Презентация урока истории по теме: "Внутренняя политика Николая I", 8 класс


Слайд 1
ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе.
Слайд 2
План урока 1. Личность императора Николая I. 2. Укрепление роли государственного аппарата. 3. Укрепление опоры самодержавной власти. 4. Попытки решения крестьянского вопроса. 5. Русская православная церковь и государство.
Слайд 3
Личность императора Николая I Екатерина II Мария Федоровна Павел Петрович «Сегодня мамаша родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Длиною он аршин без двух вершков, Александр Константин Николай а руки немного меньше моих. Если он будет Дитя равняется с продолжать, как начал, царями! то братья окажутся Родителям по карликами перед этим крови, Г.Р. колоссом» По сану – исполин. Державин
Слайд 4
Личность императора Николая I Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Воспитатель Ламздорф в строгости воспитывал младших сыновей Павла. Николай I «Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и, я думаю, без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко граф Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков".
Слайд 5
Какие Как эти методы методы использовал могли отразиться Ламздорф на в Личность императора Николая I характере воспитании будущего Николая? императора? Этот рассказ Николая о своем воспитании нисколько не преувеличен. Ламздорф бесчеловечно бил будущего императора. Нередко воспитатель пускал в ход линейку и даже ружейный шомпол. Великий князь был строптив и вспыльчив. Нашла коса на камень. И граф Ламздорф иногда в припадке ярости хватал мальчика за воротник и ударял его об стену.
Слайд 6
Личность императора Николая I В своих записках педагоги не скупятся на отзывы, нелестные для юного Николая Павловича. Они уверяют, что он был груб, коварен и жесток. Он любил кривляться и гримасничать. Это было в духе его деда Петра III. Несмотря на многочисленных воспитателей, этот юноша вел себя в обществе как недоросль. "Он постоянно хочет блистать своими острыми словцами, - писали про него кавалеры, - и сам первый во все горло хохочет от них, часто прерывая разговор других". Николай Павлович
Слайд 7
Личность императора Николая I Семья ПавлаI Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Николаю Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги.
Слайд 8
Личность императора Николая I Франц Крюгер Русская гвардия в Петерегофе В три года мальчик впервые надел военный мундир. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.
Слайд 9
Личность императора Николая I Николай Павлович был высокого роста, сухощав, грудь имел широкую, руки несколько длинные, лицо продолговатое, чистое, лоб открытый, нос римский, рот умеренный, взгляд быстрый, голос звонкий, но говорил несколько скороговоркой. Вообще он был очень строен и ловок. В движениях не было заметно ни надменной важности, ни ветреной торопливости, но видна была какая-то неподдельная строгость. Василий ГОЛИКЕ Портрет великого князя Николая Павловича.
Слайд 10
Почему Какой опыт Николая приобрел готовили Николай, только ежедневно к военной Личность императора Николая I карьере, находясь не посвящая в дворцовой в вопросы передней? политики и управления? Николай Павлович "Все мое знакомство со светом, ограничивалось ежедневным ожиданием в передних. От нечего делать вошло в привычку, что в сем собрании делались дела по гвардии, но большей частью время проходило в шутках и насмешках насчет ближнего. Бывали и интриги. В то же время вся молодежь, адъютанты, а часто и офицеры ждали в коридорах, теряя время или употребляя оное для развлечения почти так же и не щадя начальников, ни правительство... Время сие было потерей времени, но я драгоценной практикой для познания людей и лиц, и я сим воспользовался".
Слайд 11
Личность императора Николая I В ноябре 1825 г. Умер император Александр I. Какое событие омрачило вступление Николая I на престол? Восстание на Сенатской площади
Слайд 12
Личность императора Николая I Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I ? Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. “…время Николая I – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии». Какова главная задача царствования Николая I? Историк А.Е. Пресняков
Слайд 13
Личность императора Николая I Фрейлина А.Ф. Тютчева «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний». Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Порядок, который должен быть установлен в стране: строгая централизация; полное единоначалие; безоговорочное подчинение низших высшим.
Слайд 14
Личность императора Николая I Фрейлина А.Ф. Тютчева «…этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарский характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещенный, хотя и лишенный широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни». Противоречивость в политике НиколаяI : Постоянная борьба с революционны движением, гонение на все передовое и прогрессивное в стране; Попытка проведения мероприятий, которые бы искоренили недостатки существующей системы.
Слайд 15
Личность императора Николая I Ф. Тютчев Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен... А.С. Пушкин
Слайд 16
Личность императора Николая I Ответить на этот вопрос не так легко, ибо Николай Павлович Романов не случайно любил посещать маскарады: это его пристрастие к личинам характерно для его биографии и политики. Через призму этих особенностей и надо изучать царствование Николая I.
Слайд 17
Укрепление роли государственного аппарата При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. При нем большое значение приобрела Собственная Его императорского величества Канцелярия.
Слайд 18
Укрепление роли государственного аппарата Собственная Его Императорского Величества Канцелярия I Отделение Контроль за исполнением распоряжений царя I I I Отделение Орган политического сыска и контроля за умонастроениями I I Отделение Кодификация законов
Слайд 19
Укрепление роли государственного аппарата Вспомните, какие преобразования в России связаны с именем М.М. Сперанского? Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят? Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в Российском законодательстве затрудняла решение дел.
Слайд 20
Укрепление роли государственного аппарата В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М. Сперанского. Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов. Сперанский выполнил работу за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г.- Свод действующих законов государства. М.М. Сперанский
Слайд 21
Укрепление роли государственного аппарата В.П. Кочубей В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством бывшего члена Негласного комитета графа В.П. Кочубея. Кочубея Ему было поручено составить проект реформы государственного управления. Однако решить эту задачу ему не удалось.
Слайд 22
Укрепление роли государственного аппарата Многие даже мелкие решения принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составила 90 тыс. человек ( в начале правления Александра I чиновников было 15 тыс.)
Слайд 23
Что вы можетеопоры сказать о системе управления Укрепление самодержавной власти Николая I? Ф.П. Вронченко Николай I назначил министром финансов Ф.П. Вронченко, и когда вел. Кн. Михаил Павлович выразил на этот счет удивление, император сказа: «Полно, брат! Я сам себе министр финансов, мне только нужен секретарь для очистки бумаг». Вронченко совершенно соответствовал этой цели. Но для поддержания заведенного порядка потребовался заместитель, томуеще один. И – пошло…»
Слайд 24
Как вы думаете, о чем было запрещено писать в Укрепление роли государственного аппарата царствование Николая I ? Органы IIIотделения были созданы на местах. В распоряжении шефа III отделения была создана вооруженная сила – корпус жандармов. Шеф генерал Бенкендорф. Для обуздания печати Николай ввел жесткую цензуру. А.Х. Бенкендорф Цензура- система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.
Слайд 25
Укрепление роли государственного аппарата Определите круг обязанностей III отделения. “…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…” (Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53
Слайд 26
Укрепление роли государственного аппарата С.С. Уваров Цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которое возглавлял С.С. Уваров. В 1826 г. принят «Устав о цензуре», названный «чугунным». Было запрещено принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения.
Слайд 27
Укрепление роли государственного аппарата Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму? Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают.
Слайд 28
Укрепление опоры самодержавной власти Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило обнищание части дворян. Для этого был изменен порядок наследования крупных имений. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались старшему в роде. С 1928 г. в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников. вывод Эти меры заметно повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны.
Слайд 29
Попытки решения крестьянского вопроса Николай I “ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда». Как Николай I относился к крепостному праву? Какие трудности испытывали крестьяне? Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос.
Слайд 30
Попытки решения крестьянского вопроса Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел генерал П.Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ. Главный пункт- введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы. П.Д. Киселев
Слайд 31
Попытки решения крестьянского вопроса В государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. было открыто 26 тыс. школ со 110 тыс. учащимися. Дайте оценку эти цифрам. Много или мало было открыто школ?
Слайд 32
Попытки решения крестьянского вопроса Там , где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян в другие районы страны. Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожаев, было решено создать «общественную запашку». Здесь крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда.
Слайд 33
Попытки решения крестьянского вопроса Было запрещено: •продажа крепостных за долги; •розничная продажа членов одной семьи.
Слайд 34
Попытки решения крестьянского вопроса Помещикам было дано решение освобождать крепостных без земли. 1842 г. указ об «обязанных» крестьянах. Помещики могли освобождать крестьян с землей в наследственное владение, но за это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу помещиков.
Слайд 35
Попытки решения крестьянского вопроса В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Крепостное право в России продолжало сохраняться.
Слайд 36
Попытки решения крестьянского вопроса Николай I «Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень еще далеко…» Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?
Слайд 37
Попытки решения крестьянского вопроса Николай I «…в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни…» Почему император считал отмену крепостного права преждевременным?
Слайд 38
Русская православная церковь и государство Стр. 67 •Как определялось положение церкви и государства на протяжении ХIХ века? В чем это выражалось? •Охарактеризуйте структуру Синода? •Разрешалось ли в стране исповедовать другие религии? •Кого называли старцами? •Положение старообрядцев в стране?
Слайд 39
Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях. Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», самодержавия то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. Памятник Николаю I в Санкт- Петербурге
Слайд 40
Иллюстрации. 1. clubs.ya.ru/zh-z-l/replies.xml%3...o%3D1461 2. www.liveinternet.ru/users/igorin...2201786/ 3. www.liveinternet.ru/users/333035...43.shtml 4. www.hrono.ru/biograf/derzhvin.html 5. kalte-winter.livejournal.com/tag...5D1%258B 6. ricolor.org/history/mn/np/5/ 7. rostislava.livejournal.com/10036...3D154420 8. www.liveinternet.ru/users/201023...4167939/ 9. andrei-stoliar.ru/post119157511/ 10.vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTOR...LKIN.HTM 11.www.all-pages.com/city_photo/2/2...0/5.html 12.funeral-spb.ru/necropols/nikolsk...snyakov/ 13.www.liveinternet.ru/users/vera_l...2648406/ 14.gazeta.aif.ru/online/dochki/321/42_01 15.www.nemiga.info/peterburg/peterb...ai-1.htm 16.www.liveinternet.ru/users/tat135...7368692/ 17.www.hrono.ru/biograf/speran.html 18. katushka.net/torrents/Car_Alekse...VU_45190 19. liveinternet.ru 20. ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%2592...5D1%2587 21. www.tonnel.ru/%3Fl%3Dgzl%26uid%3D667
Слайд 41
22. www.liveinternet.ru/users/201023...6489838/ 23 http://www.bg-gallery.ru/searchresult.php?searchobject= %C4%E5%F2%E8 24. ruskline.ru 25. www.erm.ee/vanast/pysi/ruspages/...old.html 26. liveinternet.ru 27. www.nsad.ru/index.php%3Fissue%3D...le%3D331 28. www.liveinternet.ru/users/175811...9391320/ 29. varjag-2007.livejournal.com/713772.html 30. tetradalinqkriger.blogspot.com/2...4/2.html 31. hrono.ru/biograf/nikolai1.html Литература. 1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России 19 век. 8 класс. 2.Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России. 19 век. 8 класс. 3.Г. Чулков. Императоры

Полный текст материала Презентация урока истории по теме: "Внутренняя политика Николая I", 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Эсманская Алла Георгиевна  esma
07.12.2010 9 32522 10217

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК