Базы данных. Системы управления базами данных. Для 9 класса.
















Семененко Ольга Александровна,

учитель информатики 1 квалификационной категории,

Базы данных. Системы управления базами данных

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 5, го Богданович

Предмет: Информатика и ИКТ.

Тема: Базы данных. Системы управления базами данных.

Продолжительность: 2 урока (по 40 минут).

Класс: 9

Аннотация:

Данный урок является основным в разделе базового курса «Информатики и ИКТ», он относится к современной области компьютерных информационных технологий – технологии работы с базами данных. Ученики подробно знакомятся с основными объектами базы данных. Используя приобретенные знания, занимаются практической деятельностью.

Конкурс «Зов времени».

Урок с использованием ИКТ.

«Базы данных. Системы управления базами данных»

Тема: Базы данных. Системы управления базами данных.

Тип урока: комбинированный урок.

Изучаемые вопросы:

  1. Определение информационной системы.

  2. Определение БД И СУБД.

  3. Типы СУБД.

  4. Реляционная СУБД. Таблица, запись, поле.

  5. Знакомство с СУБД Ms Access.

    • Основные объекты СУБД Ms Access.

    • Создания таблиц.

    • Типы данных и их свойства.

  6. Выполнение практических работ.

  7. Закрепление нового материала.

  8. Итоги урока.

Цель урока: формирование основных понятий и умений по теме «Базы данных».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, с классификацией БД;

  • показать практическое применение теоретического материала;

  • дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.

Развивающие:

  • способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;

  • развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

  • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы;

  • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

  • воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе

Средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, набор ЦОР.

Программное обеспечение: Ms Access, Ms PowerPoint 2007, Media Player Classic (или Adobe Flash Player).

Используемые ЦОР:


Название ЦОР

Тип ЦОР

Формат

Назначение


1



Урок с использованием ИКТ

Слайд (интерактивный)

pps

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся.


2



Окно базы данных в СУБД Access

Слайд (интерактивный)

swf

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся


3

Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД Access

Слайд (интерактивный)

swf

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

4



Основные объекты базы данных в СУБД Access

Слайд (интерактивный)

swf

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся


5


Основные типы данных в СУБД Access

Слайд (интерактивный)

swf

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся


6



Создание таблиц в режиме конструктора таблиц в СУБД Access

Слайд (интерактивный)

swf

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

7.

Практическая работа № 1 «Создание таблицы»

Текстовый документ

doc

Карточка для выполнения практической работы для учащихся

8.

Практическая работа № 2 «Создание формы»

Текстовый документ

doc

Карточка для выполнения практической работы для учащихся

Основные этапы урока:

Ход урока

Время (мин.)

1. Организационный момент
(приветствие и проверка отсутствующих)

2

2. Цель и план работы на уроке

3

3. Введение знаний.

37

4. Выполнение практических работ на компьютере

30

5. Подведение итогов обучения

6

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

2





Содержание:



Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть!

- Садитесь.

- Есть ли отсутствующие?

- Здравствуйте!

Садятся.

Называют отсутствующих.

  1. Цель и план работы на уроке

- Мы сегодня с вами познакомимся с одним из средств хранения большого объема информации. В начале занятия я вам предлагаю разгадать кроссворд. Разгадав его, мы узнаем тему сегодняшнего урока. (Показ презентации «Урок с использованием ИКТ»)

Вопросы к кроссворду:

Ответ появляется по щелчку мыши

  1. Объект, состоящий из строк и столбцов. (Таблица)

  2. Формат файла. (Расширение)

  3. Чем является информация для человека с точки зрения познания. (Знание)

  4. Единицы измерения информации. (Байт)

  5. Характеристика ячейки, которая задается с помощью номера строки и имени столбца. (Адрес)

  6. Первое устройство для счета. (Абак)

  7. Устройство вывода информации. (Монитор)

  8. Устройство ввода информации. (Сканер)

  9. Предложение, про которое можно сказать истинно оно или ложно. (Высказывание)

  10. Совокупность характеристик компьютера (Архитектура)

- Молодцы!

- Давайте запишем дату и тему сегодняшнего урока «Базы данных. СУБД».

- Сегодня мы познакомимся с новым методом применения компьютера при обработке информации
















Отвечают на вопросы.





















Записывают дату и тему урока.

  1. Введение знаний





















Показ презентации «Урок с использованием ИКТ».


Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников? А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива?



С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.

Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора.
Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков.
Что вы считаете для учеников признаками?



Поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.


И нформационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо вручную, либо автоматически



Информационно-поисковая система состоит из двух частей:

  • большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных);

  • программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных)
















(Комментарии из интерактивных слайдов)


























(В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)


























(Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)





Записать определение ИПС.


БД классифицируются:

  1. по характеру хранимой информации

    1. фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)

    2. документальные (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)

  2. по способу хранения данных

    1. централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)

    2. распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)

  3. по структуре организации данных

  1. реляционные – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)

  2. иерархические

  3. сетевые


Запись – информация об одном объекте.

Поле – характеристика объекта (атрибут)

Имя поля – название поля (заголовок)


Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.


Первичный ключ в БД – это поле или совокупность полей, значение которого не повторяется у разных записей.


Основные объекты БД:

1.Таблицы – основная часть любой БД (состоит из строк – записей и столбцов – полей).

2. Запросы – используются для выборки, поиска, сортировки данных.

3. Формы – используются для удобного представления и ввода информации на экране.

4 . Отчеты – предназначены для вывода данных на печать.


Основные типы данных:

- текстовый – алфавитно-цифровые данные;

- МЕМО – текст любого размера;

- числовой – числовые данные;

- дата/время;

- денежный;

- счетчик – автоматическая нумерация записей;

- логический («да», «нет», «true», «False», 0 или 1)


Запуск MS Access: ПускВсе программы -Microsoft Office – Microsoft Access 2003.

  1. Первичное закрепление знаний в виде выполнения практической работы.

- А сейчас я вам предлагаю закрепить полученные сегодня знания, выполнив две практических работы.



Выполняют практические работы за компьютерами.

5. Подведение итогов обучения

Просмотр презентации (продолжение).

Итак, вы научились создавать и заполнять таблицы, вносить информацию через форму. Давайте подведем итог сегодняшнего занятия.

  • Что понимают под ИПС?

  • Что такое БД и СУБД?

  • Какой тип базы данных мы сегодня изучили? Что для него характерно?

  • Назовите основные объекты базы данных Ms ACCESS.

Отвечают на поставленные вопросы.


6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

§10,§11

Задание: Определите структуру (состав полей), ключи, типы и формат полей для реляционных баз данных под такими названиями:

  1. Страны мира

  2. Мои одноклассники

  3. Кинофильмы

  4. Телефонный справочник

  5. Мои посещения врача

Записывают домашнее задание.

Интерактивные пособия (ЦОР) взяты c сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru

Практическая работа № 2

«Создание формы».

Вы уже научились создавать таблицу.

Примечание: Недостатком этого способа ввода данных является то, что нет обзора всей записи в случае, когда полей слишком много и они не умещаются на экране или содержимое полей не входит в ширину столбца. Чтобы была видна вся запись при вводе данных в конкретной таблице, можно создать для нее форму.

Форма – это производный объект, в окне которого отображается, как правило, одна запись таблицы, причем пользователь имеет возможность по своему усмотрению разместить поля в окне Формы. Обычно Форму используют для ввода данных.

Чтобы создать Форму надо выполнить следующие шаги:

  1. Запустить MS Access.

  2. Открыть окно База данных. (Т.е. в левом окне выбрать свою БД)

  3. Сделать вкладку Форма активной, щелкнув левой кнопкой мыши по ней, и нажать на Создание формы с помощью Мастера.

  4. В окне Создание форм выбираем поля для формы: для этого выделяем имя поля и нажимаем на кнопку >, если хотите взять все поля из таблицы, то надо нажать на кнопку >>, затем нажать на кнопку Далее.

  5. В окне Создание форм выбираем внешний вид формы, например: в один столбец, Далее.

  6. В окне Создание форм выбираем стиль (дизайн) формы, Далее.

  7. Задаем имя формы (можно согласиться с предложенным) и соглашаемся с открытием формы для просмотра или ввода данных, Готово.

Примечание: Окно Формы в отличие от окна Таблицы содержит только одну за-пись. Перемещение по записям производится аналогично перемещению в окне табли-цы. Ввод данных осуществляется по записям аналогично вводу в таблицу.

Если вас не устраивает структура формы, ее можно изменить, для этого надо выделить имя формы и щелкнуть по кнопке Конструктор.

Нажмите на кнопку Конструктор. Перед вами окно Формы в режиме конструк-тора.


Окно состоит из 3 основных частей:

  1. Заголовок формы. Служит для изображения произвольного текста (заголовка, сообщения, инструкций). Он постоянен, т.е. не меняется при перемещении по записям. Область заголовка формы можно расширить, если опустить нижнюю границу, «схватив» ее мышью. Попробуйте расширить область заголовка.

  2. Область данных. Служит для размещения основных элементов: полей и их значений. Она может быть расширена за счет изменения нижней границы. Элементы можно: перемещать, изменять размер и цвет рамки, фон заливки, можно вставлять или удалять новые поля. Текст можно редактировать, удалить, добавить новый, переместить. Изменять размер шрифта, начертание, цвет, заливку, выравнивание. Внесите изменения и посмотрите результат.

  3. Примечание формы. Здесь вставляются примечания, если они нужны.


Примечание: Структуру Формы можно настраивать под себя, используя операции панели Элементов и панели Формат. Найдите эти панели.


Практическая работа № 1

«Создание таблицы».

Запустите программу MS Access.

В левом окне выбираем «Создать файл…». Затем – «Новая база данных…».

На экране открывается окно: «Файл новой базы данных», и в строку Имя файла следует ввести имя, например «Друзья и знакомые» и выбрать папку для сохранения, пусть это будет папка «Мои документы». После того, как вы нажмете ОК, откроется окно «Друзья и знакомые: база данных».

Примечание: В MS Access существует два способа создания структуры таблицы – с помощью Конструктора и с помощью Мастера таблиц. При создании таблицы с помощью Конструктора все поля и их свойства определяются вручную самостоятельно, а при создании таблицы с помощью Мастера предлагается более 40 образцов таблиц, предназначенных для использования в личных или деловых целях, каждая из которых содержит соответствующий набор полей. После выбора полей, Мастер автоматически создает таблицу. Для начинающих пользователей удобен второй путь.

Таким образом, в появившемся окне выбираем «Создание таблицы с помощью Мастера». Появляется окно «Создание таблиц».

В окне «Создание таблиц» делаем отметку напротив слов «Личное применение», выбираем из раздела Образцы таблиц, например Адреса.

Далее выбираем из раздела Образцы полей поля, которые мы решили включить в таблицу, для этого поочередно выделяем мышью имя поля в списке образцов полей и нажимаем на кнопку >, чтобы образец поля попал в список полей новой таблицы. В нашем примере мы должны выбрать следующие поля: Код адреса, Фамилия, Имя, Дата рождения, Адрес, Телефон, Увлечения.

В образце полей не окажется поля Отчество, чтобы его внести в поля новой таблицы, надо внести любой образец поля, например Имя супруга и в разделе Поля новой таблицы выделить имя поля Имя супруга, затем нажать на кнопку Переименовать поле… и в открывшемся окне ввести новое имя – Отчество.

Поля новой таблицы заданы, автоматически программой будут определены типы данных заданных полей. Нажимаем кнопку Далее. В следующем окне диалога вводим имя новой таблицы (можно оставить предлагаемое - Адреса) и разрешить MS Access автоматически определить ключ, т.е. нажимаем кнопку Далее. В последнем окне диалога остается согласиться на непосредственный ввод данных в таблицу и нажать кнопку Готово. Структура записи определена.

Примечание: Все имена полей представлены в виде заголовков столбцов таблицы. Поле Код Адреса является ключевым, это поле счетчик, т.е. нумерует записи в порядке ввода. Заполняется автоматически, как только заполнена хоть одна ячейка строки таблицы.

Если что-то не устраивает в созданной таблице, можно исправить структуру существующей таблицы, для этого надо выделить ее имя в списке таблиц и нажать на кнопку Конструктор.

В открывшемся окне мы видим Таблицу адреса в режиме конструктора. В этом окне можно изменить имя поля и тип данных, определить свойства поля, а также вводить новые поля, переставлять поля и удалять старые поля.




Слайд 1
Урок с использованием ИКТ Составитель: Семененко О.А.
Слайд 2
1 Т А Б Л И Ц А 2 Р А С Ш И Р Е Н И Е 3 З Н А Н И Е 4 Б А Й Т 5 6 7 А Д Р Е С А Б А К М О Н И Т О Р С К А Н Е Р В Ы С К А З Ы В А Н И Е 8 9 10 А Р Х И Т Е К Т У Р А
Слайд 3
БАЗЫ ДАННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации для взаимодействия с пользователем БАЗА ДАННЫХ (БД) Примерами информационных систем являются системы продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты. WWW – это тоже пример глобальной информационной системы Организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ Краткие сведения об объектах в строго определенном формате Документы в различном формате • каталог библиотеки • база данных кадров • справочная картотека •...................... • текстовая информация • графические объекты • звуковая информация • объекты мультимедиа •...................... РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ БД Хранение различных частей одной базы данных на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью.
Слайд 4
РЕЛЯЦИОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ  Структура данных Название Поле Материал «Игрушки» Цвет Мячи резина красный 75 Кубики дерево голубой 20 Куклы пластмасса желтый 34 Объекты Характеристики (атрибуты) объектов Имя поля Запись Количество Запись Информация об одном объекте Поле Характеристика объекта (атрибут) Имя поля Название поля, вынесенное в заголовок
Слайд 5
РЕЖИМЫ РАБОТЫ СУБД  Создание базы данных Создание базы данных – это подготовка файла для будущей таблицы. В режиме диалога в среде СУБД пользователь вводит в компьютер структуру базы данных: имена всех полей таблицы, их типы и форматы. Заполнение базы данных Заполнение базы данных может производиться непосредственно в полях реляционной таблицы. Для добавления новых записей удобно использовать пользовательские формы. Редактирование базы данных Выбор данных Редактирование базы данных – это возможность изменения данных и структуры реляционной таблицы в среде СУБД: изменение типов и форматов полей, добавление и удаление полей и записей, редактирование записей Одна из основных задач СУБД – обслуживание запросов на выбор данных. Условие выбора в команде записывается в форме логического выражения.
Слайд 6
ТИПЫ ПОЛЕЙ В РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗАХ ДАННЫХ  Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях числовой Значение поля может быть только числом символьный дата / время В этих полях хранятся символьные последовательности (слова, тексты и пр.) Эти поля предназначены для хранения календарных дат и данных о времени суток Дата: «день / месяц / год» Время: «часы : минуты» База данных «Учет затрат времени» Учет времени Дата Затраты времени № дела Конец 12 / 04 / 07 12 : 45 13 : 25 40 112 12 / 04 / 07 16 : 15 18 : 45 150 38 13 / 04 / 07 10 : 30 14 : 25 235 221 время да нет true false «1» «0» База данных «Факультативы» Начало дата логический числовой Фамилия, имя ИЗО Химия Танцы Иванов Петя 1 0 1 Петров Ваня 0 1 1 Сидоров Витя 1 0 0 символьный логический
Слайд 7
ПЕРВИЧНЫЙ КЛЮЧ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ  ПЕРВИЧНЫЙ КЛЮЧ в базе данных – это поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей Простой ключ Номер Автор Составной ключ Название Год Полка Город № школы Директор Телефон 001 Беляев А. Р. Звезда КЭЦ 1990 3 Крюков 1 Иванов А. П. 12 - 35 002 Олеша Ю. К. Избранное 1987 5 Шадринск 1 Строев С. С. 4 - 33 - 11 003 Беляев А. Р. Избранное 1994 1 Шадринск 2 Иванов А. П. 4 - 23 - 15 В базе данных «Домашняя библиотека» у разных книг могут совпадать значения полей, но инвентарный номер у каждой книги свой В этой таблице у разных записей не могут совпадать одновременно значения двух полей: «Город» и «№ школы». Они образуют составной ключ таблицы.
Слайд 8
Окно базы данных в СУБД Access
Слайд 9
Основные объекты базы данных в СУБД Access
Слайд 10
Создание таблиц в режиме конструктора таблиц в СУБД Access
Слайд 11
Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД Access
Слайд 12
Основные типы данных в СУБД Access
Слайд 13
Практическая работа 1. «Создание таблицы» 2. «Создание формы» Запуск MS Access:MS MS Access:Access: Пуск – Все программы -Microsoft Office – Microsoft Access 2003
Слайд 14
Подведение итогов урока: • Что понимают под ИПС? • Что такое БД и СУБД? • Какой тип базы данных мы сегодня изучили? Что для него характерно? • Назовите основные объекты базы данных Ms ACCESS.
Слайд 15
Домашнее задание: §10,§11 Задание: Определите структуру (состав полей), ключи, типы и формат полей для реляционных баз данных под такими названиями: • Страны мира • Мои одноклассники • Кинофильмы • Телефонный справочник • Мои посещения врача

Полный текст материала Базы данных. Системы управления базами данных. Для 9 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семененко Ольга Александровна  Angellka1
25.03.2010 5 26711 6575

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК