же время отнимать это право у других».  «Никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены».  «В настоящее время государство у нас хворает. Самою больною, слабой частью, которая хиреет, является крестьянство. Ему надо помочь... Цель у правительства вполне определенная: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода... дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность».
Слайд 12
ЦЕЛИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА Снятие социальной напряженности на селе. Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель  Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян - широкого слоя мелких собственников  Продолжение модернизации России  Сохранение всех форм частной собственности (включая помещичью) 
Слайд 13
Направления АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА Разрушение крестьянской общины.  Создание хуторов и отрубов (ликвидация «черезполосицы»).  Переселенческая политика.  Развитие крестьянской производственной кооперации.  Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам (создание Крестьянского банка).  Обеспечение юридического равноправия крестьянства. 
Слайд 14
Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Слайд 15
Термины     Отруб — объединение всех наделов в один равноценный им участок. Перенесение на этот участок двора с жилыми и хозяйственными постройками превращало его в хутор. Кооперация — (от лат. cooperatio сотрудничество), первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.). «Столыпинские» вагоны — специальные вагоны, предназначенные для переезда крестьян на новое место проживания (из расчета «40 человек = 8 лошадей»).
Слайд 16
Сопротивление реформе. В проведении реформы Столыпин столкнулся с мощным сопротивлением почти всех общественных сил.     Левые партии увидели в его действиях опасную для них попытку утвердить в русской деревне частнособственнические отношения и тем самым предотвратить новую революцию (В. И. Ленин назвал реформу «последним клапаном»). Многим кадетам были чужды идеи Столыпина о крепком государстве, опирающемся на богатых крестьян. Крайне правые обрушились на премьера за попытку вырастить в деревне «чумазое дворянство» — в нем они углядели конкурента настоящему дворянству. Царь тоже стал тяготиться деятельным премьером. Способность Столыпина находить общий язык с III Думой вызывала политическую ревность царской четы, что стало одной из причин быстрого их охлаждения к Столыпину.
Слайд 17
Но, самое главное, реформа встретила сопротивление значительной части крестьян.   Выход из общины означал разрыв привычных, давно сложившихся связей. Крестьяне боялись остаться без помощи в случае неурожая или другого несчастья. Нередко выход сопровождался опасением мести общинников. И страх этот был оправдан: так, только в 1909—1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. случаев поджога хуторов. В некоторых местностях мешали создавать отруба вполне практические соображения: получишь единый участок на возвышенности — жди неурожай в засушливое лето, в низине — в дождливое. Власти нередко проводили реформу формально, как очередную кампанию. Многие чиновники насильно насаждали хутора, думая лишь о том, как отчитаться перед начальством. Переселения сопровождались неразберихой.
Слайд 18
Таблица. Результаты аграрной политики Создание новых форм землевладения и землепользования Переселение крестьян Положительные результаты Отрицательные результаты Положительные результаты Отрицательные результаты Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба. Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. За Урал переселилось более 3 млн. крестьян. Освоено 30 млн. десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования. Проблема малоземелья не было решена. От 0,5 до 1 млн. крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением.
Слайд 19
Результаты реформы: Столыпин рассчитывал на длительные преобразования. «Дайте государству 20 лет покоя... и вы не узнаете нынешнюю Россию», — говорил он. Но история не дала ему такого срока. В сентябре 1911 г. в Киеве Столыпин был убит анархистом Богровым.   В. Н. Коковцев продолжил проведение реформы, но без прежней энергии. С началом Первой мировой войны вообще стало не до преобразований, так что всего реформа продолжалась около 8 лет. В политическом плане реформа провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными.
Слайд 20
   За время проведения реформы из общины вышли около четверти крестьян, что можно признать хорошим результатом. Анализ географии выходов показывает, что община разрушалась на окраинах, но сохранилась в центральных районах страны. Львиная доля вышедших из общины — деревенские бедняки. Они тут же продавали свой отруб и переселялись в город, где зачастую пополняли ряды городской бедноты. Относительно немного было тех, кто решился самостоятельно хозяйствовать на земле: примерно 1/6 часть вышедших создала хуторские хозяйства. Хозяйствовать новым фермерам было трудно: на банковских хуторах и отрубах им приходилось существенную часть дохода отдавать банку, на надельных же землях хутора и отруба получались слишком малых размеров. Более 5 млн. крестьян оставили свою малую родину и отправились на поиск лучшей доли за Урал. Не все смогли закрепиться на новых местах, сотни тысяч переселенцев вернулись назад. Тем не менее освоение окраин России ускорилось.
Слайд 21
Итог урока  «Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание. И вот когда Столыпин предложил крестьянам журавля в небе – хутора и отруба, даже специальный Крестьянский банк открыл,– русский крестьянин всё-таки предпочёл синицу в руках – остался в общине. Увы, и сегодня не очень-то идут из колхозов и совхозов в фермеры, на арендный подряд» В.Г. Сироткин – современный историк
Слайд 22
Домашнее задание: §§ 32-34. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Первая российская революция 1905-1907 гг. Реформы П.А. Столыпина»

Полный текст материала Материалы к уроку истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина" для 9 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максименко Оксана Яковлевна  Даркнес
10.10.2012 2 5932 1695

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК