Проект "Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО"


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Л.А.Колосовой

(с углубленным изучением отдельных предметов)

Городского округа « Город Якутск»





















Проект внеурочной деятельности

«Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО в рамках ФГОС»















Автор: учитель физической культуры

Габышева Т.С.







Якутск 2022

Содержание:

Введение____________________________________________________3

1. Ожидаемые результаты______________________________________5

2. Основные этапы реализации проекта___________________________7

3. Теоретические основы_______________________________________11

4. Подборка подвижных игр, используемые в реализации проекта____15

5. Организация мониторинга физических данных__________________16

6. Краткий вывод по итогам мониторинга_________________________17

7. Использованная литература __________________________________19

8. Приложение 1______________________________________________20

9. Приложение 2______________________________________________48

Введение

Здоровье - это главная ценность жизни и является одним из важнейших компонентов человеческого счастья.

К сожалению, большее подавляющее число современных детей стали менее выносливы и более медленны чем их родители, ловкость и ориентация в пространстве снижается. Это вынуждает связать с их плотной занятостью и проведением много времени за компьютерными играми. А это как правило приводит к напряжению глаз и утомлению всех групп мышц. Сегодня нашей задачей является научить детей больше двигаться.

В наше время здоровый образ жизни становится приоритетной целью для человека, так как развитие электроники и интернета привело к резкому снижению физической активности населения, что негативно влияет на общее здоровье с малых лет. В целях предотвращения дальнейшего ухудшения общего состояния здоровья нации, крайне важно повсеместное введение и популяризация ГТО - всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, где школа должна стать важным этапом формирования внедрения регулярных занятий физкультурой и спортом в ритм повседневной жизни. Это и подтолкнуло меня на проект к подготовке сдачи нормативов посредством подвижных игр для младших школьников. С помощью подвижных игр можем удовлетворить естественную потребность в движении. Так как игра является целым миром в жизни ребенка, играя он учится строить отношения, преодолевать препятствия, переживать неудачу и успех. Игра помогает научить детей работать в группах, взаимодействовать друг с другом, вместе стремиться к победе. Если эта ключевая компетенция сформируется, то сопровождает человека всю жизнь.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, где создается условие для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

Таким образом, актуальность моего проекта определяется следующими факторами:

- расширение границ двигательной активности младших школьников

- активизация здоровьесберегающего сознания с раннего возраста

- подготовка к сдаче ГТО с помощью дифференцированных подвижных игр способствующих правильным и успешным выполнениям техник сдаваемых нормативов, так же мониторинг физического развития занимающихся в кружке, что позволит оценить и работать над слабыми сторонами физического развития испытуемых.

-соответствие социальному заказу современного общества на личность школьника, обладающего коммуникативными способностями

Цель и задачи проекта:

Цель:

-Подготовить учащихся к успешной сдаче нормативов ВФСК ГТО.

-Расширить границы двигательной активности младших школьников

Задачи:

1. Рассмотреть возрастные особенности в подборе подвижных игр

2. Подобрать подвижные игры и распределить их по воздействию на физические качества

3. Создать мониторинг физической подготовленности школьников по ступеням ВФСК ГТО

4. Вести наблюдение влияния подвижных игр на взаимодействие со сверстниками младших школьников

Научная новизна и значимость проекта состоит в том, что в нем:

- Предложен сборник подвижных игр, распределенный по всем физическим качествам, способствующий их развитию

- Мониторинг результатов участия воспитанников в комплексе ВФСК ГТО, занимающихся в спортивном кружке «Играя шагаем к вершинам ГТО»

в рамках ФГОС





























Ожидаемые результаты


1. Обучающиеся будут понимать ценность здоровья, иметь желание ежедневно заниматься физическими упражнениями и внедрять это в режим дня, осознанно использовать базовые здоровьесберегающие технологии, правильно питаться и соблюдать правила общей гигиены.

2. Научатся взаимодействовать со сверстниками, идти вместе к победе работая в команде.

3. С помощью подвижных игр, специальных и подводящих упражнений, научатся играя, правильно выполнять технику дисциплин нормативов комплекса ГТО и стремиться к золотому знаку ВФСК ГТО.

4. В современных реалиях, когда актуальны проблемы духовно- нравственного, патриотического воспитания, важным результатом станет формирование высоконравственного, ответственного, здорового, укорененного в национально-духовных традициях компетентного гражданина своей страны.

В ходе реализации проекта воспитанники получат возможность формирования:

Личностных результатов:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие правила поведения при сотрудничестве между собой

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор опираясь на общие простые правила поведения

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя

- Проговаривать последовательность действий

- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с правил игры

- Учиться работать по предложенному учителем маршруту.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ход и результат игры, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать виды игр: командная и некомандная игра, с предметами и без использования предметов (мячи, кегли, обручи, скакалки и тд

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение с помощью простейших моделей (правил игры, схемы площадки)

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию (мысль) до других

Слушать и понимать речь других

Учиться выполнять различные роли в группе или паре (лидера, исполнителя)

Предметных результатов:

Обобщать, делать несложные выводы.

Определять последовательность событий

Классифицировать явления, предметы, поступки

Давать определения тем или иным понятиям, поступкам

































Основные этапы реализации проекта:


I этап - подготовительный (2022-2023 учебный год): Подбор и анализ литературы по теме; выбор подвижных игр для проекта; разработка проекта «Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО в рамках ФГОС» для 2-4 классов, начало реализации проекта на уроках физической культуры, внеурочных мероприятиях, спортивных праздниках, физкультминутках во время перемены

II этап - практический (2023-2024 учебный год): Реализация проекта по влиянию подвижных игр на развитие физических качеств для выполнения норм ГТО и на взаимоотношения со сверстниками в младшей школьной группе; ведение кружка в рамках ФГОС «Играя шагаем к вершине ГТО», мониторинг физических показателей у обучающихся и эффективности реализации проекта.

III этап – обобщающий (2024-2025 учебный год): Продолжение реализации проекта, обработка результатов работы по проекту «Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО в рамках ФГОС», осуществление обработки результатов, оформление материалов и распространение опыта, полученных в результате работы.


Календарный план реализации проекта


Сроки

Выполняемая работа

Ожидаемый результат

I этап – подготовительный (2022-2023 уч.г. 1-2 ступень)

Сентябрь- октябрь 2022г.

Изучение и анализ литературы по проблеме проекта.

Программа по внеурочной деятельности для 2 классов по ФГОС

Октябрь – ноябрь 2022г.

Подбор и разработка диагностического инструментария.

Проведение тестирования по видам дисциплин ГТО

Анализ литературы;

Педагогическое наблюдение;

Выбор подвижных игр и упражнений подводящих к укреплению мышц и правильному выполнению техник видов тестирования ГТО на уроках физкультуры

Декабрь- март 2023г.

март - май 2023г.

Наблюдение за развитием физической подготовленностью, второклассников.

организация и проведение тестирования по выявлению уровня физической подготовленности в рамках урочной деятельности. Подбор подвижных игр.

Анализ промежуточных результатов тестирования по видам ГТО на уроках физической культуры: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10м, тест на гибкость, подтягивание из положения вис на высокой перекладине (мальчики), подтягивание из положения вис лежа на низкой перекладине (девочки), поднимание туловища из положения лежа на спине, метание мяча в цель и на дальность

Июнь 2023

Участие в летнем фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» «Вперед к здоровью с комплексом ГТО» 1-2 ступени ВФСК ГТО

Выиграть республиканский этап, далее успешно пройти все испытания и получить знаки отличия ВФСК ГТО 1-2 ступени

II этап – практический (2023-2024 уч. г. 2 ступень)

Сентябрь- октябрь2023г.

Реализация проекта «Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО в рамках ФГОС»

Создать кружок в рамках ФГОС «Играя шагаем к вершине ГТО»

Провести тестирование по видам ГТО, сделать анализ физической подготовленности в начале учебного года

Ноябрь- декабрь 2023г.

Мероприятия по повышению результатов обучающихся по теме проекта.

Проведение:

- дня здоровья;

- турнир по подвижной игре «перестрелки с выручкой;

- полоса препятствий «Новогодняя гонка» среди 3 классов

Январь-май 2024г.

Мероприятия по повышению результатов обучающихся по теме проекта.

Проведение:

- Веселые старты;

- турнир по подвижной игре

«Флажки»

-Соревнование по прыжкам в длину среди занимающихся в кружке

- Соревнования по национальным прыжкам: «Кылыы», «Ыстанга», «Куобах» среди 3 классов

- турнир по подвижной игре

«Метко в цель» среди 3 классов

- Провести тестирование по видам ГТО

- Школьный фестиваль ВФСК «ГТО»

-Участие в физкультурном комплексе «Эрэл»

-Сделать анализ физической подготовленности в конце учебного года

-Успешно пройти все испытания и получить знаки отличия ВФСК ГТО 3 ступени

Июнь 2024г.

Участие в летнем фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» «Вперед к здоровью с комплексом ГТО» ВФСК ГТО

Выиграть республиканский этап, далее успешно пройти все испытания и получить знаки отличия ВФСК ГТО 2 ступени

III этап Обобщающий (2024-2025 учебный год, 3 ступень)

Сентябрь- октябрь 2024г.

Реализация проекта «Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО в рамках ФГОС»

Провести тестирование по видам ГТО,

Продолжить ведение кружка в рамках ФГОС «Играя шагаем к вершине ГТО»


сделать анализ физической подготовленности в начале учебного года

Ноябрь- декабрь 2024г.

Мероприятия по повышению результатов обучающихся по теме проекта.

Проведение:

- дня здоровья;

- турнир по подвижной игре «Русская лапта»

- полоса препятствий «Новогодняя гонка» среди 4 классов

Январь-май 2025г.

Мероприятия по повышению результатов обучающихся по теме проекта.

Проведение:

- Соревнования по национальным прыжкам: «Кылыы», «Ыстанга», «Куобах» среди 4 классов

- турнир по подвижной игре

«Метко в цель» среди 4 классов

-Соревнование по прыжкам в длину среди занимающихся в кружке

- Провести тестирование по видам ГТО

-Участие в физкультурном комплексе «Эрэл»

-Школьный фестиваль ВФСК «ГТО»

-Сделать анализ физической подготовленности в конце учебного года

-Успешно пройти все испытания и получить знаки отличия ВФСК ГТО 3 ступени

апрель-май 2025 г.

Распространение опыта и результатов деятельности по теме проекта.

-Публикации;

- Выступление на МО учителей физкультуры;

- Методическое пособие для учителей физкультуры Программа внеурочной деятельности «Играя шагаем к вершине ГТО» для учащихся 1-4 классов
























Теоретические основы


Выдающийся русский биолог, анатом, педагог, врач Петр Францевич Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра, указывает П.Ф. Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях. Так же он считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». Он указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т.е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Все эти положения П.Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр. Далее эти положения были развиты В.В. Гориневским и Е.А. Аркиным, так же теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др.

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Во время игр у детей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях как бег, прыжки, метание, лазание и др. Быстрая смена обстановки приучает целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Они формируются гибкими и пластичными, развивается способность к сложному механизму движений, способствует гармоничному развитию опорно- двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений. Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжением позволяет играющим выполнять большой объем работы. Попеременный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.

      Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, которых принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Рекомендуется вводить варианты игр, т.е. новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка при сохранении интереса к ним. Распределение ролей и действий игра осуществляется путем самоуправления. Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.

Характеристика подвижных игр:

- Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Оно исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению. 

- Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее. Сюжет не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. 

- Правила обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры. 
Для удобства практического использования игры 
классифицируются по следующим признакам: 

- По двигательному содержанию

- По степени физической нагрузки

- По использованию пособий и снарядов

- По преимущественному формированию физических качеств

Также по сложности подвижные игры делят на элементарные и сложные.

К элементарным играм относятся:

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в т. ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», «Золотые ворота», «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т. д.

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

– игры типа перебежек и ловушек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): «Краски», «Пятнашки»

– игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», «Третий лишний», «Пустое место»

– игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

– игры с использованием предметов (кегли, обручи, платки, мячи и тд) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

– игры-аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки».

К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т. д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т. ч. в разновозрастных группах).

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию:

– Ходьба. «Пройди – перешагни» и др.

– Бег. «Волк во рву», «Флажки», «Два мороза» и др.

– Прыжки. «Зайцы и волк», «Скакуны и прыгуны», «Удочка» и др.

– Лазание. «Пожарные на учении», «Медведи и пчелы» и др.

– Ползание. «Колдуны», «Кроты» и др.

– Равновесие. «Волшебная дудочка», «Птички и лисички» и др.

– Метание. «Утки и охотники», «Перестрелки», «Мяч через сетку» и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

По использованию пособий и снарядов делятся:

С использованием предметов (пособий)-флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др. Игры: «Удочка», «Хвостики», «Штандер» и тд.

С использованием снарядов - гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др. Игры: «Выше ноги от земли», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и др.

По преимущественному формированию физических качеств:

- по формированию ловкости «Удочка», «Эстафета по кругу» и др.

-по формированию быстроты «Волк во рву», «Флажки», «Вызов номеров» и др.

-по формированию выносливости «Пятнашки по кругу», «Репка» и др.

-по формированию силы «Борьба за мячи», «Захват палки», «Паучки» и др.

Игры группируются и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях: по форме организации занятий; характеру моторной плотности; учету места и времени года. Исходя из целей, я в своем кружке по-разному группирую подвижные игры, пользуюсь несколькими критериями в рамках одной классификации, в результате чего одну и ту же игру можно причислить к нескольким категориям. Поэтому выбор критериев классификации напрямую зависит от задач, которые должны решаться с помощью предлагаемой систематики. В нашем случае подготовка к ГТО.



























Подборка подвижных игр, используемые в реализации проекта

Беговые виды: Челночный бег 3х10м, бег на 30м, смешанное передвижение на 1000 м: «Команды быстроногих», «Пятнашки (салки)», «Репка», «Пятнашки по кругу», «Волк во рву», «Встречная эстафета», «Дедушка-рожок», «Горелки», «Вызов номеров», «Борьба за флажок», «Сумей догнать» (описание игр см. в приложении 1)


Норматив ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами:

«Кто сделает меньше прыжков?», «С кочки на кочку», «Кто дальше прыгнет», «Удочка», «Ловля кузнечиков», «Прыжок за прыжком», «Опереди на этап», «Попрыгунчики-воробышки», «Прыгуны и пятнашки», «Светофор» (описание игр см. в приложении 1)


Метание теннисного мяча в цель с дистанции 6 м: «Сильный бросок», «Не промахнись», «Чей отскок дальше», «Быстро и точно», «Своему ловцу», «Называй и не зевай!», «Подбрось-поймай», «Встретятся ли мячи?», «Перебрось мяч», «Попади в «окошко» » (описание игр см. в приложении 1)


Тест на гибкость: «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке»: «Путаница», «Эстафета с гимнастической палкой», «Блуждающий мяч», «Жираф», «Клеточки», «Стой!», «Лимбо», «Борьба на палке», «Ойбонтон уулааhын» (водопой из проруби) якутская национальная игра, «Хорох от урдунэн ыстаныы» (прыжки над жесткой травой) якутская национальная игра (описание игр см. в приложении 1)


Силовые виды: Поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, подтягивание из виса на высокой, (низкой) перекладине: «Тянем-потянем», «Паучки», «Колобок», «Петушиные бои», «Лесенка», «Захват мячей», «Борьба за палку», «Колдуны», «Прорыв обороны», «Футбол раков» (описание игр см. в приложении 1)














Организация мониторинга физических показателей


Мониторинг уровня физической подготовленности провожу в начале и в конце каждого учебного года. Это отражает уровень физического развития школьника на протяжении всего периода его обучения. Воспитанники всегда имеют возможность сравнить свои результаты и результаты своих сверстников. Регулярный мониторинг и его анализ не только информируют учителя и учащихся об индивидуальном состоянии развития их физических качеств, но и приводит к коррекции содержания программного материала.

Тестирование провожу по правилам ГТО по следующим видам испытаний:

-Бег на 30м. Проводится на школьном стадионе. Участники стартуют по 2 человека.

-Челночный бег 3х10м. Сдают в спортивном зале, пробегают трижды 10 метров.

-Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется на прыжковой резине. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

-Тест на гибкость. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье выполняется из исходного положения: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15см. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже - знаком «+».

-Поднимание туловища из исходного положения лежа на спине выполняется из исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество подниманий туловища за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение.

-Отжимания или сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук.

-Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 метров в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 метра от пола, вес мяча 57 грамм.

-Смешанное передвижение на 1000м состоит из бега, переходящего в ходьбу в любой последовательности. Проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности.

Краткий вывод по итогам мониторинга




Нормативы

В начале 2022-23 учебного года девочки/мальчики

В конце 2022-23 учебного года девочки/мальчики

В начале 2023-24 учебного года девочки/мальчики

В конце 2023-24 учебного года девочки/мальчики

Бег на 30м (сек)

8,1/7,6


7,8/7,1

6,9/6,8


3х10м (сек)

11,1/11,1


10,8/10,9

10,2/10,3


Прыжок в длину (см)

115/115


118/119

120/124


Тест на гибкость (см)

6/2


6/3

8/3


Метание в цель (количество)

1/1


1/1

2/2


Поднимание туловища (количество раз за 1 мин)

16/18

17/19

19/21


Отжимание (количество раз)

2/5


2/5

2/5


Смешанное передвижение на 1000м (мин., сек)



7,28/7,58


Кружок «Играя шагаем к вершинам ГТО» реализуется в рамках ФГОС, не было отбора по физическим данным, только по желанию детей. Проводится 2 раза в неделю по 50 минут, планирую ввести 3 час на свежем воздухе согласно температурному режиму и погодным условиям.

В первом этапе проекта мониторинг физических показателей был проведен во время уроков физкультуры в рамках текущего мониторинга без бега на 1000м, а во втором этапе проверяла помимо предыдущих видов и смешанное передвижение на 1000м. С этим видом испытания в начале учебного года справиться детям было не легко, но радует, что почти все старались по мере своих физических возможностей и воли характера. В итоге хочется отметить, в начале 2023-24 учебного года средний показатель бега на 30м, челночного бега 3х10м, поднимания туловища из положения лежа на спине у девочек и у мальчиков, метания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу у мальчиков, смешанное передвижение на 1000м у девочек соответствует бронзовому знаку, прыжок в длину и тест на гибкость у всех, метание у девочек-серебряному знаку. А вот смешанное передвижение у мальчиков и отжимания у девочек, к сожалению, не попали в тройку знаков отличия. Выводы сделаны исходя из средних показателей испытания. У каждого испытуемого, свои показатели над которыми предстоит тщательная работа для улучшения личных физических возможностей.

Результаты мониторинга физической подготовленности второклассников в начале и в конце 2022-23 учебного года в первом этапе проекта см. в приложении 2, таблица 1, 2 и результаты во втором этапе проекта см. в таблице 3






























Использованная литература:


  1. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. Киев «Здоровье», 2004

  2. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Минск: Нар. асвета, 2002.

  3. Детские подвижные игры народов СССР / ред. Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2022. -236 с

  4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М., «Физкультура и спорт», 2000.

  5. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб.для студентов пед. Вузов/ М.Н. Жуков. - М.: Академия, 2000.- 158 с

  6. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств/под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994- 264 с.

  7. Кучкильдин С.К. Нестандартный подход к использованию физических упражнений на уроках физкультуры: методические рекомендации / С.К. Кучкильдин. - Курганский ИПК, 2000.- 23 с.

  8. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2006.

  9. Сергиенко Л.П., СелезневаТ., Кметь Л., Нам С. Педагогический контроль развития координационных способностей у детей и подростков. // Наука в олимпийском спорте. М., 2002.

  10. Спортивная борьба: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. А.П. Купцова. – М., Физкультура и спорт, 2008.

  11. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2000г.- 267 с.


















Приложение 1

Подборка подвижных игр, способствующие успешному выполнению нормативов ГТО


Название игры

Описание игры

Развитие качеств

Беговые виды: Челночный бег 3х10м, бег на 30м, смешанное передвижение на 1000 м

«Команды быстроногих»


Все играющие делятся на 2-3-4 команды. Команды располагаются вокруг игровой площадки так, чтобы всем и всё было видно (можно сесть на скамейки).

Обозначается общая стартовая линия, на которую становятся по одному игроку от каждой команды. В 12-16 шагах от каждого игрока, вставшего на старт, обозначен кружок, а в нём - деревянная палочка.

По сигналу учителя игроки бегут к кружкам, берут палочки, стучат ими три раза по земле (полу), кладут палочки в кружки и возвращаются обратно. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко, прибежавший вторым два очка и т. д. после первых игроков становятся вторые, третьи и так все.

Выигрывает команда, набравшая меньшее кол-во очков.

Вариант: игроки бегут к кружкам и обратно не по прямой линии а, обегая расставленные на пути городки, чурки, булавы.

Развивает быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Пятнашки (салки)»


В игре участвуют до 10 человек. Все разбегаются по площадке, а водящий догоняет их, чтобы запятнать (осалить) в пределах обозначенных границ. Осаленный становится водящим.

В игру можно внести некоторые правила:

Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, выдёргивает у него ленту, тогда осаленный поднимает руку и говорит: «Я - пятнашка!»


Играющий может спастись от пятнашки, если возьмётся за руки с другим товарищем, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т. д. и т. п.


Если пятнашка гонится за кем - либо, а на его пути встаёт другой игрок, то водящий обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь.


Водящий, преследуя убегающих, должен держаться рукой за то место своего тела, дотронувшись до которого, его запятнал другой водящий.


Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.


На площадке чертят 1-2 круга диаметром 2 шага - «дома», где убегающие могут спасаться от преследования, однако более 5 секунд находится в таком «домике» нельзя.


быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Репка»


Игроки делятся на две команды, каждая из которых состоит из «репки» и, сообразно сказочному сюжету, тех, кто репку вытягивал. Команды выстраиваются у стартовой черты. «Репки» садятся на стулья или на пол с противоположной стороны площадки лицом к своей команде. По команде ведущего первые игроки команд («дедки») добегают до стульев, на которых сидят «репки». Обежав стул со «своей репкой», «дед» возвращается назад, к стартовой черте, где за него цепляется «бабка». Они добегают до репки уже вдвоем, огибают стул и возвращаются на место, где к ним присоединяется «внучка». Таким образом, команда, вытягивающая репку, растет с каждой пробежкой. После того как к ней присоединяется последний игрок «мышка», команда добегает до стула, на котором сидит «репка», «выдергивает» ее («репка» цепляется за «мышку») и возвращается на свое место. Та команда, которая быстрее вытянет «репку», объявляется победительницей.

Для развития выносливости, быстроты, координации

«Пятнашки по кругу»


Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится «пятнашкой», а другой - убегающим. Перед началом игры они становятся за кругом с противоположенных сторон.

По сигналу пятнашка бежит по кругу, старясь осалить убегающего. Последний же, когда пятнашка настигает его, становится в круг между любыми двумя игроками. В тот же момент игрок, оказавшийся справа от него, становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если пятнашке удалось коснуться рукой убегающего, они меняются ролями.

Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило. Если убегающий встал в круг, то игрок, оказавшийся справа (или слева - по договорённости), становится пятнашкой, а бывший пятнашка, не теряя времени, должен от него убегать.

Во время игры участникам не разрешается забегать в круг.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Волк во рву»


Посередине площадки (зала) проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50-70см одна от другой - «ров». Во рву водящий - «волк». «Козы» находятся на одной из сторон площадки (зала). По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая из рва, ловят (пятнают) коз.

Пойманные «козы» подсчитываются, волки меняются после 2-3 перебежек.

Варианты: во рву может быть 2-3 волка; козы перепрыгивают через ров туда и обратно до нового сигнала; пойманные козы остаются во рву.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Встречная эстафета»


Играющие делятся на 2-3 команды. Каждая команда в свою очередь делится на две части.

Первые части команд становятся в колонны по одному. Расстояние между колоннами - 3-4м. вторые части команд также выстраиваются в колонны по одному лицом к своим товарищам на расстоянии 10-20м. по сигналу учителя первые игроки первой части команды бегут к первым игрокам второй части команды и передают эстафету (лучше малый мяч), началась встречная перебежка с эстафетой. Выигравшей считается команда, первой закончившая перебежки.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

Дедушка-рожок

На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1-1,5 м.

Из числа играющих выбирается водящий - «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.

Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»

Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»

Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая: «Дедушка-рожок,
съешь с горошком пирожок!
Дедушка-рожок,
съешь с горошком пирожок!»

Водящий выбегает из своего домика и старается дотронуться рукой бегущих игроков. Тот, кого водящий коснется, уходит вместе с ним в его дом-круг.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Горелки»

Играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий- «Горельщик» встает спиной к группе (на расстоянии около 3-х метров от первой пары).

Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него.  При этом заранее оговаривается или отмечается расстояние, до которого паре нельзя соединяться. Его можно увеличивать или уменьшать в зависимости от возраста участников, чаще это 5-15 метров от места, где стоит водящий. Если водящему удалось засолить, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становиться водящим.

развивает выдержку, скорость бега, быстроту реакции;

«Вызов номеров»


Играющие делятся на две команды, становятся в шеренги лицом друг к другу и рассчитываются по порядку номеров. Расстояние между шеренгами - 6- 10 м. В 8 - 10м в стороне от шеренг лежат набивные мячи. Учитель называет какой - либо номер, например 5. Пятые номера обеих команд бегут к набивным мячам, обегают их и возвращаются на свои места. Прибежавший первым приносит своей команде очко. Затем вызывается другой номер, и так до тех пор, пока все играющие не будут вызваны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Варианты: участники передвигаются прыжками на двух ногах, на одной ноге, приседе, преодолевая препятствия.

Развивает скорость бега, быстроту реакции;

«Борьба за флажок»


Игровая площадка делится пополам поперечной линией. На расстоянии 2м от поперечных сторон площадки проводится по «игральной» черте. За игральной чертой на равном расстоянии друг от друга расставляются по 10 флажков (конусы) с одной и другой стороны. Играющие делятся на две равные команды и располагаются в произвольном порядке - каждая команда на своей половине поля, ближе к своим флажкам (конусам).

По сигналу руководителя игроки обеих команд начинают перебегать на сторону противника, стремясь завладеть флажками (конусами). Захватив конус или флажок, играющий старается унести его на свою сторону. Игроки салят противников на своей стороне поля. Осаленный остаётся там, где его коснулись, а взятый флажок возвращает на место. Осаленного может выручить игрок его команды, коснувшись товарища рукой. Вырученный игрок вступает в общую игру. Играют установленное время. Выигрывает команда, сумевшая перенести на свою сторону больше флажков.

Правила: Салить игроков можно только на своей половине площадки. Игрок, подбежавший к флажкам противника, может взять только один флажок. Если его запятнали с флажком, то флажок отдаётся противнику, ставится на место, а сам игрок обязательно остаётся на том месте, где его осалили, и ждёт выручки. Передавать или перекидывать флажок нельзя.

быстроту, ловкость, ориентацию в пространстве

«Сумей догнать»


В трёх шагах от углов зала ставят четыре стойки. Мальчики класса располагаются возле стен зала, растянувшись по всей его окружности. Они поворачиваются правым боком к стенам. Дистанция между игроками должна быть одинаковой.

По команде «Марш!» все начинают бег против часовой стрелки, обегая стойки с наружной стороны. Задача каждого - не дать себя догнать и постараться коснуться рукой впереди бегущего. Осаленные идут в центр зала, чтобы не мешать остальным.

В игре побеждают три самых выносливых ученика.

Варианты: вместо бега можно прыжками на двух ногах, одной, приставными шагами и т.д.

Развивает скорость, выносливость

Норматив ГТО: Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

«Кто сделает меньше прыжков?»


На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться мягко на обе ноги.

Варианты: увеличить дистанцию до 10м. (это в среднем 8-10 прыжков).

Научить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног.


«С кочки на кочку»


На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Начертить на болоте кочки или использовать плоские кольца на разных расстояниях друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

Варианты: соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото».

Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.


Кто дальше прыгнет.


Игра: Играют команды по 5-8 человек. Первые участники прыгают от стартовой линии с места, толкаясь двумя ногами. С места приземления прыгают вторые номера. Затем третьи и т. д.

Победитель: Команда прыгнувшая дальше.



«Удочка»

Дети стоят по кругу, в центре водящий. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Водящий вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их ног. Описав 2-3 круга, делается пауза, и подсчитываются пойманные.

Варианты: те дети, которых поймали, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые ловкие.

Научить детей подпрыгивать на двух ногах, приземляться на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.


«Ловля кузнечиков»

На расстоянии 10-12 м отметить стартовую и финишную линии. В 1,5 м перед старто­вой линией чертится вторая такая же.

Класс делится на 2 команды, одна из которых ста­новится за стартовой линией и принимает упор при­сев с опорой на руки, выставленные немного вперед. В 1,5 м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды.

По сигналу педагога все участники иг­ры начинают прыжки вперед «кузнечиком», отталки­ваясь руками и ногами. Задача задних игроков - до­гнать и касанием руки осалить как можно больше «кузнечиков» передней команды, пока те не достигли финишной линии. А задача передних -как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить до финиша. Участники, прыгающие без опоры руками, выбывают из игры. Затем обе команды снова возвращаются на старт, меняются местами и ролями. Выигрывает команда, поймавшая большее количе­ство «кузнечиков».


Развитие силы, быстроты, ловкос­ти и внимания.

«Прыжок за прыжком».

Игра проводится между двумя командами, игроки которых распределяются по парам и выстраиваются параллельными колоннами (расстояние между парами -два шага). В руках у ребят концы коротких скакалок, которые они натягивают на уровне опущенной вниз руки. По сигналу первая пара каждой команды быстро кладёт скакалку на пол и оба игрока бегут назад снаружи своих колонн. Затем они последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Достигнув своих прежних мест, оба игрока останавливаются и берут опять свою скакалку за концы. После этого в игру вступает вторая пара. Теперь эти дети кладут свою скакалку на землю, перепрыгивают через первую и бегут назад, чтобы снова начать прыжки от конца колонны к своему месту. Игра заканчивается, когда последняя пара перепрыгнет через скакалки всех стоящих впереди и вернётся на своё место. Победитель определяется по времени, затраченному на игру (за ошибки прибавляются штрафные секунды). Опускать скакалку ниже коленей, а бегущим задевать её ногой запрещается.

Варианты: Прыгать можно заранее обусловленным или произвольным способом.

Развить скоростно-силовые качества

«Опереди на этап».

Две - три команды располагаются на обычной беговой или специально очерченной круговой дорожке, разбитой на этапы. Число игроков в команде зависит от общей протяженности дорожки: каждый должен преодолеть не менее 10м и не более 30м. длина всех этапов одинакова. На каждом этапе от команд стоят по одному участнику. По сигналу игроки первого этапа продвигаются к следующему, прыгая на одной ноге. Коснувшись партнёра рукой, игрок остаётся на его этапе, а второй номер продолжает двигаться к третьему этапу и т.д. Прыжки проводятся без остановки и могут продолжаться несколько кругов, т.е. до тех пор, пока одна из команд не опередит отстающую на один этап. Заранее договариваются на какой ноге участники игры совершают прыжки. Варианты: Можно условиться прыгать на двух ногах, с ноги на ногу, с подскоками на каждый шаг.

Развить скоростно-силовые качества

«Попрыгунчики – воробышки».

На полу чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот» - становится в центре круга. Остальные играющие - «воробышки» - находятся за кругом, у самой черты. По сигналу учителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком», и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Варианты: Можно условиться прыгать на двух ногах, на одной, менять темп прыжков.

Развитие быстроты, ловкос­ти и внимания

«Прыгуны и пятнашки»

Участники игры делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается вдоль боковых сторон зала лицом к середине. По жребию одна команда назначается прыгунами, вторая - пятнашками. На площадке делается разметка. В 1м от лицевой линии площадки проводится стартовая линия (для бегунов), а впереди, через 3м - вторая стартовая линия (для прыгунов). Перед этой линией (в 10-12м от неё) чертят полосу шириной 1,5 - 2м. По команде учителя «На старт!» четыре игрока из команды прыгунов занимают места за второй линией. За ними тут же за ближайшую к стене линию встают в затылок четыре игрока из команды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все выбегают вперёд. Задача прыгунов – быстрее достичь полосы и перепрыгнуть через неё. Задача пятнашек – успеть осалить прыгунов, прежде чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Если прыгуна не успеют осалить до прыжка, его команда получает одно очко. После первых четверок в борьбу вступают вторые четверки прыгунов и пятнашек, пока все не примут участие в игре. После этого команды меняются ролями и местами на линиях старта. В итоге побеждает команда, набравшая больше победных очков.

Варианты: Можно условиться прыгать на двух ногах, перешагиванием толчком одной.

Развить скоростно-силовые качества, быстроту.

«Светофор»

Играет три игрока, каждый игрок присваивает себе цвет: первый-красный, второй-желтый, третий-зеленый. Два игрока берут длинную скакалку. Один держит с одной стороны, второй с другой и начинают крутить, а третий игрок прыгает через скакалку. Все при этом поговаривают: «Красный, желтый, зеленый». На чьем «цвете» споткнулся прыгающий тем игроком его и заменяют. Выигрывает тот игрок, который ошибался «спотыкался» меньше всех за определенный отрезок времени. Прыгают заранее оговоренным способом: на двух ногах, на одной, перешагиванием и т.д.

Развивает скоростно-силовые качества, ловкость, внимание

Норматив ГТО: Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м

«Сильный бросок»


Команды стоят в шеренгах в 20-30 м друг от друга. Посередине лежит большой (баскетбольный) мяч. Игроки бросают малые мячи (снежки) в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой удается это сделать, побеждает.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Не промахнись»


Играющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в середину круга идет водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, метая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, метая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры. И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

Игра длится 15-20 минут. Победителем считается тот игрок, которые дольше других продержатся внутри круга и которые проведут всю игру стоя.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Чей отскок дальше»


Играют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Играющие поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит), чей отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли. У кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.


Развивает меткость, ловкость, силу

«Быстро и точно»

Команды строятся перед линией броска в колонны по одному. У направляющих по мячу. Перед каждой командой на расстоянии 2-4-х м от линии броска на полу лежит обруч.

По сигналу учителя, первый игрок из положения стоя ноги врозь бросает мяч, стараясь попасть внутрь обруча. После броска игрок бежит за мячом, подбирает его и встав в конец своей колонны, посылает его вперед между ног играющих стоящему впереди. Следующий игрок, получив мяч, повторяет то же самое. Побеждает та команда, чья колонна первая закончит.

Развивает меткость, ловкость, быстроту

«Своему ловцу»


Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике), начерченном на земле. Ловцы располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч, ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону, которая опоясывает круг (ширина 70—90 см). В эту зону не разрешается входить и полевым игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.

Варианты:

Можно условиться, что игрок будет бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки или сделав предварительно между своими игроками не менее 3 передач. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей очко командой броском из-за лицевой (короткой) линии своей площадки. Играют две половины по 8-10 минут.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Называй и не зевай!».


Дети встают в круг, поочередно бросают друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч». Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например «грач») и перебрасывает третьему и т. д. Если ребенок не успел подобрать слово, или поймать мяч, он выбывает из игры.

Развивает быстроту реакции, ловкость

«Подбрось -поймай»


Игроки стоят в двух шеренгах (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. У детей одной из шеренг в руках мяч. По сигналу водящего дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч играющим, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь повторяют задание в подбрасывании и ловле мяча.

Варианты: При повторении игру можно усложнить: бросить мяч вверх и хлопнуть 2-3 раза; поймать мяч в прыжке; бросить мяч, успеть повернуться вокруг себя и затем поймать мяч; бросать мяч одной рукой, а ловить другой.

Развивает меткость, ловкость, силу

«Встретятся ли мячи?»


Игроки разбиваются на пары. Становятся в 3-6 метрах друг от друга, у каждого волейбольный мяч. По команде учителя, метают друг другу мяч так, чтобы они встретились.

Дети-зрители хором считают, сколько раз мячи ударились, встретившись, у каждой пары участников. Побеждает та пара игроков, у которой окажется больше встреч мячей.

Варианты: можно мяч прокатить по полу, метать мяч двумя руками или левой, правой.

Развивается ловкость, сила, меткость, ориентация в пространстве

«Перебрось мяч»


Игроки строятся в две шеренги. У детей первой шеренги по одному мячу. Они перебрасывают мяч детям другой шеренги.

Побеждает та подгруппа детей, у которой число падений мяча будет наименьшим.

Варианты: Можно менять размер мяча, расстояние между шеренгами, способы метания мяча.

Развивается ловкость, сила, меткость, ориентация в пространстве

«Попади в «окошко»


Дети распределяются на 4-6 команд. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Одновременно играют две команды. Ребята встают в колонну по одному сбоку от гимнастической стенки по обе ее стороны на расстоянии 1 м. На этом же расстоянии проводится черта.

Одна команда получает мяч. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролет гимнастической стенки - «окошко» и встает в конец колонны. Ребенок, стоящий первым в противоположной команде, ловит его (или берет с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролет. Следующие дети бросают в пролет повыше и т. д. Если один не попал в «окошко», то следующий ребенок из этой же команды бросает мяч в то же «окошко».

В зависимости от того, какая команда и каким боком стоит к гимнастической стенке, дети бросают в «окошко» правой или левой рукой.

Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются местами: те, кто бросал мяч левой рукой, бросает правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее число ошибок. После этого их место занимает другая пара команд.

Варианты: менять расстояние команд от гимнастической стенки и способы метания.

Развивается ловкость, сила, меткость, ориентация в пространстве

Тест на гибкость: «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке»

«Путаница»


Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки закутываются, не размыкая рук. Задача водящего - распутать путаницу.

Развивает ловкость, гибкость, логику.

«Эстафета с гимнастической палкой»


Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

Развивает ловкость, гибкость

«Блуждающий мяч»

Игроки встают в круг. Их задача передавать мяч наклоняясь вправо или влево, не дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. Варианты: можно передавать через одного, двумя руками или одной, под ногами, в различных исходных положениях.

Развивает ловкость, гибкость

Жираф


Ведущий раскладывает перед игроком камушки. Игрок должен встать прямо, соединив пятки и разведя носки в стороны. Его задача - собрать все лежащие перед ним камушки. Все было бы просто, да вот только игрок не имеет права сгибать ноги, и ему приходится собирать камушки, каждый раз наклоняясь. До камушков, лежащих чуть поодаль, игроку приходится еще и изо всех сил тянуться руками. Ведущий должен следить за тем, чтобы игрок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская. Если игрок все выполнил правильно и собрал все камушки, то он считается победителем. Далее по очереди камушки собирает следующий игрок

Развивает ловкость, гибкость

Клеточки


Необходимое оборудование: квадрат, расчерченный на девять клеток, пронумерованных с 1 до 9. Сторона клетки должна приблизительно равняться длине детской ступни + 5 - 6 см. Квадрат этот можно начертить мелом на полу или использовать координационную лесенку.

Игрок становится возле игрового поля. Ведущий дает игроку команды, которые тот должен выполнять. Команды эти могут быть, например, такими: «Наступи левой ногой на клетку 1, а правой на клетку 9, левой рукой попади в клетку 6, а правой в клетку 8. А теперь левую ногу перенеси на клетку 3» и т. д. Обязательное условие: передвигающийся внутри игрового поля игрок не должен ногами или руками касаться границ клеток. Если это происходит, то игрок считается проигравшим, и его место занимает другой. Выигрывает игрок, которому удается выполнить все команды ведущего, не коснувшись при этом линий клеток и не упав.

Варианты: Эта игра может усложняться. Например, можно увеличить количество клеток игрового поля (это тем более необходимо, если в игре принимают участие дети высокого для своего возраста роста). Кроме того, если игровое поле достаточно велико, в игре может одновременно участвовать два-три человека (помимо ведущего). В этом случае ведущий отдает команды каждому из играющих по очереди.

Развивает гибкость учит детей тянуться, способствует развитию координации движений и равновесия.

Стой!


Выбирается водящий, которому вручается мяч. Остальные игроки встают в круг и рассчитываются по порядку. Водящий становится в центр круга. Сильно ударив мячом о землю, он быстро называет любой номер. Игрок с этим номером бежит за мячом, а все остальные, включая водящего, который передал «эстафету» вызванному игроку, разбегаются. Новый водящий догоняет мяч, хватает его и кричит: «Стой!», после чего все игроки, до сих пор произвольно перемещающиеся по площадке, застывают в неподвижности. Водящий с мячом выбирает ближайшего к себе игрока и старается «запятнать» его, кинув в него мяч. Игрок старается увернуться от мяча. У него нет права на то, чтобы сойти с места, но, стоя, он может увертываться от мяча любым способом: изгибаться, отклоняться, приседать и т. д. Если, несмотря на все усилия игрока, он будет «запятнан», ему и водить. Если же попытка водящего (он может кинуть мяч в игрока только один раз) заканчивается неудачей, он вновь бежит за мячом, а остальные игроки разбегаются по площадке до следующего окрика: «Стой!»

Развивает ловкость, гибкость

«Лимбо»

Двое игроков держат планку или скакалку (длина 1-1,5 м) за концы, стоя друг против друга. Они будут судьями: их задача - следить за ходом игры. Остальные игроки выстраиваются в колонну на расстоянии 1 м от планки. Для начала судьи поднимают планку совсем высоко: над головой на вытянутых руках. Перед всеми стоит задача: пройти под планкой, ни за что не держась, не касаясь руками пола, не присаживаясь на корточки и не задевая планку. После того как во главе колонны вновь оказался первый игрок, судьи усложняют задачу, немного опуская планку. Так и продолжается игра: с каждым ее туром судьи опускают планку все ниже. Чтобы не задеть ее, игрокам придется проходить под ней, откинувшись назад. Сделать это трудно: придется изгибаться, стараясь сохранять при этом равновесие. Игроки, нарушившие правила или не прошедшие под планкой, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не остается только один игрок. Судьям нельзя намеренно приподнимать планку, когда игроки проходят под ней.

Развивает гибкость, чувство равновесия


«Борьба на палке»


Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Развивает силу, ловкость, гибкость

«Ойбонтон уулааhын» (водопой из проруби) якутская национальная игра

Положение игроков в широкой стойке, руки за спиной. Задача игрока - не сгибая ноги, наклониться, доставать лбом кубика, стоящего на полу. Сначала достать кубики, стоящие пирамидкой, затем постепенно убирать по одному кубику, если упражнение выполняется правильно. Победа присуждается тому, кто коснулся лбом пола и принял исходное положение.

Развивает ловкость, гибкость

«Хорох от урдунэн ыстаныы» (прыжки над жесткой травой) якутская национальная игра

Игрок принимает стойку, согнувшись, обняв ноги под коленями, кисти - в замок. С этого положения старается перепрыгнуть линию или несколько линий, не теряя исходного положения.


Силовые виды: Поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, подтягивание из виса на высокой, (низкой) перекладине

«Тянем-потянем»


Игроки делятся на две равные команды из 2-5 игроков. Посередине площадки кладется обруч. С противоположных сторон на расстоянии 1,5 м от обруча проводятся две черты. Команды игроков отходят на равное расстояние от обруча. По команде ведущего обе команды бегут к обручу и хватаются за него с противоположных сторон. Задача игроков - тянуть обруч на себя и не дать другой команде возможности перетащить обруч за противоположную черту. Выигрывает та команда, которая смогла перетащить обруч на свою половину.

Варианты: Перетягивать можно обычный канат; количество перетягивающих варьирует от 1-5 человек

Развивает мышечную силу рук, ног, спины и пресса

 «Паучки»


Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок команды принимает положение присед опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Если играющий потерял мяч, то он начинает движение с того места, откуда произошла потеря предмета. Побеждает та команда, которая прошла дистанцию первой.

Для развития силы и выносливости


«Колобок»


Игроки становятся в линию на одной стороне площадки или спортивного зала. У каждого игрока есть «колобок» - набивной мяч. Дети кладут мячи на пол перед собой и по сигналу водящего силой толкают ногой каждый свой мяч, а потом бегут за ним, стараясь первыми поймать свой «колобок». Самый нерасторопный участник выходит из игры, а оставшиеся игроки вновь выстраиваются в линию. Игра продолжается пока не останется один победитель.

Варианты:

Толкать мяч можно заранее оговоренными способами: одной ногой, двумя или левой, правой рукой из исходного положения «планка», бросок мяча сидя двумя руками из-за головы, от груди, одной рукой и т.д.

Для развития силы, быстроты, выносливости


«Петушиные бои»


Начертить круг диаметром приблизительно в 1,5—2 м. Игроки становятся в центр круга лицом друг к другу. Суть игры состоит в том, что один игрок должен постараться вытолкнуть своего противника за пределы круга. Сделать это не так-то просто: игроки при этом должны стоять на одной ноге, а локти у них должны быть прижаты к бокам (на манер петушиных крыльев). Таким образом, толкать и теснить друг друга можно только боком, стараясь при этом сохранить равновесие, прыгая на одной ноге. В игре строго запрещается подталкивать противника руками, а также вставать на обе ноги. После того как в паре определился победитель, в игру вступает новая пара игроков. Игру можно закончить, когда в каждой паре определится победитель или можно устроить настоящее соревнование с полуфиналом и финалом, в котором определится абсолютный победитель.

Варианты: Можно поменять исходное положение, например встать на четвереньки и толкать, из круга, противника плечом

Для развития силы, ловкости, координации движений и равновесия.


«Лесенка»

Первый номер выполняет одно подтягивание. Затем второй номер тоже один раз, затем первый, но уже два раза, второй тоже два раза и так каждый раз увеличиваем на один раз для обоих партнеров. Проигрывает тот, кто не сможет выполнить свое количество.

Варианты: можно любое другое упражнение как отжимание, приседание, прыжок с приседа и т.д.

Для развития силовой выносливости основных групп мышц.

«Захват мячей»


Игроки 1-й команды выстраиваются в шеренгу, у каждого в руках набивной мяч. Игроки 2-й команды в течение заданного времени должны отобрать все мячи у игроков 1-й команды, донести их до своей «базы», находящейся на расстоянии 5-10 м, и приземлить их на нее. Через определенный отрезок времени команды меняются ролями. Побеждает команда, собравшая больше мячей.

Для развития силы и выносливости


«Борьба за палку»


Соревнующиеся встают лицом друг к другу и берутся руками за деревянную гимнастическую палку, удерживая её горизонтально хватом сверху. Руки на ширине плеч, правая рука у каждого с внешней стороны.

После сигнала, игроки начинают крутить палку, стремясь заставить соперника отпустить один из её концов. Во время выкручивания палки руки в локтях сгибать нельзя.

Варианты:

Можно использовать две эстафетные палочки. Игроки держат их вертикально, каждый держит палочку правой рукой, сверху. По сигналу игроки выкручивают палочки, стараясь отнять их у соперника. Кто первый отпустит палочку- проигрывает.

Для развития мышц плечевого пояса и кисти

 


«Колдуны»

Игра проводится на мягком покрытии, например в борцовском зале, так как игроки передвигаются на четвереньках. Выбирается 3-4 игрока- «колдуны». Они касанием руки должны «заколдовать» всех ребят. «Заколдованный» игрок становится в положении «планка» до тех пор пока его не расколдует не заколдованный игрок, пролезав под его планкой. Расколдованный игрок вновь вступает в игру.

Варианты:

Можно передвигаться прыжками

на двух ногах, на одной, бегом, на коленках и т.д.

Для развития силы, быстроты и выносливости


«Прорыв обороны»


Чертится круг (база) диаметром 2-3м. Игроки 1-й команды выстраиваются вокруг своей «базы» и защищают ее.

Игроки 2-й команды, держащие в руках набивные мячи, должны в течение заданного времени прорвать оборону 1-й команды и приземлить мячи на «базу». Приземленный на «базу» мяч трогать запрещается. Игроки 2-й команды не имеют права забрасывать мячи на «базу», их можно только устанавливать руками. В ходе борьбы защитникам разрешается отбирать мячи у нападающих и отбрасывать их как можно дальше от «базы».

Для развития силы и выносливости


«Футбол раков»

Игроки располагаются на ограниченной площадке в положении упор лежа сзади. Выбирается водящий, становится за пределами площадки. По сигналу, он бросает мяч, стараясь попасть в одного из игроков. Игроки могут защищаться от попадания мячом, выставляя ноги навстречу мячу или убегать от мяча в упоре сзади. Если водящий попал мячом в туловище или руки игрока, он меняется с ним местами. Если водящий промахнулся или попал игроку в ноги, «раки», получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в упоре сзади по площадке. Водящий старается завладеть мячом. Если это ему удается, то он снова бросает мяч в игроков с того места, где его взял.

Игра длится в определенный отрезок времени. Выигрывают «раки», которые ни разу не были водящими или были в этой роли наименьшее количество раз.


Для развития силы, ловкости, меткости и выносливости








Приложение 2

Показатели физической подготовленности второклассников в начале 2022-23 учебного года в первом этапе проекта

Таблица 1

Фамилия имя

Бег на 30м

3х10м

Прыжок в длину

Тест на гибкость

Метание в цель

Поднимание туловища

Отжимания

1

Абрамов Артур

9,5

11,1

95

0

1

0

0

2

Абрамова Арианна

6,8

10,4

132

11

2

28

6

3

Апресов Левон

7,1

10,5

125

4

2

24

8

4

Каплин Тимур

7,1

10,8

122

3

1

20

6

5

Кокарев Артем

7,8

10,7

120

2

1

25

4

6

Корякин Эрсан

8,2

10,9

110

1

2

20

5

7

Кравченко Валерия

8,0

10,7

121

3

2

26

5

8

Куличкина Кира

8,8

10,9

115

6

0

12

0

9

Терентьева Алиса

7,8

10,8

103

3

1

15

3

10

Тихомирова Лена

10,1

11,6

91

5

1

0

0

11

Васильев Ганя

8,1

10,7

118

2

2

12

7

12

Борисов Артемий

7,8

10,8

110

2

2

14

3

13

Сивцев Вова

8,1

10,8

110

3

1

10

3

14

Анисимов Артем

7,8

10,6

110

0

0

16

3

15

Заровняев Миша

7,6

10,5

127

4

2

20

5

16

Максимова Изабель

8,0

10,6

110

5

2

17

3

17

Собакин-Степанов Леня

6,2

10,6

135

3

1

25

6

18

Енохова Милана

7,8

11,0

108

5

0

16

1

19

Эверстов Тимур

6,9

10,9

118

2

1

22

5

20

Борисов Миша

7,4

10,5

110

2

1

15

4

21

Винокуров Сарыал

6,8

10,5

128

3

2

24

8

22

Моисеенко Рома

7,5

11,0

116

2

2

18

5

23

Огай Глеб

7,8

10,6

118

1

1

17

5

24

Огай Олег

7,9

10,7

120

0

2

20

3

25

Чекальдин Алеша

7,5

10,8

118

4

0

19

3

26

Жирохов Артем

7,0

11,0

107

0

2

19

4

27

Иванов Артем

6,9

10,8

110

2

0

20

3

28

Соловьева Нелли

6,8

10,4

130

9

1

21

2

29

Турсунов Руслан

9,2

11,5

95

0

0

6

0

30

Саввинов Вова

6,7

10,5

110

6

1

29

10

31

Макарова Василиса

8,7

11,2

100

5

1

9

0


Итого

8,1/7,6

11,1/11,1

115/115

6/2

1/1

16/18

2/5











Показатели физической подготовленности второклассников в конце 2022-23 учебного года в первом этапе проекта

Таблица 2

Фамилия имя

Бег на 30м

3х10м

Прыжок в длину

Тест на гибкость

Метание в цель

Поднимание туловища

Отжимания

1

Абрамов Артур

8,5

10,5

98

0

1

4

0

2

Абрамова Арианна

6,1

9,6

138

12

3

32

12

3

Апресов Левон

6,9

9,7

128

4

2

24

8

4

Каплин Тимур

7,1

10,2

122

3

1

20

6

5

Кокарев Артем

7,6

10,2

120

2

1

25

4

6

Корякин Эрсан

8,0

10,6

110

1

2

20

5

7

Кравченко Валерия

7,8

10,1

123

3

2

26

5

8

Куличкина Кира

8,8

10,2

118

6

0

12

0

9

Терентьева Алиса

7,3

10,6

103

5

1

20

4

10

Тихомирова Лена

10,1

11,6

91

5

1

0

0

11

Васильев Ганя

8,0

10,7

118

2

2

12

7

12

Борисов Артемий

7,6

10,8

115

2

2

14

3

13

Сивцев Вова

8,1

10,8

112

3

1

10

3

14

Анисимов Артем

7,8

10,6

110

0

0

16

3

15

Заровняев Миша

7,6

10,5

127

4

2

20

5

16

Максимова Изабель

8,0

10,6

115

5

2

17

3

17

Собакин-Степанов Леня

6,2

10,6

135

3

1

25

6

18

Енохова Милана

7,6

11,0

110

6

0

16

1

19

Эверстов Тимур

6,7

10,9

118

2

1

22

5

20

Борисов Миша

7,4

10,5

110

2

1

15

4

21

Винокуров Сарыал

6,8

10,5

128

3

2

24

8

22

Моисеенко Рома

7,3

11,0

116

2

2

18

5

23

Огай Глеб

7,5

10,6

118

1

1

17

5

24

Огай Олег

7,6

10,7

120

0

2

20

3

25

Чекальдин Алеша

7,3

10,8

118

4

0

19

3

26

Жирохов Артем

7,0

10,8

107

0

2

19

4

27

Иванов Артем

6,8

10,8

110

2

0

20

3

28

Соловьева Нелли

6,7

10,4

130

9

1

21

2

29

Турсунов Руслан

8,9

11,5

98

0

0

6

0

30

Саввинов Вова

6,5

10,2

110

6

1

29

10

31

Макарова Василиса

8,7

11,2

100

5

1

9

0


Итого

7,8/7,1

10,8/10,9

118/119

6/3

1/1

17/19

2/5









Показатели физической подготовленности третьеклассников в начале 2023-24 учебного года во втором этапе проекта

Таблица 3

Фамилия имя

Бег на 30м

3х10м

Прыжок в длину

Тест на гибкость

Метание в цель

Поднимание туловища

Отжимания

Смешанное передвижение на 1000м

1

Абрамов Артур

8,5

11,1

95

0

1

2

0

выбыл

2

Абрамова Арианна

6,1

9,4

138

14

3

32

12

5,51

3

Апресов Левон

6,8

10,5

135

4

3

28

13

6,52

4

Каплин Тимур

6,9

10,8

122

3

3

20

6

7,53

5

Кокарев Артем

7,8

10,7

131

2

1

26

4

8,05

6

Корякин Эрсан

7,7

10,9

116

1

2

25

5

7,48

7

Кравченко Валерия

7,9

10,7

128

3

2

35

6

6,91

8

Куличкина Кира

8,8

10,9

120

6

0

14

0

8,07

9

Терентьева Алиса

6,3

9,6

130

8

3

17

6

5,55

10

Тихомирова Лена

10,1

11,6

91

5

1

0

0

выбыла

11

Васильев Ганя

8,0

10,7

118

2

2

12

7

7,78

12

Борисов Артемий

7,8

10,8

115

2

2

15

3

7,13

13

Сивцев Вова

8,1

10,8

110

3

1

10

3

7,32

14

Анисимов Артем

7,8

10,6

117

0

0

16

3

7,52

15

Заровняев Миша

7,5

10,5

132

4

2

20

6

7,43

16

Максимова Изабель

8,0

10,6

118

5

2

18

5

8,08

17

Собакин-Степанов Леня

6,2

10,6

136

3

1

27

6

7,14

18

Енохова Милана

7,4

11,0

115

5

0

18

2

7,57

19

Эверстов Тимур

6,7

10,9

118

2

1

22

5

7,10

20

Борисов Миша

7,0

10,5

115

2

1

15

4

7,35

21

Винокуров Сарыал

6,5

10,5

128

3

2

24

10

6,54

22

Моисеенко Рома

7,2

11,0

116

2

2

18

5

7,12

23

Огай Глеб

7,1

10,6

122

1

1

18

5

8,01

24

Огай Олег

6,7

10,7

123

0

2

20

4

8,04

25

Чекальдин Алеша

6,5

10,8

118

4

0

19

3

8,08

26

Жирохов Артем

7,0

11,0

107

0

2

19

4

8,10

27

Иванов Артем

6,9

10,8

110

2

0

20

3

выбыл

28

Соловьева Нелли

6,7

10,4

135

9

1

22

4

7,02

29

Турсунов Руслан

8,2

11,5

102

0

0

6

0

выбыл

30

Саввинов Вова

6,8

10,5

115

6

1

29

10

6,50

31

Макарова Василиса

8,2

11,2

103

5

1

11

0

8,35


Итого

6,9/6,8

10,2/10,3

120/124

8/3

2/2

19/21

2/5

7,28/7,58



Полный текст материала Проект "Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Габышева Татьяна Семеновна  Публикатор
29.01.2024 0 242 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК